Несколько дней назад закончил свою пятидневную работу 38-й Всемирный экономический форум в Давосе. В этом году его официальнее мотто звучало как «Сила в инновационном сотрудничестве». И приняли участие в нем почти две с половиной тысячи участников разного уровня, среди которых было 27 глав государств, более сотни министров, почти полторы тысячи представителей крупных компаний из разных секторов экономики в том числе главы 74-х крупнейших транснациональных корпораций, входящих в «первую сотню» по рейтингам самых престижных экономических изданий.
В нынешнем году на форуме была и своя «ударная тема», что называется, дискуссионная «изюминка» — обвал мировых рынков.
Реальное падение мировых рынков, мрачные прогнозы и комментарии придали этому ежегодному съезду политико-экономического и прочего бомонда особую тональность. Возможная рецессия мировой экономики и кризис на финансовых рынках стали главными, сквозными сюжетами, уверенно отодвинув на второй планы даже проблемы «горячих» и «замороженных» конфликтов.
Аншлаг на это раз вызвало выступление профессора экономики из Нью-Йоркского университета Нуриэля Рубини. Именно он в прошлом году предупреждал участников Всемирного экономического форума, что грядет серьезный кризис. «Вопрос не в том, наступит или нет спад в американской экономике, — предупреждал профессор. — Ей предстоит аварийная посадка». Добавив при этом, что «ипотечный пузырь» вот-вот лопнет и в Великобритании, и в Испании, и в Ирландии, и во Франции. Но тогда мало кто воспринял эти слова с должным вниманием.
В дискуссии о том, насколько спад в экономике США скажется на европейских и азиатских рынках, в абсолютном большинстве оказались эксперты, утверждавшие, что США и остальной мир так тесно связаны между собой, что кризис в Соединенных Штатах неизбежно обретет характер мирового и продлится еще довольно долго, нанося ущерб как основным национальным экономикам, так и глобальным бизнес-игрокам. Кризис пришел из США, а вот бороться с ним предстоит всему миру — таков был лейтмотив большинства оценок.
Несмотря на заявления госсекретаря США Кондолизы Райс, что «экономика США устойчива, а ее долгосрочные фундаментальные показатели здоровы», Нуриель Рубини артикулировал опасения большинства выступавших: «Рецессия будет глубокой и долгой — не менее четырех кварталов… Это будет очень серьезная рецессия».
Впрочем, разумеется, были и другие оценки. К примеру, Фред Бергстен, известный американский экономист и один из основателей Peterson Institute for International Economics (http://www.iie.com), заявил, что мирового финансового кризиса не будет из-за развивающихся стран.
Хотя большинство экспертов не особенно убедил тезис, что экономические системы не взаимосвязаны, так как остальной мир опирается на страны с растущей экономикой, в частности Китай и Индию. Общее падение на биржевых площадках, по их мнению, подтверждает то, что инвесторы готовятся к масштабному спаду мировой экономики в 2008 году.
Известный финансовый иллюзионист и предсказатель Джордж Сорос заявил, что статус доллара как «валюты по умолчанию» в мировом масштабе в итоге этого спада будет утрачен. «Ситуация крайне серьезна. И теперь все зависит от того, в каком направлении будут действовать власти. Боюсь, что они не понимают тяжесть положения и действуют слишком медленно и неверно», — отметил он.
Нынешняя встреча в Давосе не могла отыскать некую панацею от сотрясающих мир экономических проблем. Скорее, как обычно, форум стал площадкой для дискуссий, благодаря которым проясняется, что является главным в сегодняшней глобальной повестке дня, что определяет ход мировой экономики, и, как следствие, всего человечества.
Тем не менее некоторые выводы стали более очевидными. Один из них состоит в том, что США больше не рассматриваются как единственный полюс мира. Если ранее говорили о неспособности США руководить миром в политическом плане, то в этом году абсолютное большинство участников форума сошлись во мнении, что и экономическое лидерство в отрыве от других государств последней мировой сверхдержаве уже не доступно.
Другой состоит в том, что в мире крепнет осознание необходимости создания эффективных структур глобального управления — наднационального экономического регулирования. Существующие структуры подобного рода, такие как МВФ или Всемирный банк, недееспособны, забюрократизированы и зачастую политически ангажированы. О них вообще мало кто упоминал в Давосе. По образному выражению одного из британских экономистов, нужна экономическая «карантинная» команда, способная локализовать кризис национальных экономик и не дать ему перекинуться на другие страны.
Правда, при всей пессимистичности главной дискуссии, далеко не все представители мирового бизнеса переживали по поводу спада на фондовых рынках.
«Я не думаю, что кризис окажет существенное влияние на Индию, — отметил, например, министр торговли и промышленности Индии Камал Натх. — Наш рост основывается на внутреннем спросе, а он не сократится, и мы будем увеличивать импорт».
Вице-премьер Госсовета КНР Цзэн Пэйяня в Давосе заявил, что Китай будет и далее проводить курс на поддержание устойчивого экономического роста и на углубление экономических реформ, работать над изменением модели экономического роста. «В 2008 году нашим приоритетом является предотвращение перегрева экономики и инфляции, — подчеркнул он. — Мы будем проводить осторожную бюджетную политику и жесткую денежную политику с тем, чтобы обеспечить баланс спроса и предложения, а также улучшить структуру экономики». «В стимулировании экономического роста мы основное внимание намерены уделять не инвестициям и экспорту, а развитию потребительского рынка. Мы также намерены существенно повысить долю сектора услуг в совокупном производстве», — подчеркнул вице-премьер.
В повестке дня Форума-2008 остались и традиционные темы, уже ставшие извечными для подобных встреч, как глобальное потепление, борьба с бедностью и т. п.
Кроме того на этот раз актуализированы были проблемы ВТО, точнее Дохийского раунда. Премьер-министр Великобритании Гордон Браун призвал участников форума к скорейшему решению проблем мировой торговли и достижению, наконец, прогресса в переговорах в рамках вышеназванного раунда. Браун также признал, что развитые страны должны отказаться от протекционизма, уменьшая, таким образом, риски в глобальной экономике. В рамках форума прошла также встреча министров торговли 30 заинтересованных стран, где обсуждались «возможности прорыва в затянувшемся Дохийском раунде».
Глава Microsoft Билл Гейтс, покидающий свою компанию летом 2008 года, больше других озаботился агропроблемами Африки. Планируя в ближайшем будущем сосредоточиться на управлении благотворительным фондом, он заявил, что намерен потратить 306 миллионов долларов на гранты для развития сельского хозяйства в Африке.
Бывший премьер-министр Великобритании Тони Блэр, выступивший в этом году в роли сопредседателя форума, в своей заключительной речи призвал к сотрудничеству в борьбе с терроризмом и противодействии вооруженным конфликтам, а также в разрешении проблем, связанных с глобализацией — в первую очередь, потеплением и нехваткой питьевой воды.
Гордон Браун, музыкант Боно, президент Нигерии Умару Мусса Яр’Адуа и еще десяток чиновников и предпринимателей выпустили совместный пресс-релиз, в котором пообещали сделать 2008 год поворотной точкой во всемирной борьбе с бедностью. А премьер-министр Японии Ясуо Фукуда заявил, что его страна в течение пяти лет выделит 10 миллиардов долларов на борьбу с глобальным потеплением.
Российская делегация в Давосе была одной из самых малочисленных за последнее время. В этом году Россию на форуме представляли вице-премьер и министр финансов Алексей Кудрин, глава Сбербанка Герман Греф, а также ведущие представители российского бизнеса, руководители «Вимм-Билль-Данна», «Лукойла», «Роснефти», Сбербанка, «Северстали», «Системы», ТНК-ВР, «Уралкалия», гендиректор и совладелец «Яндекса» Аркадий Волож.
Раньше России посвящались целые блоки мероприятий. На этом форуме — гораздо меньше. Среди конференций, вошедших в официальную часть давосского форума, России напрямую касалось только две: «Россия и ее соседи» и «Каковы геополитические амбиции России».
Свое выступление в Давосе министр финансов Алексей Кудрин начал с того, что Россия остается «островом стабильности» на фоне мирового финансового кризиса. Помнится, что где-то это уже звучало — «островок стабильности в мире хаоса и насилия»…
Инвесторы, отметил Кудрин, рассматривают Россию как достаточно стабильную страну для вложения средств: «Россия сумела за последние годы добиться стабильности в экономике и накопить значительные золотовалютные резервы, которые являются подушкой безопасности».
Еще до своего выступления А. Кудрин успел провести в кулуарах форума переговоры с представителями крупнейших потенциальных инвесторов. Они планируют вкладывать сотни миллионов долларов в российскую экономику, сообщил российский министр. По его словам, 2007 год продемонстрировал, что на экономику России «международный кризис ликвидности существенного влияния не оказал». Что касается его последствий, то, по его мнению, прогнозировать что-то пока преждевременно. Еще никто не знает глубины рецессии. «Мы, конечно, почувствовали негативные последствия кризиса, но они не станут для нас жестко отрицательными», — добавил он. По словам Кудрина, для российской экономики куда более важна стабильная экономическая политика и цены на нефть. По оценкам экспертов, среднегодовое снижение нефтяных цен на один доллар за баррель обходится России около 3 миллиардов долларов потерь по экспортным доходам, а это около 0,2 процента ВВП. Правда, по реалистичному признанию министра финансов, Россия пока вряд ли сможет стать стабилизатором мировой экономики. Эту роль, как признал он, сейчас, скорее всего, сыграют Индия и Китай.
Участники украинского ланча в Давосе также обсудили влияние мирового экономического кризиса. Уже упомянутый Фред Бергестен отметил, что наиболее существенными его последствиями для Украины являются риск возникновения новой волны протекционизма в экономической политике, вероятность противостояния со стороны новой администрации Соединенных Штатов Америки открытию рынков для продукции из других стран, в том числе и из Украины. Он также подчеркнул, что фактором риска для Украины является привязка валютного курса к доллару, а не к евро.
По мнению президента Европейского банка реконструкции и развития Жана Лемьера, перед Украиной стоят серьезные вызовы, среди которых наиболее важными являются необходимость срочной разработки эффективной энергетической политики, включая политику энергосбережения, развития инфраструктуры.
Скандально известный экс-президент Всемирного банка Джеймс Вульфенсон отметил, что главное в сегодняшней ситуации для Украины — дать четкое понимание инвесторам, что политическое соперничество в стране преодолено.
Президент Украины Виктор Ющенко сообщил во время ланча, что уже в феврале состоится присоединение Украины к ВТО.
Украинские журналисты выделили несколько «направления главного удара» родной страны на Давосском форуме. Первое — политическое. Президент Виктор Ющенко встретился в Давосе с госсекретарем США Кондолизой Райс, лидером консервативной партии Великобритании Дэвидом Камероном и генеральным директором ВТО Паскалем Лами. Все эти встречи были направлены на обеспечение политической поддержки Украине в ее масштабных проектах: вступлении в ВТО, в вопросах НАТО, проектах в энергетической сфере. Второе направление — проектно-экономическое. В Давосе всегда присутствует много крупных инвесторов и тот факт, что Украина получила приглашение на участие в заседании ВТО, является для них положительным сигналом. В. Ющенко, обращаясь к инвесторам, подчеркнул это дважды, а также постарался подробно охарактеризовать основные инвестиционные секторы, программы приватизации.
Белорусскую же делегацию в кулуарах форума встретить было невозможно, не была она замечена и на лыжных склонах курорта, как впрочем, и в прошлом году, и вообще в последние десять лет. Беларусь давно уже не бывает на подобных встречах, и хорошо известно почему. У них свой Давос — у нас свой.