Состояние российского общества вызывает тревогу. Одно дело, когда молодого преподавателя университета ставят на работу президентом, а он предлагает президенту должность премьер министра. Это — выбор России. Точнее — антивыбор.

Другое дело, когда в ближнем от Беларуси, Калининградском регионе, около миллиона человек празднует юбилей губернатора. А юбилей — это 45 лет от роду. И там прорабы вводят новые дома к юбилею юного российского чиновника. А мы говорим: «режим, ох режим».

Нефтяной и газовый угар

Сто лет назад, будь такой губернатор у власти, царь-батюшка его бы отправил на русско-турецкую войну. Или на Кавказ для искупления. А в нынешней России он был награжден каким-то орденом, причем четвертой степени. Перспектива есть, если будут давать каждые пять лет по ордену или медали. И тогда умрешь с первой степенью.

И так во всей России. Нефть — хорошо. Юбилеи — отлично. Запустили спутниковую систему навигации. Сказали, что — лучшая в мире. Или одна из лучших, а в мире их всего две. Американская и русская. Даже подарили Путину такой навигатор, чтобы он был с этим «прибором».

Но не работает система. Ошибки и неточности. А говорили, что дачный участок можно измерить с точностью до миллиметра. Получилась вселенская конфузия, а озвучил ее несостоявшийся (пока) кандидат в президенты России — Сергей Иванов. Этакий детектив. Прямо выбирай, что хочешь. Медведев — куратор национальных проектов, этакий женолюб, фасилитатор материнского капитала. И отвергнутый кем-то министр обороны. Честный, открытый и правдивый.

Интересно, а что Путин? Когда получил прибор по навигации. Маленький и надежный. Как он сам? Неужели не посмотрел, как он (прибор, конечно) работает. Интересно же. Или ему это было «все равно»? А другие? Может, надо было Бушу подарить. С ошибками, чтобы американцам стало по-настоящему страшно. Ракеты, ведь, по аналогичной навигации лететь в сторону США будут. Если разругается Россия с Западом, и начнет стратеговать.

Действительно: с нашими братскими соседями не соскучишься. Самый смешной пример уже при въезде в страну. Пограничники берут твой паспорт и кричат в трубку радиотелефона — фамилию и имя въезжающего в Россию иностранца. При этом все слышно, так как все пограничные контролеры находятся в одной сети. Слышат это и пассажиры. Очень открыто, всеобщая гласность в самом прямом смысле.

А тут спутниковая навигация. Справиться со списками нежелательных лиц не могут. Всенародно ищут преступника? Надеются, что Бен Ладен или Березовский будут найдены указанным пограничным способом. И такая метода уже на вооружении последние 5 лет. А может быть и больше. И так будет дальше? Будет, непременно, будет.

Но, странное дело, российские политики с такими мелочами не считаются. Они в обычных поездах не едут. «Вип» — это их удел. Страна богатеет с каждой минутой роста цен на нефть. Деньги текут реками. Открываются новые диагностические центры. Самые лучшие. А оборудование — немецкое. Лучшее в мире. Но не важно — они, россияне, впереди.

Когда выпускники физтеха приходили в 80-е годы работать в оборонные НИИ, то узнавали, что известная на весь СССР аэродинамическая труба была вывезена в 1946 году из Германии. А других нет, и не делали. Хватит одной. Умных ученых немцев с семьями после войны, по приказу Лаврентия Берии, вывезли в теплые места — в Сухуми. Где они жили с семьями в переоборудованных под лаборатории и институты домах отдыхах и пансионатах. И работали на науку до 1956 года.

Благодаря ли этим физикам и химикам, немцам, ученым Германии, сделаны новейшие приборы, покупаемые российскими властями для диагностических медицинских центров? Да — в конечном итоге, благодаря им. А русские, украинские, белорусские ученые в конечном итоге пошли торговать в Лужники, на Крещатик, на Комаровку или иные свои собственные новые рыночные институты развития. И саморазвития. И никакого Сухуми.

Все, что делает сейчас Россия, напоминает Шуру Балаганова, когда ему Остап Бендер подарил 10 тысяч рублей. «Забуревший» командор сделал ошибку: переоценил качества Шуры. За что тот и поплатился. Головокрушение от успехов и неадекватное восприятие действительности. В самой стране. И вне ее. Суть же — нетрудовые доходы. Новая энергетическая рента.

Сегодня пока весь мир платит энергетическую ренту России. За нефть и газ, за энергоресурсы. И больше не за что. Некоторые экономисты видят рост объемов производства и продаж технологических отраслей. Да, такое есть, но главный вектор — «хай-тек» находится вне поля деятельности правительства и президентской администрации. По этой причине и возникла «конфузия» с новой русской навигационной системой. Что-то потом поправится, но одно понятно. Явная переоценка своих собственных сил и ресурсов.

И это — главное в нынешней России. Нефтяной и газовый самообман, удушение от паров собственных нефти и газа. Страна начинает напоминать отравленного человека. Его шатает, он издает странные звуки. Этакий монстр с повадками ребенка. Голова взрослого и тело ребенка — так по странному совпадению охарактеризовали одного из важных и перспективных политиков России наши белорусские бабушки-пенсионерки.

«Курица сырая» — образ нынешнего антропогенеза России

Мои коллеги-философы в далекие 70-е годы поучали нас экономистов. Часто (как вы понимаете всегда невозможно) делали это блестяще. Помню прекрасную и удачную формулу: язык есть функция мозга. Каков язык, таково и содержание разума человека. Если повезет, то — интеллекта. В самом языке, его оборотах шифруется и дешифруется многое. В том числе и экономическая и социальная практика. Любой страны.

В последний приезд в Россию, как никогда, обнаруживаешь новые вербальные эффекты. Когда это демонстрирует Михаил Задорнов в своих концертах и выступлениях, то воспринимается как добрый юмор. Но, когда — это вживую и реально, то становится грустно.

Ровно, через полчаса нахождения в России, при посещении маленького частного магазина под Калининградом с удивлением обнаружил надпись на товаре «курица сырая». В тот момент по телевизору показывали, как юбилейный 45-летний губернатор, с явно рыночно выразительной фамилией — Босс, пел под гитару для студентов.

Сюрреализм настоящей России. Юбилей в 45 лет, губернатор с гитарой, «курица сырая». Душа не просто отдыхает, она наслаждается. Все это в одном бокале, сразу не выпьешь. Изумляешься и вспоминаешь коллег по профессии — балаган и карнавальность, как способ существования страны.
Что-то заклинило в России. Денег — реки, и даже куры стали клевать. Один президент назначает второго. А тот — «первого» приглашает к себе в управдомы, то есть премьер-министром. Прошли одни выборы и гимнастка Кабаева и певец Кобзон сидят рядом в Думе. Зрелище откровенно и смешное, и глупое.

Спортсмены и шоу-мены в парламенте, а политики Явлинский, Хакамада и десятки иных умных и нужных стране людей выведены за политическое пространство. Народ их не выбрал. А как же? Народ выбрал Путина и Медведева. И — это серьезно? Этот угарный полит спектакль может быть нормальным, приемлемым для самих русских?

Первые впечатления обманчивы? Стал проверять эмпирическим способом. Через товарные образы и названия предметов реального мира. Опасения подтвердились и заставили задуматься более серьезно. Как вы отреагируете на выпуск мясным заводом колбасы под названием «имперская»? Сначала показалось, что это опечатка. Или зрительный обман. Нет, выяснилось, что такое произведение колбасного искусства существует уже давно и продается по 220 рублей за килограмм. Имперскость этого рода стоит недорого. Меньше пяти долларов за фунт.

Русский офицер надводного флота, в Балтийске, с «имперской» колбасой в зубах — сюжет для геополитического романа. Или полотна художников. Совсем рядом, в пределах досягаемости руки, а не ракеты, от имперской колбасы вы можете найти в «прошлой Восточной Пруссии» водку «Путинку» и «Балтийские брызги».

Как прекрасно одно совмещается с другим. Выпил «Путинку» (это политический жест), заел имперской колбасой (это геополитический жест) и пошел продвигать Россию на пятое место в мировом лидерстве. Или окропил себя многократно «Балтийскими брызгами», усилил процесс «имперской» колбасой и вышел в море под всеми парусами.

Конечно, не только русские такие смешные. Мы не менее забавные. У нас тоже есть (точнее была совсем недавно) колбаса под названием «Ностальгия». Была и «Бруклинская». Но, естественно, до имперской так и не доросли. Да и водка попроще в названиях. Но родная, без претензий — «Беларусь синеокая». Соответственно и артикуляция национальных чувств и геополитических интересов.

На фоне нынешних креативных брендов России украинские «финтифлюхи» смотрятся скромнее. Подумаешь, выпустили глобус Украины. Так, то ж про сэбэ. И красиво, просто и ясно. Или сало в шоколаде — пример творческого национального потенциала. Это не «балтийские брызги». Это — мечта всего народа, сбывшаяся в одно прекрасное мгновение. Да, и наша колбасная «Ностальгия» также пример мечты о прекрасном прошлом. Что было, когда мы были молодыми.

Есть в вербалистике образов настоящего и прошлого всякое. После Октябрьской революции в Питере было частное предприятие. Выпускало оно красители. Так и называлось — «Синька». Пришло новое время, появились новые вербальные конструкции. Новые языковые формы, как «функция мозга». И завод стал «Красная синька». В соответствии с духом времени. В соответствие с мейнстримом, как приходится писать в научных статьях.

Была у нас эпоха красной синьки, да вся кончилась. Скоропостижно и неудачно как-то. Наступило время сала в шоколаде у одних да имперской колбасы у других. И все это преходящее. Выздороветь можно, если не слишком надышишься парами «чего-то». Белорусам и украинцам это грозит в меньшей степени. Нет у нас природной «ренты».

Карнавальность российской действительности способствует лучшему пониманию и того, что происходит в Беларуси. Когда Ельцин так и не решился назвать Александра Лукашенко в качестве преемника, то потом в братской славянской стране пошел карнавал. Политический, фантазийный и аномальный. Представляю, как Александр Григорьевич смотрит на еще одного «преемника». Что думает при этом. Какие чувства испытывает.

Да и кто рядом? Кто эти сильные восточные славяне? То горячая украинская «гарная» премьерша, то питерский преподаватель-юрист. Тоска, поговорить не с кем.

Пора Беларуси идти своей собственной дорогой в этом славянском карнавале. Быть напористыми и активными. Убрать слабых чиновников и малоумных политиков, которые подпрыгивают возле президента. Отказаться от странных наездов на собственную элиту. Найти общий язык с диссидентами, теми, кто думает иначе. Часто и знает больше в силу профессии и образования. Почистить свой внутренний экономический огород. Выкорчевать чертополох и паразитов, живущих на бюджетные субсидии.

Да, в целом революций совершать не надо. Надо бы сохранять умное и светлое в стране. Не ругаться с теми, то желает лучшего для своего народа. Диалогизировать себя с Европой, США. Учить иностранные языки, перенимать опыт стран, которые впереди нас. Не продавать свою собственность иностранцам, а сохранять и умножать национальное добро. Частное и общественное. В том числе и государственное.

Вроде просто, и напряга умственного не требует. Понять можно. Кстати, на мое замечание о «курице сырой» меня спросили, а как правильно? Какая же она курица, если не сырая? Люди не знали, как назвать. Как понять? Пришлось провести ликбез. Языковый и товароведный. Объяснить, что есть, например, в ЕС и США «куры охлажденные», которые продаются всегда и везде. Для любителей дальних поездок и больших холодильников продают «куры замороженные». Но мало, так как продукт менее вкусный. А курицы сырые, или рыбы мокрые — это от бедности слов и образа ограниченной жизни.

Слушали с удовольствием. Эффект был более зримым и практичным, нежели мои выступления на ТВ «Мир» перед сотней-другой миллионов зрителей СНГ. А суть проблем проста — опустился уровень жизни за последние 20 лет. Явно опустилось и образование. И язык, как функция мозга стал об этом сигнализировать. Важно вовремя заметить. И понять, что с нами происходит. И за нашими границами.

Для собственной общественной выгоды и практической пользы.

Обсудить публикацию

Другие публикации автора