В связи с приездом в Минск министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова вновь актуализировались типовые опасения оппозиции и гражданского сообщества, связанные с т. н. союзным проектом. Российский аналитик А. Суздальцев даже высказал предположение, что в 2008 г. наш ждет референдум по созданию Союзного государства. Каковы, на ваш взгляд, мотивы и цели визита Лаврова в Минск ?

Валерия Костюгова: Не уверена, что поступаю правильно, очередной раз обращая внимание читателей на моменты рутинизации и регламентации деятельности союзных органов. Я делаю это лишь постольку, поскольку всякий раз после встречи высокопоставленных российских чиновников с их белорусскими коллегами СМИ объявляют о смене внешнеполитической парадигмы Минска, об очередных угрозах суверенитету и пр. Например, о том, что после «поворота на Запад» Минск вновь готов к «воссоединению» с Россией. Все это создает ложное впечатление, что, во-первых, всякий (внешне)политический жест белорусского руководства преисполнен судьбоносного значения и, во-вторых, что Минск проводит активную внешнюю — подчеркнем, самостоятельную и суверенную — политику. В то время как внешняя политика Беларуси носит по преимуществу реактивный и оборонительный характер, и это означает, что нынешнее белорусское руководство: a) не имеет ясной внешнеполитической доктрины, b) крайне редко проявляет инициативу, предпочитая реагировать на внешние импульсы, с) сводит внешнюю политику как таковую к сфере обслуживания сугубо внутренних потребностей (хорошо известно, что МИД не проводит никакой политики по, скажем, в аспекте улучшения позиций Беларуси на международной арене, а выполняет поручения правительства по продвижению белорусских товаров и занимается оправданием эксцентричных выходок правящей группы).

Касательно российско-белорусских отношений следовало бы подчеркнуть следующее. Несмотря на то, что регламент работы органов СГ предписывает определенную периодичность встреч на высшем уровне, включая проведение совместных коллегий МИДов, конечное время и место проведения соответствующих мероприятий всегда определяет Кремль. И никогда — Минск. При этом, как правило, все эти встречи оказываются приурочены к неких событиям, на фоне которых очень важно продемонстрировать неизменность влияния России на Беларусь. В данном случае визит Сергея Лаврова, итогом которого должно стать подписание программы согласованных действий в области внешней политики, по всей видимости, приурочен к заседанию экспертов энергетических и транспортных департаментов Беларуси и Еврокомисии. На фоне решимости Минска развивать местную атомную энергетику и ширить энергодиалог с Европой такие «технические» экспертные консультации могут и должны вызывать тревогу у Кремля. И он всегда готов напомнить о том, что формат союзного государства требует согласованных внешнеполитических действий РФ и РБ. Когда Москва ведет переговоры с Китаем, США или ЕС, то согласования в сфере внешней политики с партнером по союзному государству там, в Кремле, не представляются особенно значимыми. Но когда такие шаги предпринимает Беларусь, то России хотелось бы «ясности», «определенности» и «согласованности».

В принципе, и в Москве, и в Брюсселе, и даже здесь понимают, что Минск пока не в состоянии совершать серьезные внешнеполитические поступки без согласования со старшим партнером по СГ. Хорошо уже то, что белорусское руководство догадалось, что патрон не станет жестоко наказывать за попытки нормализации отношении с Европой, в т. ч. в энергетической сфере. Это можно расценивать как шаг в сторону того, что именуется суверенитетом.

Обсудить публикацию