Недавно в СМИ появились сообщения, что «134 высокодоходных предприятия перечислят в государственный целевой бюджетный фонд национального развития свыше 97 млрд. рублей. Данное решение содержится в постановлении Совета министров № 692 от 29 мая 2007 года. Предприятия перечисляют часть прибыли по результатам работы за 2006 год равными долями ежемесячно. Среди крупных доноров фонда: ОАО „Белшина“ — 30 млрд. рублей, РУП „ПО „Белоруснефть“ — 56 млрд. 723 млн. рублей, ОАО „Криница“ — 2 млрд. 183 млн. рублей, РПУП „Белцветмет“ — 729 млн. рублей, РУП „Белаэронавигация“ — 898 млн. рублей, РУПП „Минсквторчермет“ — 675 млн. Согласно постановлению снижен взнос в 2006 году РУП „ПО „Белоруснефть“ с 257 млрд. до 11 млрд. 610 млн. рублей, и ООО „Мозырский нефтеперерабатывающий завод плюс“ с 65 млрд. до 3,2 млн. рублей. Как сообщалось ранее, в государственный целевой фонд национального развития из дополнительных источников также будет перечислено свыше 61 млрд. рублей согласно указу президента № 242 от 29 мая 2007 года».

Фонд национального развития создан для увеличения доходов республиканского бюджета, создания финансовой базы для реализации «важнейших социальных и экономических проектов и программ государства». Иными словами для реализации наших грандиозных проектов, ну и, видимо, для латания дыр, в особых случаях.

В связи с этим сообщением мне сразу вспомнилась одна притча. Приведу эту притчу из Евангелия от Матфея полностью:

14 Ибо Он поступит, как человек, который, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое:
15 и одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился.
16 Получивший пять талантов пошел, употребил их в дело и приобрел другие пять талантов;
17 точно так же и получивший два таланта приобрел другие два;
18 получивший же один талант пошел и закопал его в землю и скрыл серебро господина своего.
19 По долгом времени, приходит господин рабов тех и требует у них отчета.
20 И, подойдя, получивший пять талантов принес другие пять талантов и говорит: господин! пять талантов ты дал мне; вот, другие пять талантов я приобрел на них.
21 Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего.
22 Подошел также и получивший два таланта и сказал: господин! два таланта ты дал мне; вот, другие два таланта я приобрел на них.
23 Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего.
24 Подошел и получивший один талант и сказал: господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал,
25 и, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое.
26 Господин же его сказал ему в ответ: лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал;
27 посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью;
28 итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов,
29 ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет;
30, а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!

Казалось бы, естественнее сделать так, как делает наше руководство — забрать у того, кто заработал 10 талантов и дать тому, у кого только один, да и тот не заработанный. И мне в раннем детстве так казалось, видимо «октябрятское» воспитание сказывалось. Но не все, что кажется по-детски естественным, является на самом деле правильным. Древние экономисты, видимо, более правы. Давать нужно тем, кто может преумножить богатство, а забирать у тех, кто закапывает таланты в землю. Впрочем, и нынешние экономисты считают точно также, как и древние.

Таким образом, наше руководство совершает сегодня две ошибки. Во-первых, закапывает в землю даже те немногочисленные свободные деньги, которые на данный момент имеются. (Подробнее см. «Мегапроекты. Что они нам сулят в ближайшей перспективе»).

Во-вторых, отбирает деньги у тех, кто мог бы пустить их в дело и приумножить, и эти деньги тоже закапывает в землю или отдает тем, кто преумножить деньги не может и не хочет.

Отсюда можно сделать вывод, что благодаря такой деятельности, переходный период, то есть 2008–2011 годы, будет для нас гораздо более тяжелым, чем он мог бы быть.

Кроме того, совсем не удивлюсь, если скоро у нас официально не будет прибыльных предприятий. Кому же хочется, чтобы у него отбирали и тому, кто не работает, отдавали. Лучше быть официально неприбыльным и получать.