Беларусь – Украина: война без войны
Евген Магда
Резюме
В 2022 году отношения между Беларусью и Украиной оказались на качественно новом уровне. Режим Лукашенко стал соучастником российской агрессии против Украины, а руководство Украины не нашло возможности для диалога с беларусскими демократическими силами в изгнании.
В рядах Вооружённых сил Украины появились вооружённые подразделения, созданные гражданами Беларуси.
Тенденции:
- резкое снижение доверия между Киевом и Минском после вторжения России в Украину 24 февраля 2022 года;
- сопутствующее снижение взаимного товарооборота;
- сохранение напряжённости в треугольнике «Лукашенко – официальный Киев – беларусские демократические силы»;
- лишение Минска статуса переговорной площадки по урегулированию российско-украинского конфликта;
- создание Полка Кастуся Калиновского в составе Вооружённых сил Украины как элемент военного строительства и политический сигнал.
Наторговали перед войной
2022 год в отношениях Беларуси и Украины начинался противоречиво. С одной стороны, Украина, как и годом ранее, не признавала Александра Лукашенко в качестве легитимного президента страны, с другой – активно торговала с Минском. По итогам 2021 года, позитивное для Беларуси сальдо внешней торговли с Украиной составило USD 2.9 млд.1 Такое положение явилось впоследствии предметом острой критики беларусских политиков и активистов, обвинявших Украину в политическом лицемерии.
В 2022 году торговля между Беларусью и Украиной радикально сократилась по причине начала боевых действий, закрытия границ и поддержки Минском российского вторжения в Украину. По данным украинской таможенной службы, товарооборот между странами сократился на 74% в сравнении с предыдущим годом и составил USD 1.6 млрд,2 что существенно меньше, чем у ведущих торговых партнёров Беларуси.3
В интервью российскому телепропагандисту Соловьёву А. Лукашенко обещал остановить экспорт электроэнергии и горюче-смазочных материалов в Украину в случае начала войны. Так и случилось, ибо Беларусь теперь стала «экспортёром» российской армии в Украину.
Беларусская армия: не воюет, но способствует
Александр Лукашенко, как представляется, был в общих чертах проинформирован о предстоящих действиях России против Украины. Он выступил формальным инициатором проведения учений «Союзная решимость», стартовавших в январе 2022 года на территории Беларуси. Об определённой информированности Лукашенко свидетельствует и его интервью российскому телепропагандисту Владимиру Соловьёву в начале февраля 2022 года. Самопровозглашённый президент Беларуси предсказал разгром Украины и заявил, что «беларусская армия будет действовать, как и российская».4
Несмотря на это заявление и периодические сообщения в украинских медиа о возможности непосредственного участия беларусских войск в вооружённой агрессии России против Украины, за год так и не было представлено доказательств такого участия. Не прозвучало заявлений по теме и со стороны официального Киева. Однако известны случаи пленения граждан Беларуси, воевавших в составе частных военных компаний на стороне сил вторжения.
Имеется несколько причин, в силу которых беларусские ВС так и не приняли непосредственное участие во вторжении в Украину:
- беларусская армия не имеет опыта участия в боевых действиях;
- неизбежные в случае участия в боевых действиях значительные потери живой силы могут спровоцировать акции протеста внутри Беларуси;
- мобилизация теоретически может привести к вооружению противников Лукашенко;
- участие в войне против Украины не поддерживается большинством граждан Беларуси;5
- страна не охвачена военной истерией, несмотря на активное воздействие российской пропаганды;
- сама по себе вероятность угрозы и различные военные приготовления на территории Беларуси уже отвлекают значительное количество украинских войск, поэтому нет особой необходимости реально задействовать беларусские ВС на территории сопредельного государства.
Беларусь, как бы там ни было, стала тыловой базой российской агрессии против Украины. На её территории российские войска размещались, проводили боевую подготовку, лечили раненых и ремонтировали военную технику. С территории Беларуси по объектам на территории Украины были запущены сотни российских ракет.
Беларусь партизанская и фронтовая
Создание полка имени Кастуся Калиновского (ПКК) можно назвать одним из факторов спасения беларусско-украинских отношений от полного упадка. Формирование этого подразделения, гибель некоторых его основателей (Иван Марчук, позывной «Брест», погиб летом 2022 года под Лисичанском), перипетии существования ПКК явились во многом камертоном для беларусско-украинских отношений.
У ПКК обнаружились и политические амбиции, что засвидетельствовало появление в нём политического представителя Дмитрия Щигельского, ранее представлявшего «Киберпартизан» и движение «Супраціў».
Менее известная в Украине страница беларусско-украинских отношений после начала широкомасштабного вторжения России – попытки рельсовых партизан помешать переброске российских войск по территории Беларуси. Неудивительно, что эти попытки пресекались беларусскими силовиками с особой жестокостью, поскольку демонстрировали слабую управляемость политической ситуацией в Беларуси со стороны Лукашенко.
Динамика российско-украинской войны и соучастие в ней официального Минска не позволили сохранить иллюзию добрососедства в беларусско-украинских отношениях. Согласно данным группы «Рейтинг», к жителям Беларуси положительно относятся только 22% опрошенных украинцев, отрицательно – 33%, нейтрально – 42% респондентов.6 Частично такое отношение объясняется трансформацией социологического поля в условиях войны, а также проведением опроса по горячим следам вскоре после деоккупации приграничной с Беларусью территории Украины. Для многих граждан Украины Беларусь ассоциируется с Александром Лукашенко, и отношение к нему экстраполируется на всех жителей соседнего государства.
Дипломатия: переговоры и пропаганда
В начале широкомасштабного вторжения Минску удавалось оставаться площадкой для переговоров между представителями России и Украины. Три раунда переговоров (28 февраля, 3 и 7 марта 2022 года) прошли на территории Беларуси, куда российская и украинская делегации прибывали заранее определёнными маршрутами. Однако стремление Лукашенко создать себе статус посредника, продолжая историю использования «Минского формата», не воплотилось в жизнь – во многом ввиду отсутствия у него полноценной легитимности после 2020 года и пребывания в сфере влияния России.
В беларусской пропаганде, особенно в телевыступлениях пропагандиста Григория Азарёнка, получили распространение антиукраинские нарративы с заметным подражанием российским. Заявление Лукашенко об агрессивных планах Украины в отношении Беларуси быстро превратилось в мем.
Тем не менее дипломатические отношения между Беларусью и Украиной сохранились, несмотря на полную эвакуацию персонала беларусского посольства из Киева. Хотя в посольстве Украины в Минске также серьёзно сократилась численность дипломатического персонала, посол Игорь Кизим продолжал выполнять свои функции в Беларуси, которая и раньше не была для него дружественной, и адекватно оценивать происходящее в стране.
Дипломатия зачастую персонифицирована, поэтому внезапная смерть министра иностранных дел Беларуси Владимира Макея также ограничила и без того слабые возможности для коммуникации Беларуси с окружающим миром.
Риторика демократических сил и поведение Киева
Широкомасштабное вторжение России в Украину вынудило сменить риторику и Светлану Тихановскую, которая в первый же день осудила действия Кремля. Впрочем, говорить о серьёзном прорыве на украинском направлении самого известного за пределами Беларуси беларусского политика не приходится. Тихановская так и не сумела добиться встречи с президентом Украины Владимиром Зеленским. Проблема заключается не столько в излишне комплиментарной оценке Тихановской действий беларусских военных (как находящихся в рядах ВСУ,7 так и продолжающих служить в беларусской армии8), сколько в отсутствии политической воли со стороны официального Киева.
Госпоже Тихановской пришлось довольствоваться встречей с советником руководителя Офиса президента Украины Алексеем Арестовичем.9 Вместо постоянного представительства Офиса Светланы Тихановской в Киеве члену Объединённого переходного кабинета Валерию Ковалевскому пришлось налаживать отношения с украинскими властями вахтовым методом.
Следует отметить тот факт, что в 2022 году активизировался ветеран беларусской политики Зенон Позняк. Его критические выпады в адрес Светланы Тихановской и непоколебимо-консервативная повестка дня неплохо знакомы беларусам, но вряд ли станут для украинской власти достаточным аргументом для диалога.
Заключение: перспектива 2023
Декабрь 2022 года ознаменовался двумя событиями, которые позволяют сделать прогноз о беларусско-украинских отношениях в 2023 году.
9–11 декабря во Львове прошёл Беларусско-Украинский экспертный форум имени князей Островских, ставший площадкой для обсуждения повестки дня двусторонних отношений. Показательно, что в нём приняли участие представители Объединённого переходного кабинета, Полка Кастуся Калиновского, украинские парламентарии, эксперты из обеих стран (по очевидным причинам во Львов прибыли граждане Беларуси, находящиеся в эмиграции). Фактически это была первая попытка нащупать перспективы восстановления отношений между беларусским и украинским обществом, поскольку межгосударственные контакты близки к состоянию заморозки.
17–23 декабря по инициативе украинского Центра противодействия российской пропаганде в городе Синая (Румыния) прошла форсайт-сессия «Беларусь 2030», в которой приняли участие представители практически всех политических групп демократических сил Беларуси. Впоследствии мероприятие вызвало заметный резонанс внутри беларусских демократических сил.
В 2023 году отношения Беларуси и Украины вряд ли улучшатся, поскольку в треугольнике «Лукашенко – официальный Киев – беларусские демократические силы» напряжение присутствует на каждом отрезке.
Не следует питать иллюзий относительно возможности военной интервенции в Беларусь с территории Украины. Тогда как возможное непосредственное участие беларусской армии в российской агрессии ликвидирует шансы на восстановление добрососедских отношений в ближайшей перспективе.
Приоритетом для Украины должно стать налаживание контактов с представителями беларусских демократических сил, находящихся в эмиграции, и чёткий сигнал Лукашенко о невозможности business as usual в будущем. Формула: «Без независимой Украины нет независимой Беларуси. Без демократической Беларуси нет безопасной Европы» – является основополагающей для двусторонних отношений.
Беларусь и Украина переживают завершение процесса становления политических наций, и 2023 год может стать решающим в этом вопросе.