Беларусь – Польша: в тени региональной войны

Анна Мария Дынер

Резюме

2022 год явился ещё одним плохим периодом в новейшей истории беларусско-польских отношений. Это связано с ситуаций безопасности в регионе, и прежде всего с российским вторжением в Украину при поддержке Минска. Режим Лукашенко продолжил эксплуатировать сценарий пограничного кризиса, обвинял Польшу в желании напасть на Беларусь, преследовал представителей польского меньшинства и препятствовал деятельности польских дипломатических и консульских служб.

Беларусь проводила конфронтационную историческую политику в отношении Польши – вплоть до уничтожения польских мемориальных объектов. С учётом того что перечисленные факторы останутся основными переменными, влияющими на характер беларусско-польских отношений, не следует ожидать их улучшения в ближайшее время.

Тенденции:

Политические отношения

В 2022 году закрепилась тенденция на ухудшение беларусско-польских отношений, проявившая себя более двух лет назад. Причины случившегося сводятся к следующему: поддержка Беларусью российской агрессии против Украины; конфронтационная историческая политика; продолжение репрессий в отношении гражданского общества, включая польское меньшинство.

Враждебность по отношению к Польше проявлялась, в частности, в ужесточении официальной риторики Минска. Семнадцатого сентября, в День народного единства, который отмечается с 2021 года, Александр Лукашенко предложил считать период Речи Посполитой оккупацией беларусской земли поляками и этноцидом беларусов. Он добавил, что Польша не только забыла, что её освобождение в 1945 году во многом явилось возможным благодаря жертвам беларусов, но и в настоящее время проводит антибеларусскую политику.1

Беларусские власти организовали серию пикетов перед польскими дипломатическими учреждениями. Девятнадцатого апреля перед посольством Польши в Минске прошла акция протеста против «антибеларусской» политики польских властей, а 26 апреля – против строительства заграждения на границе. Двенадцатого октября и 11 ноября у генконсульства Польши в Гродно также прошли антипольские акции протеста.

В рамках исторической кампании беларусские власти приступили к уничтожению польских мемориалов. В июле разрушена могила погибших в 1944 году солдат Армии Kрайовой недалеко от Микулишек в Гродненской области. Акты вандализма и разрушения мест захоронений произошли также в Иодковичах, Волковыске, Качицах, Стриёвке, Сурконте, Песковцах, Плебанишках. Повреждён Катынский крест на воинском кладбище в Гродно.2

В беларусском официозе появились заявления о том, что в 1920-е и 1930-е годы Беларусь понесла большие потери по причине того, что её западные земли входили в состав Второй Речи Посполитой. В этих заявлениях делались однозначные намёки на то, что в будущем Беларусь может рассмотреть вопрос о компенсациях от Польши за этот период.3

Пропаганда начала продвигать образ поляков как фашистов, которые в межвоенное двадцатилетие преследовали беларусов. Частично этот подход смоделирован на основе антипольской исторической политики России. Он также пригоден для указания на якобы реваншистские и империалистические силы в Польше, которые, по мнению пропагандистов, стремятся вернуть себе западные земли Беларуси.

Польские политики, в свою очередь, поддерживают беларусскую оппозиции и настаивают на том, что режим Лукашенко несёт ответственность за военную агрессию против Украины. Перечисленные факты однозначно указывают на то, что все официальные политические контакты были приостановлены.

В то же время Варшава поддерживала активную коммуникацию с противниками Лукашенко в изгнании. В 2022 году президент Анджей Дуда трижды встречался со Светланой Тихановской в Варшаве. Они обсуждали ситуацию в Беларуси, поддержку Минском России в войне с Украиной и репрессии против польского меньшинства в Беларуси.4 С Тихановской также встречались премьер-министр Матеуш Моравецкий, министр иностранных дел Збигнев Рау и министр внутренних дел Мариуш Камински. Во время встреч с Тихановской и членами её переходного кабинета польские политики единодушно подчёркивали, что важной гарантией безопасности для Польши является демократическая и свободная Беларусь.

Военные отношения и вопросы безопасности

На протяжении всего 2022 года Беларусь безоговорочно поддерживала Россию в её агрессии против Украины, предоставляя территорию, обеспечивая тылы, обучая солдат, передавая технику и боеприпасы, оказывая помощь раненым. Эти действия встретили однозначную критику со стороны Польши. Варшава последовательно отказывалась проводить какие-либо военные инспекции в соответствии с Договором об обычных вооружённых силах в Европе, а также с Венским документом. Единственным проявлением сотрудничества в сфере безопасности явилось участие польского военного атташе в презентации работы беларусских пропускных пунктов на границе с Украиной.5

Как и в 2021 году, беларусские власти обвиняли Польшу в ведении гибридной войны, подготовке к аннексии западных территорий Беларуси и поддержке кругов, желающих захватить власть в Беларуси. При этом Минск постоянно ссылался на якобы однозначные факты милитаризации Польши.

Беларусские власти активно использовали предполагаемые угрозы со стороны НАТО для углубления военной интеграции с Россией, в частности для разворачивания региональной группировки войск. Польша негативно оценила эти действия как элемент усиления напряжённости в регионе.

На протяжении 2022 года Польша – наряду с Литвой и Латвией – прилагала усилия для купирования пограничного кризиса, спровоцированного властями Беларуси и России. Инструментализация обеими странами мигрантов, в основном выходцев из стран Ближнего Востока и Африки, вынудила страны Восточной Европы, включая Польшу, нести дополнительные расходы. Варшава приняла решение построить забор (который в середине года, после завершения строительства, был оснащён электронными системами) и обеспечить военную поддержку пограничной службы.

Одиннадцатого февраля дезертир из 16-й механизированной дивизии Эмиль Чечко через беларусскую провластную организацию «Системная правозащита» подал в суд в Гааге ходатайство о том, что польские службы совершили геноцид мигрантов на границе. Однако 17 марта Чечко был найден мёртвым на съёмной квартире в Минске. По данным «Системной правозащиты», суд в Гааге отказал в рассмотрении дела.

Экономические отношения

Показатели общего товарооборота пошли на убыль, но не претерпели радикальных изменений. Поставки из Беларуси в Польшу сократились на треть, однако поток товаров из Польши сохранился на довоенном уровне. За первые 11 месяцев 2022 года объём товарооборота с Беларусью составил более USD 2.5 млрд, из них более USD 1.5 млрд экспорт и более USD 1 млрд импорт.6 Отрицательное сальдо для Беларуси – USD 0.58 млрд.

Санкции, введённые Европейским Союзом, без сомнений, негативно повлияют на товарооборот уже в ближайшие годы. Особенно в таких сферах, как торговля нефтью и её производными, поскольку ограничения вступят в силу только после истечения срока действия ранее заключённых контрактов.

В то же время эмиграция беларусов в Польшу привела к увеличению количества компаний, в которых одним из акционеров является беларусская фирма или физическое лицо с беларусским гражданством. В конце 2022 года в Польше таких компаний действовало 4 980, из них 35% зарегистрированы в 2022 году. Во многом этот прирост явился одним из эффектов программы Business Harbour, облегчающей переезд в Польшу стартапов и IT-специалистов из Беларуси. В 2022 году благодаря этой программе 50 компаний смогли релоцироваться в Польшу.7

Социально-культурные отношения

В 2022 году консульские службы Польши выдали беларусам более 278 тысяч виз. Заявления на международную защиту в Польше подали более 3 000 беларусов.8 Польско-беларусскую граница пересекали 3.358 млн раз – рост на 54% в сравнении с 2021 годом. Беларусский погранкомитет сообщил, что в 2022 году на территорию Беларуси по безвизовому режиму въехало более 20 тысяч польских граждан.9

Польша выделила почти USD 50 млн на помощь беларусам: стипендии и иные расходы на образование, поддержка независимых СМИ и других проектов.

В 2022 году официальные двусторонние культурные контакты были приостановлены, как и годом ранее. Однако независимая беларусская культура была представлена в Польше. Так, в ноябре в Варшаве прошел VIII фестиваль «Бульбамуви», в рамках которого демонстрировались беларусские фильмы, запечатлевшие реалии страны, где преследование независимых сообществ является обычной практикой. Не обошлось без отсылок к жизни беларусов за рубежом, а также сюжетов, связанных с российской агрессией в Украине. В Варшаве продолжались работы по строительству Музея свободной Беларуси, о создании которого было заявлено в 2021 году.

Заключение

Российская агрессия против Украины, репрессивная политика режима Лукашенко против беларусских граждан (включая польское меньшинство), уничтожение польских мемориалов, продолжающийся пограничный кризис – все эти факторы негативно отразились на беларусско-польских отношениях. 2022 год явился периодом отсутствия какого-либо сотрудничества между странами не только на политическом, но также на местном и техническом уровне. Двусторонние отношения ухудшились даже в сравнении с действительно сложным 2021 годом.

Польша последовательно поддерживала деятельность Объединённого переходного кабинета, сформированного Светланой Тихановской, в надежде, что в будущем он будет способствовать демократическим преобразованиям в Беларуси. Также оказывалась помощь эмигрантам из Беларуси – через предоставление как международной защиты, так и возможности легально работать.

Учитывая прогрессирующую интеграцию России и Беларуси и всё более враждебную политику Минска по отношению к Польше, трудно ожидать улучшения беларусско-польских отношений в ближайшее время. Победа Украины в войне с Россией может явиться прорывом, который вызовет политические изменения в России и даст надежду на перемены в Беларуси.