Беларусь – ООН: дальнейший уход от правозащитных механизмов

Анаис Марэн

Резюме

Приоритетом внешней политики Беларуси в рамках системы ООН было отбеливание своей репутации, запятнанной подавлением протестов после выборов 2020 года. Дипломатическая активность была сосредоточена на освещении прогресса страны в достижении целей в области устойчивого развития и укреплении поддержки заявки Беларуси на вступление в Совбез ООН. Однако это принесло лишь ограниченный успех, учитывая роль Беларуси в агрессии России против Украины.

В 2022 году Минск вышел из ключевого договора ООН об экологических правах и из факультативного протокола к международному пакту о гражданских и политических правах, что препятствует подаче беларусскими гражданами жалоб в комитет по правам человека. Беларусь продолжает проводить политику избирательного взаимодействия с Советом по правам человека, не предпринимая никаких заметных шагов по итогам третьего цикла универсального периодического обзора.

Тенденции:

Беларусская политика в ООН: фокус на ЦУР, попытки войти в Совбез

На протяжении последних десятилетий деятельность Беларуси в рамках системы ООН была сосредоточена на том, чтобы продемонстрировать страну в качестве лидера в области развития человеческого потенциала. Беларусь с энтузиазмом приняла повестку дня, сформулированную Генеральной Ассамблеей, сначала в виде восьми целей в области развития, сформулированных в Декларации тысячелетия, а затем в виде 17 целей в области устойчивого развития (ЦУР). Беларусь действительно имеет некоторые похвальные результаты, например в сокращении детской смертности и искоренении крайней нищеты и голода. Это позволило Беларуси повысить индекс развития человеческого потенциала, несмотря на другие недостатки, например в борьбе с туберкулезом и ВИЧ/СПИД.

В 2022 году беларусские дипломаты в Нью-Йорке добивались поддержки заявки на непостоянное членство в Совбезе ООН (Беларусь является кандидатом еще с 2007 года). Этому, однако, не способствовал кризис в области прав человека после августа 2020 года, который превратил Беларусь в объект озабоченности и в Совбезе. По инициативе Эстонии были проведены два его неофициальных заседания по формуле Аррии: 4 сентября 2020 года – по вопросу о положении в области прав человека в Беларуси, и 22 января 2021 года – по вопросу о свободе СМИ в Беларуси.

Однако тяжелое положение в области прав человека в Беларуси так и не было включено в официальную повестку Совбеза из-за права вето России и Китая – постоянных членов, которые последовательно поддерживают Минск, осуждая международное внимание к правам человека как недопустимое вмешательство.

Другим фактором, омрачающим имидж беларусских властей в Совбезе ООН, является роль Беларуси в российской агрессии против Украины с февраля 2022 года. Это существенно подорвало шансы Беларуси на избрание, особенно после того, как Словения решила баллотироваться на единственное место в Совете для представителя восточноевропейской региональной группы.

ООН не помогла снять санкции, но и соаргессором не назвала

Генассамблея ООН 2 марта осудила участие Беларуси в “незаконном применении силы против Украины” в резолюции ES-11/1 с осуждением российской агрессии. В этой резолюции, получившей историческую поддержку, обе страны были призваны выполнять свои международные обязательства. Однако Генассамблея ООН воздержалась от квалификации Беларуси в качестве соагрессора за то, что она допустила использование своей территории для развязывания военной агрессии против Украины.

На протяжении всего года генеральный секретарь ООН в своих неоднократных призывах к мирному урегулированию конфликта напоминал о вспомогательной роли Беларуси в российской агрессии. В свою очередь, беларусское руководство попыталось продемонстрировать свою заботу о глобальной продовольственной безопасности, но его попытки добиться того, чтобы его голос был услышан в Нью-Йорке в ходе переговоров по так называемой зерновой сделке, не дали результатов.

В июне Минск предложил разрешить украинскому железнодорожному транспорту поставлять зерно транзитом через Беларусь в порты Балтийского моря в обмен на разрешение экспорта через эти порты беларусских калийных удобрений, которые находятся под санкциями ЕС в ответ на поддержку российской агрессии. Украина выступила против этого варианта, и в июле сделка по поставке зерна была заключенная при посредничестве ООН и Турции без участия Беларуси.

В августе 2022 года Александр Лукашенко написал письмо генеральному секретарю ООН с просьбой содействовать ослаблению западных санкций против Беларуси, а в декабре замглавы МИД Юрий Амбразевич повторил это во время встречи с Антонио Гутерришем, но безрезультатно.

Избирательное взаимодействие с правозащитными механизмами

Совет по правам человека (СПЧ)

На 49 сессии СПЧ в марте 2022 года верховный комиссар ООН по правам человека представил очередной доклад о правах человека в Беларуси в контексте выборов 2020 г..1 Доклад был подготовлен группой экспертов под мандатом управления верховного комиссара ООН по правам человека по изучению ситуации с правами человека в Беларуси (ОЕВ), созданной в 2021 году.2 Доклад стал результатом расследования OEB в 2021 – 2022 годах, в том числе опросов сотни предполагаемых жертв нарушений.

Власти Беларуси не признают этот мандат, отказываются сотрудничать с группой и отказывают представителям УВКПЧ в доступе в Беларусь. Представители беларусской дипломатической миссии в Женеве приняли участие в диалоге только для того, чтобы оспорить легитимность этого мандата.

Беларусь не является членом СПЧ: в 2009 году она безуспешно подавала заявку, и с тех пор даже не пыталась вновь получить место. А мандат спецдокладчика по правам человека в Беларуси был учрежден еще в 2004 году.

Универсальный периодический обзор (УПО)

Как и другие страны с сомнительной репутацией в области прав человека, Беларусь предпочитает взаимодействовать с ООН в рамках УПО – механизма СПЧ, которым руководят сами государства-члены.

При этом Беларусь не сообщила о значительном прогрессе в выполнении 266 рекомендаций, полученных в ходе третьего цикла рассмотрения УПО (2020 г.), хотя и одобрила 137 из них (по беларусским данным – даже больше, 156).3 Большинство обязательств, принятых в ходе предыдущих циклов (2010 и 2015 годы), также еще не выполнены, как, например, создание национального правозащитного учреждения (назначение омбудсмена) или осуществление положений, перечисленных властями в национальном плане действий в области прав человека (2016-2019 годы).

В 2022 году Беларусь не предприняла никаких позитивных шагов по рекомендациям, одобренным ею в ходе третьего цикла УПО (2020 год). Среди которых: приведение законодательства в соответствие с международными обязательствами, вытекающими из конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания. В частности, следует присоединиться к факультативному протоколу к данной конвенции, и предоставить отдельным лицам права обращаться с просьбами непосредственно в комитет против пыток (КПП) в случае нарушения их прав по этой конвенции. Беларусь также не выполнила объявленный национальный план действий в отношении Конвенции о правах инвалидов, основного договора, который она ратифицировала в 2016 году.

Сотрудничество с договорными органами: денонсация, выход, задержки

В 2022 году Беларусь денонсировала первый факультативный протокол Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 года (МПГПП), и в ноябре уведомила генерального секретаря ООН о выходе из механизма рассмотрения индивидуальных жалоб. Таким образом, комитет по правам человека (КПЧ ООН), который рассмотрел сотни жалоб от беларусских жертв нарушений их прав по МПГПП, больше не может принимать жалобы от беларусских граждан.

Также в 2022 году Беларусь вышла из ключевого договора ООН об экологических правах – Орхусской конвенции о доступе к информации, участии общественности в принятии решений и доступа к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды.

Сотрудничество с другими договорными органами носит избирательный и нерегулярный характер. В 2022 году Минск проводил диалог с комитетом по экономическим, социальным и культурным правам. Но Беларусь накопила 20-летнюю задержку в выполнении своих обязательств по представлению докладов КПЧ ООН, который также следит за осуществлением МПГПП. И хотя в 2018 году Минск возобновил представление докладов КПЧ, но так и не выполнил просьбу приостановить приведения в исполнение смертных приговоров до тех пор, пока КПЧ не завершит рассмотрение связанных с этим дел.4 Беларусь не присоединилась ко второму факультативному протоколу к МПГПП (об отмене смертной казни), и в конституционных поправках 2022 года смертная казнь также не отменена.

В результате этих шагов Минска оценка уровня приверженности Беларуси ее международным обязательствам в области прав человека еще более снизилась. После 2022 года специальные процедуры являются единственным механизмом, который позволяет беларусам сообщать о нарушениях их прав в СПЧ.

Избирательное взаимодействие со специальными процедурами

Беларусские власти проводят политику непризнания и отказа от сотрудничества с мандатом специального докладчика по вопросу о положении в области прав человека в Беларуси. Обладатели мандата (Миклош Харасти с 2012 по 2018 год, и я, Анаис Марэн, с 2018 года) так и не получили доступа в Беларусь для официального визита. С 2021 года беларусская делегация проводит политику пустого кресла в интерактивных диалогах, проводимых специальным докладчиком при представлении ежегодных докладов СПЧ и Генассамблее ООН. В 2022 году страны-члены ООН, поддерживающие позицию Беларуси на этих форумах (группа единомышленников среди развивающихся стран) также бойкотировали эти сессии.

В своем национальном докладе, представленном СПЧ в рамках третьего УПО (2020 год), Беларусь направила постоянное приглашение 9 (из 45) мандатариям тематических специальных процедур.5 Однако соответствующие обладатели мандатов не получили дополнительной информации о возможности официального визита в Беларусь. По своей собственной инициативе 12–25 июля 2022 года спецдокладчик по вопросу о правах человека мигрантов Фелипе Гонсалес Моралес посетил Беларусь и Польшу для наблюдения за положением мигрантов из третьих стран на польско-беларусской границе. Впервые за 12 лет обладателю мандата специальных процедур был предоставлен доступ (предыдущий был предоставлен в 2009 году специальному докладчику по вопросу о торговле людьми).

Беларусские власти продолжают быть очень избирательными в том, с какими мандатами сотрудничать. В 2022 году они ответили только на одно из десяти сообщений (обвинительные или другие письма), направленных мандатариями специальных процедур. Таким образом, частота ответов упала с 80% в 2021 году до 10% в 2022.6

Заключение

В 2022 году Беларусь отдалялась от правозащитных механизмов и основных документов ООН, направленных на обеспечение надлежащей защиты и поощрения основных прав и свобод беларусских граждан в системе ООН. Эта тенденция началась после кризиса прав человека 2020 года и значительно ускорилась именно в 2022 году, когда беларусский правозащитник Алесь Беляцкий, находясь в заключении, получил Нобелевскую премию мира. Все это не предвещает ничего хорошего в готовности нынешнего беларусского руководства выполнять свои международные обязательства. Вместо этого власти, вероятно, будут и впредь сосредоточивать внимание на социо-экономических компонентах ЦУР – единственной области, в которой они могут сообщать о прогрессе.