Беларусь – Польша: возвращение в прошлое
Анна Мария Дынер
Резюме
В первые два месяца 2020 года взаимодействие Беларуси и Польши сохранялось на достигнутом в последние три года уровне. Регулярно проходили встречи представителей парламентов, на которых обсуждались вопросы региональной безопасности и поставок нефти через Польшу в Беларусь.
Первым фактором, нарушившим взаимные контакты, явилась пандемия коронавируса и связанные с ней ограничения. Другим – выборы президента Беларуси в августе, массовые протесты и репрессии, последовавшие сразу после выборов. Александр Лукашенко обвинил в числе прочих и Польшу в стремлении подорвать беларусскую государственность и вмешаться во внутренние дела.
В последующие месяцы Беларусь потребовала от Польши резкого сокращения дипломатического персонала. Активисты польского меньшинства сталкивались со всё большим количеством проблем. Польские власти не признали Александра Лукашенко законным президентом и пошли на усиление санкций против представителей режима, поддерживая беларусские независимые организации и СМИ и оказывая помощь репрессированным. Таким образом, по состоянию на конец 2020 года двусторонние отношения являлись наихудшими с 2011 года.
Тенденции:
- разрастание дипломатического конфликта на фоне послевыборных протестов в Беларуси;
- нарастание враждебности, открытое обвинение Польши в территориальных претензиях и подрыве беларусской государственности;
- сокращение экономического взаимодействия;
- усиление преследования католического костёла и польского меньшинства в Беларуси.
Политические отношения
Начало 2020 года предвещало углубление беларусско-польских отношений. В январе маршал польского Сената Томаш Гродзкий и посол Беларуси Владимир Чушев встретились в Варшаве с целью обсудить межпарламентское сотрудничество. Десятого февраля Беларусь и Польша подписали соглашение об охране трансграничных вод. Обе страны должны были создать специальную комиссию по сотрудничеству в этой сфере.
Четвёртого февраля в Минске прошла торжественная церемония, посвященная 274-летию со дня рождения Тадеуша Костюшко и организованная посольствами Республики Польша и США. В мероприятии, помимо посла Польши и Временно поверенного в делах США, приняли участие министры иностранных дел Беларуси и Литвы.
На март был запланирован визит в Польшу министра иностранных дел Беларуси Владимира Макея, однако из-за пандемии COVID-19 и закрытия границ Польшей 14 марта встреча состоялась 20 марта в формате видеоконференции. Одной из важных тем, поднятых в ходе переговоров, являлся вопрос поставок сырой нефти через Польшу в Беларусь.
Второй вопрос – совместная борьба с пандемией коронавируса. Уже в апреле выяснилось, что это не только декларации: в Беларусь отправлен первый большой гуманитарный конвой – в том числе со средствами индивидуальной защиты, необходимыми для борьбы с COVID-19. Вторая крупная партия была отправлена в начале июня. Несмотря на трудности, связанные с коронакризисом, в 2020 году Польша выделила почти 170 млн злотых на реализацию проектов развития, в том числе на борьбу с пандемией в Беларуси.
Шестого мая в телефонном разговоре министры иностранных дел двух стран затронули вопросы дальнейшего развития двусторонних отношений и сотрудничества в рамках Восточного партнёрства. Очередной телефонный разговор министров Яцека Чапутовича и Владимира Макея состоялся 31 июля по польской инициативе. Министры обсудили предстоящие президентские выборы в Беларуси.
Следует также подчеркнуть, что министры иностранных дел Польши, Литвы и Украины выразили надежду, что новый формат сотрудничества под названием «Люблинский треугольник»1 будет расширен в будущем за счёт Беларуси.
Однако фактором, изменившим практически всё в беларусско-польских отношениях, явились президентские выборы в Беларуси и последовавшие за ними события – массовые протесты беларусов против фальсификации выборов, а также беспрецедентные по масштабам репрессии против демонстрантов. После выборов Александр Лукашенко неоднократно обвинял Польшу (наряду с Литвой, другими странами Евросоюза и НАТО) в разжигании протестов, попытке дестабилизировать внутреннюю ситуацию в стране, поддержке оппозиции и ведении информационной войны против Беларуси (в частности речь о телеканале БЕЛСАТ и телеграм-канале NEXTA). В адрес Варшавы следовали обвинения в желании аннексировать западную часть Беларуси.
При этом Польша не признала ни сами выборы, ни их результаты и президентство Александра Лукашенко. На международных форумах правительство Польши требовало введения санкций, указывая на то, что беларусские власти нарушают права человека. Более того, Польша оказала значительную поддержку репрессированным гражданам и оппозиционным активистам, вынужденным бежать из Беларуси.
В октябре 2020 года отмечен серьёзный спад в двусторонних дипломатических отношениях. В начале месяца беларусский МИД принял решение о вызове в Минск своих послов в Польше и Литве, требуя того же от Варшавы и Вильнюса. Беларусская сторона также потребовала от польских и литовских властей сокращения дипломатического персонала до числа беларусских дипломатов, работающих в каждом из этих государств. Польша, в частности, должна сократить количество дипломатов с 50 до 18 человек.
Спорными оставались и исторические вопросы. Очередной скандал в Беларуси вызвал организованный в феврале в Гайновке марш в честь Ромуальда Райса. В польских праворадикальных кругах он считается одним из «проклятых солдат», в то время как большинство польских и беларусских историков признают, что он несёт ответственность за убийство мирного населения беларусской национальности, которое совершил отряд под его командованием в 1946 году. Ещё один повод для споров – идея объявить «Днём народного единства» 17 сентября2 – день нападения СССР на Вторую Польскую Республику.
Экономические отношения
Как и в случае с политическими отношениями, начало 2020 года казалось многообещающим с точки зрения развития экономических контактов. В середине января «Гомельтранснефть Дружба» объявила, что Беларусь обладает техническими возможностями для импорта сырой нефти через Польшу. Физический реверс перекачиваемого по трубопроводу «Дружба» сырья применялся ещё в 2019 году при проведении работ по ликвидации последствий попадания в эту систему загрязнённой российской нефти. Проблема, однако, заключается в том, что польская трубопроводная система «Дружба» на участке между границей с Беларусью (Адамово) и нефтеперерабатывающим заводом в Плоцке не приспособлена для одновременной транспортировки сырой нефти в обоих направлениях. Однако в марте PERN Przyjań SA опубликовал заявление о том, что на участке Адамово – Плоцк будут проводиться соответствующие работы.
Таким образом, Беларусь может импортировать нефть через нефтяной порт в Гданьске. Переговоры о реализации этих возможностей велись концерном «Белнефтехим» и партнёрами с польской стороны в феврале-марте 2020 года. Однако проекты были приостановлены после президентских выборов в Беларуси ввиду резкого обострения двусторонних политических отношений.
В свою очередь пандемия COVID-19 явилась фактором, который с марта фактически препятствовал взаимным контактам между деловыми кругами соседних стран. Как следствие, многие циклические мероприятия, конгрессы, выставки и конференции были отменены или организованы в режиме онлайн в ограниченном формате. Более того, Беларусь, указывая на фитосанитарные проблемы, несколько раз временно ограничивала ввоз на свою территорию мяса птицы из Польши. Несмотря на это, в 2020 году Польша с долей в 4% являлась пятым торговым партнёром Беларуси.3
По данным Белстата, в 2020 году товарооборот между двумя странами составил USD 2.489 млрд, снизавшись на 5.1% по сравнению с 2019 годом.4 Интересно, что Белстат второй год подряд сообщал о положительном балансе торговли товарами, который в 2019 году не был подтверждён данными министерства развития Республики Польша.5
Отношения в сфере безопасности
Быстрое ухудшение беларусско-польских политических отношений после президентских выборов в Беларуси негативно сказалось на сотрудничестве в области безопасности. Здесь, как и в случае с политическими вопросами, начало года не предвещало каких-либо кардинальных изменений.
Тридцатого января группа беларусских военнослужащих прибыла в Польшу для проверки одного из подразделений, выполняемой в соответствии с положениями Венского документа 2011 года.
В марте прошли учения ВВС и ПВО Польши и Беларуси, целью которых явилось предотвращение инцидентов в приграничном воздушном пространстве обеих стран. Мероприятие было запланировано в 2019 году в рамках сотрудничества во время проведения чемпионата мира по хоккею 2021 года в Минске и Европейских игр 2023 года, которые должны пройти в Кракове. О совместной ответственности за безопасность в регионе рассказал заместитель министра иностранных дел Беларуси Олег Кравченко во время празднования Дня Конституции, организованного Посольством Республики Польша 3 мая в Минске.
В то же время из-за пандемии COVID-19 не была завершена полноценная реализация учений НАТО Defender Europe 2020. Запланированные в Польше мероприятия могли стать источником напряжённости в двусторонних отношениях.
Однако сотрудничество в сфере безопасности прекратилось после президентских выборов в Беларуси. В частности, Александр Лукашенко заявил, что НАТО имеет враждебные намерения в отношении Беларуси, необоснованно увеличивает своё военное присутствие в Польше и странах Балтии и проводит интенсивные учения на восточном фланге.
Беларусский лидер обвинил Варшаву в желании присоединить Гродненскую область к Польше. Предполагаемая угроза со стороны стран НАТО, особенно Польши и стран Балтии, также неоднократно упоминалась А. Лукашенко во время встреч ОДКБ. В качестве ответа Беларусь организовала на границе с Польшей военные учения, а также изменила сценарий манёвров «Славянского братства».
На втором этапе учений количество задействованных солдат увеличилось до 6 000 чел., в том числе 1 000 чел. из России. Использовано 500 единиц вооружения, в том числе танки и самолёты (100 ед. из России). Кроме того, сценарий был адаптирован к необходимости отработки защиты Союзного государства от угроз со стороны НАТО, о которых сигнализировала Беларусь.
Активизация учений на польской границе привела к нескольким военным инцидентам. Всё это, наряду с углублением беларусско-российской военной интеграции, остановило существующее сотрудничество в области безопасности между Польшей и Беларусью.
Социальные отношения и региональное сотрудничество
Дальнейшему развитию социальных контактов в первую очередь помешала вспышка глобальной пандемии COVID-19, которая временами препятствовала приграничным контактам. По данным Польской пограничной службы, в 2020 году границу между Польшей и Беларусью пересекли немногим более трёх миллионов раз, что на 66% меньше, чем в 2019 году. Пандемия коронавируса также явилась причиной того, что в 2020 году Польша выдала только 170 тыс. виз гражданам Беларуси.6
В то же время, согласно опросу, проведённому Центром востоковедения, почти 60.0% опрошенных беларусов положительно оценили своё отношение к Польше, а 74.4% – к полякам. В свою очередь, согласно опросу CBOS, проведённому в марте 2021 года, 47% опрошенных поляков заявили о своей симпатии к беларусам в сравнении с 31% годом ранее.7 Такой резкий рост симпатий, скорее всего, явился результатом реакции поляков на продолжавшиеся с августа протесты в Беларуси, а также следствием растущей экономической миграции беларусов в Польшу. Следует отметить, что это лучший результат со времени проведения исследований CBOS, то есть с начала 1990-х годов.
Благодаря программе «Польша – Беларусь – Украина 2020» появилась возможность провести дальнейшую модернизацию пограничного контроля на переходах Кузница – Бялостоцкая – Брузги, Бобровники – Берестовица, Славатыче – Домачево. В рамках этой программы беларусские учреждения получили восемь грантов на проекты, связанные с историческим наследием. Деньги переданы также на реконструкцию усадьбы шляхтичей Рейтанов, которая находится в посёлке Грушевка Ляховичского района.
Кроме того, в рамках борьбы с пандемией COVID-19 профинансировано приобретение шести респираторов и двух кислородных концентраторов для Брестской областной больницы. В рамках программы «Польша – Беларусь – Украина 2020» в Бресте началось строительство центра помощи детям с расстройствами аутистического спектра. Здесь же завершено строительство Центра безопасности экстренных служб.
Заключение
События 2020 года показали, насколько хрупки основы, на которых развиваются беларусско-польские отношения, и насколько эти отношения зависят от внутренней политической динамики в Беларуси. В этом контексте не будет преувеличением сказать, что четыре года стремления к улучшению взаимоотношений оказались перечёркнутыми за несколько дней.
Учитывая высокую вероятность того, что Александр Лукашенко останется у власти в ближайшие несколько месяцев, улучшения в двусторонних беларусско-польских отношениях ожидать не следует. При этом следует опасаться, что польское меньшинство в Беларуси станет жертвой ухудшения ситуации в стране, как это случалось в предыдущие годы. Все спорные вопросы, например, связанные с исторической политикой обеих стран, вероятно, также будут обострены.
На двусторонние отношения негативно повлияет углубляющаяся интеграция Беларуси и России, ограничивающая суверенитет Беларуси. Польская сторона обеспокоена быстрым ускорением этих процессов, особенно в военном измерении, что негативно отразится на региональной безопасности в целом.
На развитие двусторонних отношений также негативно повлияет продолжающаяся пандемия COVID-19, ограничивающая торговлю, региональное сотрудничество и туризм.
Таким образом, 2021 год будет очень сложным для двусторонних отношений, и это отразится на торговле, инвестициях и социальных контактах.