ИТ-сектор: экономическая надежда и политическое разочарование

Ольга Лойко

Резюме

В 2020 году, крайне сложном для Беларуси ввиду пандемии и жёсткого политического кризиса, экономика упала на 0.9%, однако сфера информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) показала рост. По итогам года, её валовая добавленная стоимость выросла на 7.0%, что является лучшим показателем среди всех отраслей. Положительный вклад в прирост ВВП внёс сектор «Информация и связь» – 0.4 процентного пункта, хотя и не смог компенсировать общее падение.

Очередной экспортный рекорд поставил Парк высоких технологий – USD 2.7 млрд, что на четверть больше показателей 2019-го и почти в два раза 2018 года, когда вступил в силу декрет президента, существенно расширивший виды деятельности резидентов ПВТ.

Вторая половина года заставила усомниться в том, что отрасль ИКТ выживет. Результаты прошедших в августе президентских выборов не были признаны ни внутри страны, ни на Западе. Причём собрать впечатляющие доказательства фальсификаций удалось именно за счёт ИТ-решений, в частности платформы «Голос». Айтишники, прежние фавориты властей, попали в немилость. Тем не менее власть не решилась полностью разрушать неподконтрольный, но всё-таки прибыльный и быстрорастущий сегмент.

Тенденции:

Двигатель экономики

В 2020 году рост доли ИТ-услуг в экономике страны продолжился, увеличившись до 7.3% против 6.2% по итогам 2019 года. Ещё в 2009 году доля сектора «Информация и связь» в общем объёме ВВП составляла скромные 2.3%. Доля компьютерных услуг в общем объёме экспорта услуг возросла с 18.0% в 2018 году до 29.0% в 2020-м на фоне падения объёмов экспорта в наиболее пострадавших от пандемии коронавируса отраслях – транспортной, туристической, строительной.

Парк высоких технологий (ПВТ) оказался одним из ключевых драйверов экономики Беларуси: объём производства у резидентов вырос на 43%, до BYN 7.4 млрд. Экспорт увеличился на 25%, до USD 2.735 млрд. Около 90% экспорта ИТ-продуктов и услуг пришлось на США и страны Евросоюза. В первую пятерку стран-партнёров входят США, Кипр, Великобритания, Ирландия и Россия. По экспорту компьютерных услуг на душу населения Беларусь (USD 224) обгоняет и США (USD 110), и Россию (USD 31).

По итогам года, доля Парка в ВВП превысила 4%, притом что в ПВТ работает около 1.5% от всех занятых в экономике страны. Резиденты ПВТ более чем на треть нарастили налоговые отчисления в бюджет. Налоги резидентов составили BYN 418 млн, предприятий Минсвязи – BYN 413.6 млн. Больше налогов заплатили только ведомства, курирующие энергетику и алкогольную промышленность.

В 2020 году в ПВТ вступили 236 новых резидентов, в марте 2021-го – ещё 65. В настоящее время в ПВТ состоит 1021 компания, в 2020 году создано более 10 тыс. новых рабочих мест (для сравнения: госсектор избавился от 43.5 тыс. работников). В конце 2020 года на резидентов работало почти 70 тыс. специалистов, причём новые рабочие места создавалось в регионах. Несмотря на льготы, выплаты подоходного налога на одного сотрудника ПВТ превышали налоговые выплаты «среднего» работника в экономике в 3.5 раза.

За прошлый год на 26% увеличился приток прямых иностранных инвестиций в ПВТ, достигнув USD 331.7 млн. В Парк пришли 23 центра разработки зарубежных корпораций, их общее количество достигло 107 ед.

Успехи компаний ПВТ впечатляют. В список The 2021 Global Outsourcing 100 попали резиденты ПВТ – A1QA, Itransition и SolbegSoft, – несколько компаний из рейтинга (Ciklum, IBA Group, Intetics, Artezio) имеют в ПВТ центры разработки. По итогам 2020 года, беларусское приложение для женского здоровья FLO стало самым популярным в мире в App Store. FLO также отметилось в рейтинге Apptopia, став пятым по популярности в США и в мире и попав в топ-10 самых прибыльных приложений.

Ещё один резидент ПВТ – SayGames – отметился в декабрьских рейтингах аналитической платформы SensorTower. Беларусский разработчик и издатель мобильных игр стал седьмым в мире по количеству установок игр и шестым – по числу загрузок в App Store.

Две беларусские компании включены в юбилейный, 25-й, топ-500 самых динамично развивающихся высокотехнологичных компаний Северной Америки: iTechArt Group по сравнению с предыдущей версией поднялась на 170 строчек, PandaDoc оказалась в нём впервые.

Подрывник системы

После президентских выборов 9 августа 2020 года в Беларуси начались массовые акции протеста, в которых активное участие принимали и айтишники. Рядовые сотрудники выходили с плакатами к ПВТ, владельцы крупнейших компаний подписали открытое письмо против насилия.

Один из владельцев компании PandaDoc, Микита Микадо, инициировал создание фонда помощи сотрудникам правоохранительных органов, которые не желают участвовать в подавлении протестов. Власти отвечают задержанием топ-менеджеров минского офиса и блокировкой счетов компании.1 В итоге компания, головной офис которой расположен в Сан-Франциско, а главный центр разработки – в Минске, вынуждена была свернуть работу в Беларуси и релоцировать сотрудников в Украину.

В числе лидеров протеста – два сотрудника старейшей и авторитетнейшей беларусской ИТ-компании EPAM. Старший вице-президент EPAM Максим Богрецов вошёл в Координационный совет оппозиции. Павел Либер, директор практики Digital Strategy & Experience Design, цифровизировал фальсификации на выборах, разработав платформу «Голос». С помощью этой платформы беларусы загружали свои избирательные бюллетени для альтернативного подсчёта, а позже – голосовали, выражая альтернативное властям мнение. Десятки сотрудников, в том числе топ-менеджеры ИТ-компаний, были задержаны на акциях протеста по всей стране.

Александр Лукашенко негодовал от такой массовой и качественной волны ИТ-протеста: «Скажите, а что надо айтишникам? Мы ещё разберёмся. Скажите: им-то что надо? Я же уже для них создал рай. Нет, оказывается, им чего-то не хватает. Говорят, хотят во власть».2 Руководство ПВТ публично не высказывалось, но тучи над отраслью сгущались. Директор BelHard Игорь Мамоненко позже рассказал, «по той информации, что у меня есть, остро стоял вопрос даже о закрытии ПВТ по политическим причинам».3

Перспективы большого релокейта и точечных санкций

В то время как власть продолжала всеми доступными способами бороться с недовольными, беларусы потянулись за полузакрытые границы. По опросу конца 2020 года, почти 15% специалистов ИТ-сферы отметили, что уже работают за границей (осенью уехали менее 4%).4 Ещё около 40% специалистов заявили, что собираются на ПМЖ или в длительную командировку. Самые популярные варианты релокации – Польша (запущена программа «Польша. Business Harbour» для помощи беларусским айтишникам; за два месяца с момента запуска ею воспользовались около 800 чел.), Украина (там создаётся аналог ПВТ под названием DIIA CITY), Литва (об открытии офиса объявил крупнейший работодатель отрасли EPAM, который планирует нанять 600 чел., а также WARGAMING).

Участники рынка считают, что реально можно ожидать релокации примерно 10–20% сотрудников, в том числе наиболее квалифицированных и высокооплачиваемых. При этом владельцы крупных ИТ-бизнесов предпочитают не рисковать. «Все, у кого есть деньги, примерно от USD 20 млн, уехали из страны. В Беларуси не осталось людей, которые управляли бы бизнесами. Практически никто из них не готов сейчас приехать в страну», – рассказал один из покинувших Беларусь крупных ИТ-бизнесменов.

В конце года власти решились на непопулярный шаг – повышение налогов для физических и юридических лиц. Меру назвали временной и антиковидной – средства нужны на компенсацию потери доходов бюджета из-за пандемии. Для резидентов ПВТ ставка подоходного налога с дохода физлиц выросла с 9 до 13%. Опрос компаний после принятия этого решения показал, что для 18% компаний ничего не изменится, у 17% прибыль понизится более чем на 4%, 14% видят в этом решении ещё один довод в пользу релокации.5

Юрист Денис Алейников, один из авторов декрета о «ПВТ 2.0», стимулировавшего резкий рост отрасли, подчеркнул, что пунктом 1 декрета президента № 8 от 21 декабря 2017 года «О развитии цифровой экономики» государство гарантировало международному инвестиционному и технологическому сообществу, что специальный правовой режим Парка высоких технологий (включая налоговый) действует до 1 января 2049 года. «Стабильность режима ПВТ на протяжении долгих лет – это наша главная ценность. Эту ценность мы ковали годами и не раз продавали иностранным инвесторам. Это – репутация. Репутация, которая сделала ПВТ ведущим ИТ-кластером Восточной Европы. Поднять налоги временно равно потерять репутацию навсегда».6

Ещё одним риском для ИТ-бизнеса явились санкции, которые во второй половине года начал вводить Евросоюз. Так, 17 декабря Евросоюз принял третий пакет санкций, направленных в том числе и на компанию-резидент ПВТ ООО «Синезис». В обосновании сказано, что Synesis предоставляет беларусским властям платформу для наблюдения, которая может искать и анализировать видеозаписи и использовать программное обеспечение для распознавания лиц. В этом плане компания ответственна за подавление гражданского общества и демократической оппозиции со стороны государственного аппарата в Беларуси. Компания, созданная выходцами из России, подала иск в суд Евросоюза, не согласившись с этим решением.

Холодный нейтралитет

Но ни закрытия, ни изгнания из ПВТ компаний, чьи сотрудники оказались участниками громких инициатив или получили административные или уголовные наказания, не случилось. А вот отношения ИТ-сектора и государства изменились кардинально. Участники рынка отмечают, что у власти сильно ощущение, что всё ИТ-сообщество настроено против неё, и это чуть ли не половина протестующих. Никаких серьёзных доказательств того, что протестующих среди айтишников больше, чем среди других профессиональных или социальных групп, не представлено. Градус отношений власти с ИТ-отраслью упал до нуля. Но перекрыть кислород драйверу роста экономики власть не решилась.

Участники рынка также отмечают, что, несмотря на серьёзное недовольство айтишниками, в прошлом году не случилось никаких скандалов вокруг компаний отрасли, за исключением санкционного. Высказывались опасения, что претензии, к примеру, могут быть предъявлены криптобиржам, вокруг которых было много дискуссий ещё на стадии принятия решения о легализации. Но оказалось, что беларусское законодательство и регулятор способны обеспечить соответствие этих площадок7 системе противодействия отмыванию денежных средств, добытых преступным путём, то есть рекомендациям ФАТФ. Сам ПВТ отвечает за проверку владельцев компаний, их финансового состояния, контролирует происхождение активов.

В 2020 году оборот беларусских криптобирж составил порядка USD 4 млрд в месяц, никаких претензий со стороны регулятора или правоохранительных органов не озвучивалось. Репутационных рисков для страны с этой стороны не отмечено.

Участники рынка констатировали, что через несколько лет после принятия декрет № 8 заработал в полном объёме. В ПВТ созданы сотни продуктовых компаний, причём новые компании создаются уже исключительно в беларусской юрисдикции, не обрастая множеством фирм за пределами страны. Среди них встречаются и крупные, вроде SayGames, входящей в топ-10 мировых компаний по количеству скачиваний игр. До вступления в силу декрета, такие компании имели в Беларуси только разработку, а головная компания располагалась, к примеру, на Кипре. Сейчас это беларусская компания-резидент ПВТ, и через неё проходят все сотни миллионов долларов на рекламу, разработку и другие нужды.

Протестная активность поставила крест на планах айтишников переформатировать систему образования страны. ИТ-университет, кредиты на переобучение востребованным айтишным специальностям – всё это осталось на бумаге.

Не ослабевает и идеологическое давление государства на отрасль. Так, депутат Палаты представителей Сергей Клишевич заявил: «Мы не можем иметь внутри страны целый анклав, который никак не зависит от национальной экономики, имеет гигантский разрыв в доходах с основным населением и очень невнятное идеологическое наполнение. … Необходимо максимально связать ИТ-сферу государственными заказами, что будут оплачиваться в счёт налоговых вычетов, которые имеет эта сфера».8

Заключение

Идеологическое давление на ИТ-отрасль продолжится, но с оглядкой на её растущее значение для экономики. Лоббистов отрасли во власти фактически не осталось, но от разгрома недоброжелателей удерживают убедительные цифры: более чем USD 2.4 млрд валютной выручки от ИТ-экспорта остаётся в стране, вытягивая внешнеторговое сальдо и удерживая рубль от падения. Остальные отрасли куда более импортоёмкие и заместить ИТ не смогут. Экономику знаний Беларусь будет развивать при любой политической ситуации.

Риски большого релокейта будут реализовываться волнами – самые активные и востребованные продолжат покидать страну, если ситуация не изменится в позитивную для гражданского общества сторону. Серьёзные попытки развивать «идеологическое наполнение» приведут лишь к ускорению этого процесса.

При этом амбиции Беларуси на региональное лидерство в ИТ-отрасли рискуют остаться нереализованными, хотя ещё какое-то время по отдельным показателям страна будет выглядеть благополучно.