Администрация президента: nihil novi
Николай Буров
Резюме
На протяжении 2018 года Администрация президента Республики Беларусь занималась подготовкой избирательной кампании 2019, которая в целом должна пройти по традиционному беларусскому сценарию, но с меньшим, чем в предыдущие кампании, акцентом на «подкупе» избирателей.
Администрация президента по-прежнему придерживается крайне консервативных воззрений в аспекте возможных политических преобразований. В течение 2018 года отмечено значительное усиление позиции Натальи Кочановой. С другой стороны, нарастали трения во взаимодействии с правительством. Проблемным оставался кадровый вопрос.
Тенденции:
- начата полноценная подготовка к избирательной кампании 2019 года;
- значительное усиление «витебского» клана в беларусском истэблишменте;
- серьёзная напряжённость в отношениях между АП и правительством;
- напряжённость в кадровом вопросе, попытки найти новые механизмы его решения.
«Власть растопыренными пальцами никто не держит. Власть должна быть в одном кулаке»1
В 2018 году ключевой задачей в деятельности Администрации президента Республики Беларусь (АП) являлась подготовка к избирательной кампании 2019 года и обеспечение беспроблемного переизбрания Александра Лукашенко на шестой президентский срок. К главным направлениям этой деятельности можно отнести следующие: а) дальнейшее аккуратное и постепенное смещение акцентов пропагандистской риторики с социально-экономического развития на искусственно раздутую проблематику сохранения суверенитета, стабильности и независимости; б) разработка новых инструментов контроля над частным сектором в условиях продолжающейся деградации государственного сектора и обострения проблемы занятости;2 в) формирование новой модели отношений с Российской Федерацией.
Одним из главных вызовов удержанию командных высот является, с точки зрения АП, перераспределение ролей в экономике между государственным и частным секторами. Тем не менее до сих пор Администрация президента не сумела найти эффективных механизмов контроля над людьми, которые оказываются за пределами государственного сектора экономики. Так, снова ужесточён контроль над работой с обращениями граждан,3 а государственным органам разосланы указания об активизации этой работы в рамках директивы № 2. Говоря словами А. Лукашенко, «Администрация президента должна этим заниматься. Людям надо доводить до их сознания ту обстановку, которая складывается».
Попытка взять под контроль увеличивающееся число безработных и прекратить отток занятых с низкооплачиваемых мест с помощью печально знаменитого «тунеядского» декрета провалилась.4 Первая версия документа оказалась откровенно нерабочей и поставила под удар стабильность общественно-политической обстановки в стране. Во второй версии декрет оказался практически выхолощен, но сохранил потенциал для роста возмущения людей.
Ответственность за неспособность предложить новые механизмы контроля над занятыми в экономике АП пытается переложить на местные органы власти, а также правительство, ставя перед ними, по сути дела, невыполнимые задачи. Особенно ярко это проявилось в ходе так называемого «Оршанского разноса»5 в августе, итогом которого явилась смена правительства. Именно правительство, на которое возложена задача накачки деньгами экономики в предвыборной год и последующее принятие непопулярных решений, будет назначено ответственным за экономический обвал.
На протяжении всего года АП твёрдо придерживалась крайне консервативной линии относительно любых возможных политических преобразований в стране, что, в целом, неудивительно, так как полностью совпадает с позицией президента. Так, 19 января на III съезде РОО «Белая Русь» окончательно закрыт длительное время ни шатко ни валко обсуждаемый вопрос о преобразовании этого общественного объединения в политическую партию. Совершенно ясно, что и выборы в Палату представителей VII созыва пройдут по действующему избирательному законодательству, ни о какой попытке даже начать переход к партийной системе говорить не приходится.
Несмотря на упорно циркулирующие слухи о подготовке новой редакции Конституции, никаких конкретных фактов по этому вопросу также не зафиксировано. (Единственным рационально приемлемым изменением, с точки зрения обеспечения преемственности власти, является, конечно, не семилетний президентский срок и тем более не введение партийной системы, а учреждение поста вице-президента.)
АП инициировала значительные изменения в руководстве государственных СМИ, которые, однако, лишь отчасти связаны с изменениями в информационной политике. Так, Павел Якубович лишился должности главного редактора издания «СБ. Беларусь сегодня» вследствие неоднозначных финансовых действий. Назначение же Ивана Эйсмонта председателем Белтелерадиокомпании связано с упрочением позиции его супруги на посту пресс-секретаря президента. Если и говорить о каких-либо изменениях, то скорее можно отметить ужесточение политики государства, особенно в интернете (в частности, подготовка новой редакции Закона о СМИ, дело «БелТА» и др.), что косвенно свидетельствует и об ограниченных механизмах контроля, и об определённой нервозности по поводу общественно-политической ситуации в стране.
Политологи отмечают следующие важные темы для идеологической отработки (которые, в принципе, являются традиционными в работе АП): а) непримиримая борьба с коррупцией; б) апелляция к низким ценам на услуги ЖКХ; в) борьба со «строительной мафией»; г) подчёркивание культурных и спортивных достижений страны (активная подготовка II Европейских игр, которые пройдут в июне 2019 года).
Внутриэлитный конфликт
Безусловно, консервативная позиция АП не могла не способствовать обострению внутриэлитных противоречий. О степени напряжённости этого конфликта свидетельствует тот факт, что Александру Лукашенко пришлось решать его публично. В ходе «Оршанского разноса» глава АП Наталья Кочанова попыталась перейти в контрнаступление, отметив, что из 126 поручений президента по развитию Оршанского района выполнено 87.
Восемнадцатого октября Александр Лукашенко был вынужден провести совещание с руководством АП, на котором чётко заявил, что его администрация позволяет себе излишне активно вмешиваться не только в деятельность правительства, но, что ещё больше настораживает, в деятельность силового блока. Попытка Натальи Кочановой перебросить ответственность за невыполнение поручений президента вызвала у президента раздражение: АП следует больше времени уделять выполнению своих прямых обязанностей, среди которых подбор кадров, идеология, фильтрация решений, поступающих к президенту, эффективный контроль над их выполнением, обеспечение особой роли помощников президента. АП, в частности, пропустила закон «О противодействии домашнему насилию», который в корне противоречит как тем настроениям, которые идеологи пытаются пестовать в обществе, так и тщательно поддерживаемому патриархальному имиджу самого Александра Лукашенко.
Через неделю на встрече с первым вице-премьером Александром Турчиным президент жёстко указал на то, что правительство не должно заниматься выработкой стратегии. Его основная задача – заниматься повседневными делами.
Кадровые изменения
По-прежнему не удаётся усилить роль помощников президента – инспекторов по областям и городу Минску.
В соответствии с указом № 305, подписанным 25 августа 2017 года, введена новая должность уполномоченного представителя главы государства в области и Минске. Среди основных задач уполномоченного представителя значатся: анализ и прогнозирование общественно-политической и социально-экономической ситуации на соответствующей территории, включая оценку имеющихся проблем; информирование президента о положении дел в регионе; участие в выработке предложений по развитию региона.
Дискредитации института помощника президента – инспектора по области и Минску способствовал скандал с помощником президента по Гродненской области Сергеем Ровнейко. Двадцать девятого мая последний был задержан с поличным при получении взятки в размере USD 200 тыс. Данное задержание явилось эпизодом в жёсткой борьбе за передел алкогольного и табачного рынка, происходившей на протяжении всего 2018 года.
В рассматриваемый период уполномоченным представителем президента в Гомельской области стал Александр Турчин, а в Витебской области – Владимир Андрейченко. Влияние т. н. «витебских», к которым в номенклатуре относят Андрейченко и Кочанову, позже попытались уравновесить назначением на должность помощника президента – инспектора по Витебской области снятого со скандалом с должности министра промышленности Виталия Вовка.
Однако в целом можно констатировать укрепление позиций «витебского» клана в АП на протяжении всего года. Наталья Кочанова смогла сохранить высокий уровень доверия президента. Николай Шерстнев, несмотря на Оршанский скандал и строгий выговор, также очевидно сохранил свою должность председателя облисполкома, а Владимир Андрейченко не только выполняет упомянутые выше функции уполномоченного по своему родному региону, но и получил конкретное задание заняться подбором состава Палаты представителей VII созыва. В 2018 году именно поездки в Витебскую область доминировали среди поездок беларусского президента.
Пятого апреля АП вернулась к традиционной структуре, в которой наличествует отдельный заместитель главы АП по идеологии. Назначение получил Владимир Жевняк, малоизвестное имя среди идеологов. Идеологическая вертикаль при этом оказалась несколько размытой – вопросы образования, культуры и спорта переданы в ведение первого заместителя главы АП Максима Рыженкова, что создало определённое двоевластие в Главном идеологическом управлении. Последнее в сентябре обрело своего руководителя – опять же малоизвестную Ольгу Шпилевскую. По субъективным оценкам специалистов, идеологическая вертикаль никогда не была так слаба, как сейчас. Впрочем, кризис идей и консервацию идеологии в Беларуси отмечают на протяжении уже нескольких последних лет.
Нельзя не отметить, что в АП понимают сложную кадровую ситуацию и прилагают серьёзные усилия для её разрешения. Понятна и стратегия – вместо крепкой идеологической вертикали и силовиков сделать ставку на максимально эффективное решение возникающих проблем в условиях дефицита ресурсов и сохранения модели развития.
Так, в АП предпринимаются попытки усилить роль Академии управления при Президенте Республики Беларусь в повышении профессионального уровня госслужащих. В конце мая ректором Академии назначен Геннадий Пальчик, 24 июля президент повторно заслушал его доклад. В августе при участии Н. Кочановой сформирована специальная группа руководящего резерва из перспективных молодых руководителей, к подготовке которых (на базе Академии управления) планируется отнестись с большой ответственностью, а само обучение реализуется отчасти в непривычных для Беларуси формах (в частности, введён институт наставничества).
Параллельно на протяжении 2018 года АП работала над новой редакцией Закона «О государственной службе», сущность которого сводится к значительному ужесточению условий её прохождения с фактически директивной привязкой соискателей (косвенно это свидетельствует об углублении кадровых проблем). Как резюмировала Наталья Кочанова, «госслужба – это для особенных людей».
Заключение
Как и в предыдущие годы, Администрация президента Республики Беларусь придерживается преимущественно консервативных воззрений на возможность каких-либо политических изменений в Беларуси.
Глава АП Наталья Кочанова смогла значительно усилить как свои собственные позиции, так и позиции «витебского клана» в беларусском истэблишменте. Одним из внешних проявлений указанного усиления явилось направление в Витебскую область значительных финансовых средств для развития Оршанского района, а также создание проекта крупного логистического центра в Болбасово, имеющего ряд внешних признаков контрабандистского хаба. Однако президент Лукашенко жёстко пресёк попытки АП усилить контроль над другими кругами истэблишмента, особенно над силовиками.
Продолжилось ослабление Главного идеологического управления. В кадровой политике обострились проблемы – прежде всего с отбором и закреплением профессиональных кадров.
Готовясь на протяжении 2018 года к предстоящим в 2019 году выборам, АП сделала ставку на традиционный для Беларуси сценарий их проведения.