Валютный рынок: стабильность ценой обеднения населения

Александр Муха

Резюме

В 2016 году стабильность внутреннего валютного рынка Беларуси обеспечивалась за счёт масштабной чистой продажи иностранной валюты со стороны физических лиц на фоне заметного уменьшения реальных денежных доходов и активов населения. Увеличение предложения наличной иностранной валюты со стороны населения позволило в значительной мере компенсировать потерю валютной выручки в результате снижения экспорта белорусских нефтепродуктов.

В 2017 году предложение иностранной валюты со стороны физических лиц сократится, что приведёт к обострению рисков, связанных с неурегулированностью нефтегазового спора между Беларусью и Россией (включая социальные и политические риски). Дополнительное понижательное давление на обменный курс белорусского рубля и золотовалютные резервы государства будет связано с осуществлением значительных платежей по внешнему долгу резидентов Беларуси в условиях задержек с поступлением внешнего финансирования.

Тенденции:

Рекорды валютного рынка

В 2016 году основным фактором стабильности внутреннего валютного рынка Беларуси явилась масштабная чистая продажа иностранной валюты со стороны населения. В анализируемый период физические лица на чистой основе продали USD 1.894 млрд (с учётом безналичных операций)1 – рекордный показатель за всю историю независимой Беларуси. Для сравнения: нерезиденты в тот же период продали на чистой основе USD 452.5 млн, в то время как субъекты хозяйствования, напротив, купили USD 206.1 млн.

Структура чистого предложения валюты со стороны населения сложилась следующим образом: чистая продажа наличной валюты – USD 2.441 млрд (ещё один исторический максимум) и конвертация рублёвых депозитов в валютные вклады на чистой основе – минус USD 547.1 млн. В результате чистое предложение иностранной валюты со стороны физических лиц и нерезидентов (USD 2.347 млрд) позволило вкупе с другими факторами увеличить золотовалютные резервы (ЗВР) Беларуси на USD 751.3 млн (или на 18.0%) до USD 4.927 млрд, по состоянию на 1 января 2017 года (несмотря на значительные выплаты по внешним и внутренним долговым обязательствам государства в иностранной валюте).

Таким образом, в прошедшем году население не только внесло значительную лепту в обеспечение стабильности внутреннего валютного рынка, но и помогло правительству и Национальному банку Беларуси пройти график платежей по внешним и внутренним обязательствам, номинированным в иностранной валюте, в штатном режиме. При этом валютные депозиты физических лиц сократились сразу на USD 782.1 млн (или на 9.5%) до USD 7.431 млрд, на 1 января 2017 года.

В целом валютные сбережения населения в банках (валютные вклады, депозиты в драгоценных металлах и валютные облигации банков) уменьшились на USD 509 млн (или на 5.8%) до USD 8.275 млрд, на 1 января 2017 года. С учётом этого объём наличной иностранной валюты, которую население, образно говоря, дополнительно извлекло «из-под матраса» в минувшем году, можно оценить по меньшей мере в USD 1.932 млрд на чистой основе. Так много наличной иностранной валюты белорусы никогда ещё не сдавали в обменные пункты банков.

По нашим оценкам, в 2016 году население вынужденно рассталось с третью ранее накопленных валютных сбережений в неорганизованной форме. В результате при сохранении таких темпов неорганизованные валютные сбережения физических лиц гипотетически могут закончиться уже через два года (при прочих равных условиях).

Каковы же причины столь масштабного чистого предложения иностранной валюты со стороны населения? К сожалению, основной причиной является заметное падение реальных денежных доходов. Белорусы активно начали изымать валютные депозиты и продавать наличную иностранную валюту с тем, чтобы поддержать приемлемый уровень потребления товаров и услуг.

Так, по нашим расчётам, в 2016 году средняя начисленная зарплата белорусских работников (без учёта микро- и малых организаций без ведомственной подчинённости) по сравнению с 2015 годом сократилась на 12.7% – с USD 413.6 до 361.1.2 При этом начисленный фонд заработной платы белорусских работников (без микро- и малых организаций без ведомственной подчинённости) сократился ещё в большей мере – на USD 2.297 млрд (или на 15.5%) до USD 12.506 млрд. Уменьшение фонда заработной платы связано не только с падением средней зарплаты, но и с сокращением в анализируемом периоде среднесписочной численности работников на 95.801 тыс. чел.3 (с 2.982 млн в 2015 году до 2.886 млн чел. в 2016 году).

В конечном счёте, в 2016 году стабильность внутреннего валютного рынка Беларуси поддерживалась, в первую очередь, за счёт обеднения граждан.

Риски нефтегазового спора

По данным Нацбанка, в 2016 году валютные поступления по экспорту товаров и услуг, доходам и трансфертам нефинансовых предприятий и домашних хозяйств по сравнению с 2015 годом сократились на USD 3.401 млрд (или на 10.3%) до USD 29.623 млрд, что является минимальным показателем валютной выручки с 2009 года (USD 25.255 млрд). Уменьшение валютной выручки связано в первую очередь с падением экспорта белорусских нефтепродуктов, сырой нефти и калийных удобрений. В наглядной форме резкое сокращение экспорта белорусских товаров можно проиллюстрировать следующими статистическими данными:

Таким образом, падение экспорта белорусских товаров в анализируемом периоде на 84.4% обусловлено уменьшением экспорта белорусских нефтепродуктов ввиду сокращения поставок российской нефти на фоне неурегулированного газового спора между Беларусью и Россией.

При этом обращает на себя внимание задержка с получением третьего и четвёртого траншей кредита Евразийского фонда стабилизации и развития (ЕФСР) на общую сумму USD 600 млн. Очевидно, что причины задержки финансирования со стороны фонда лежат в политической плоскости и также связаны с разгоревшимся нефтегазовым спором. В конце февраля 2017 года вице-премьер Российской Федерации Аркадий Дворкович заявил, что долг Беларуси перед Россией за газ превысил уже USD 600 млн.

Необходимо отметить, что дальнейшее затягивание урегулирования нефтегазового спора чревато рядом негативных последствий для экономики Беларуси. В их числе:

Кроме того, на этом фоне правительство Беларуси может столкнуться с необходимостью дальнейшего «затягивания поясов» обедневших граждан, что в условиях значительного социального расслоения в обществе может привести к обострению отдельных социальных и политических рисков в стране.

Внешний долг: за порогом экономической безопасности

В 2017 году увеличение платежей по внешним обязательствам резидентов Беларуси (предприятий, банков, правительства, Нацбанка) будет создавать дополнительное давление на внутреннем валютном рынке в сторону снижения обменного курса белорусского рубля.

По данным Нацбанка, в 2016 году совокупный внешний долг резидентов Беларуси снизился всего на USD 691.1 млн (или на 1.8%) до USD 37.567 млрд, по состоянию на 1 января 2017 года, что составило рекордные 79.7% к ВВП страны. Таким образом, относительный показатель внешнего долга резидентов Беларуси превысил порог экономической безопасности (не более 60.0% к ВВП). Поскольку в относительном выражении у белорусских резидентов никогда не было такой внешней долговой нагрузки.

Следует пояснить, что ухудшение относительного показателя внешнего долга белорусских резидентов в прошедшем году связано исключительно с резким падением долларового эквивалента ВВП Беларуси на фоне девальвации национальной валюты и экономического спада в стране. Так, по нашим расчётам, в 2016 году в долларовом эквиваленте ВВП Беларуси по сравнению с 2015 годом уменьшился сразу на USD 8.104 млрд (или на 14.7%) до USD 47.165 млрд, что является девятилетним минимумом (с 2007 года, когда этот показатель составил USD 45.276 млрд).

По состоянию на 1 января 2017 года, структура совокупного внешнего долга Беларуси в разрезе секторов экономики выглядит следующим образом (в порядке убывания):

органы государственного управления – USD 14.151 млрд;

нефинансовые организации, домашние хозяйства и некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства, – USD 13.566 млрд;

банки – USD 5.915 млрд;

прямые инвестиции в рамках межфирменного кредитования – USD 1.889 млрд;

центральный банк – USD 1.475 млрд;

прочие финансовые организации – USD 571.3 млн.

В расчёте на душу населения внешний долг Беларуси снизился до USD 3952.4, по состоянию на 1 января 2017 года. В рублевом эквиваленте внешний долг составил BYN 7740.8 в среднем на 1 человека, или BYN 16792.7 на 1 работающего, что эквивалентно 20.9 начисленной зарплаты (исходя из средней зарплаты в декабре 2016 года – BYN 801.6). Иными словами, для того чтобы полностью выплатить внешний долг (с учётом процентов), белорусам необходимо работать более 21 месяца.

В 2016 года на погашение и обслуживание валового внешнего долга Беларуси направлено USD 6.310 млрд, что эквивалентно 13.2% от ВВП или 21.2% от экспорта товаров и услуг. В том числе на погашение основного долга потрачено USD 4.901 млрд, на платежи по процентам и другим выплатам – USD 1.409 млрд. На осуществление платежей по внешним обязательствам органов государственного управления направлено USD 1.46 млрд, или 16.5% от доходов республиканского бюджета.

График предстоящих платежей по валовому внешнему долгу резидентов Беларуси, по состоянию на 1 января 2017 года, включает платежи по основному долгу и процентам на общую сумму USD 45.651 млрд. Следует учитывать, что совокупная долговая нагрузка государства связана с обслуживанием и погашением обязательств органов госуправления, денежно-кредитного регулирования, а также государственных банков и предприятий, в уставных фондах которых доля государственной собственности составляет более 50%. Так, в 2016 году внешний долг государственного сектора в расширенном определении и внешний долг частного сектора, гарантированный государством, уменьшился на USD 173.5 млн (или на 0.8%) до USD 22.382 млрд, на 1 января 2017 года (табл.1), что составляет 59.6% от совокупного внешнего долга резидентов Беларуси.

Показатели На 1 января 2016 На 1 января 2017 Изменение
USD млн %
Внешний долг государственного сектора в расширенном
определении и внешний долг частного
сектора, гарантированный государством, в т.ч.
22 555.7 22 382.3 –173.5 –0.8
1) внешний долг государственного сектора
в расширенном определении
22 517.6 22 382.3 –135.4 –0.6
– сектор государственного управления 12 972.5 14 151.1 1 178.6 9.1
– центральный банк 1 744.6 1 475.4 –269.2 –15.4
– банки 2 819.1 2 632.6 –186.5 –6.6
– другие секторы 4 981.4 4 123.1 –858.3 –17.2
2) внешний долг частного сектора,
гарантированный государством
38.1 0.0 –38.1 –100.0
Таблица 1. Внешний долг государственного сектора в расширенном определении и внешний долг частного сектора, гарантированный государством в 2016 году, USD млн
Источник: Нацбанк Беларуси.

Краткосрочные внешние долговые обязательства резидентов Беларуси (по остаточному сроку погашения) уменьшились на USD 1.499 млрд (или на 8.5%) до USD 16.118 млрд, на 1 января 2017 года. Этот долг измеряется путём прибавления стоимости непогашенного краткосрочного внешнего долга к стоимости подлежащего выплате в срок до одного года непогашенного долгосрочного внешнего долга (по первоначальному сроку погашения).

Просроченная внешняя задолженность резидентов Беларуси сократилась на USD 65.7 млн (или на 6.5%) до USD 938.5 млн, на 1 января 2017 года. В том числе просроченная внешняя задолженность госсектора в расширенном определении уменьшилась на USD 70.8 млн (или на 24.7%) до USD 215.8 млн, на 1 января текущего года.

В 2017 году платежи резидентов Беларуси по внешнему долгу оцениваются на уровне USD 17.168 млрд (с учётом операций по рефинансированию долга). По состоянию на 1 января 2017 года, ЗВР Беларуси составили USD 4.927 млрд, покрывая лишь 28.7% предстоящих платежей по внешнему долгу. В то время как согласно критерию Гидотти, ЗВР должны покрывать не менее 100% предстоящих годовых выплат по совокупному внешнему долгу резидентов страны (правительства, центрального банка, предприятий, банков).

Таким образом, текущий уровень золотовалютных резервов Беларуси не соответствует международным стандартам достаточности резервных активов и индикаторам экономической безопасности, что в случае негативного сценария может поставить под угрозу стабильность внутреннего валютного рынка.

Заключение

В 2017 году население сохранит статус чистого продавца иностранной валюты, однако показатель чистой продажи валюты может уменьшиться по меньшей мере в 2 раза по сравнению с 2016 годом со всеми вытекающими негативными последствиями. Иными словами, в ближайшей перспективе вряд ли можно будет рассчитывать на заначки населения. Снижение предложения наличной иностранной валюты со стороны физических лиц приведёт к ускорению темпов девальвации белорусского рубля по отношению к основным иностранным валютам.

На этом фоне у правительства и Нацбанка увеличится потребность в привлечении нового внешнего финансирования. Однако в случае дальнейшего затягивания урегулирования нефтегазового спора между Беларусью и Россией также продлится и задержка с выделением новых траншей кредита ЕФСР. При этом перспектива привлечения нового кредита МВФ в рамках программы расширенного финансирования остаётся неясной (в первую очередь ввиду политических препятствий). Без кредита МВФ, в свою очередь, гораздо сложнее разместить третий выпуск суверенных еврооблигаций Беларуси.

Положительный исход нефтегазового спора позволит в определённой мере улучшить ситуацию в экономике Беларуси. В противном случае возможно обострение ряда экономических, социальных и политических рисков в стране, которые – на фоне дальнейшего «затягивания поясов» населения – могут представлять дополнительную угрозу стабильности внутреннего валютного рынка Беларуси.