Национальная оборона в контексте региональных угроз

Андрей Поротников

Резюме

События минувшего года внесли ясность в отношении направления дальнейшего развития национальной системы обороны. Несмотря на экономический кризис, 2015 год стал для неё скорее позитивным: довольно интенсивно разворачивалась боевая подготовка, осуществлялись поставки новой техники. Заключены самые крупные за последние 24 года контракты на поставку вооружений.

Безусловный успех продемонстрировала национальная ракетная программа. В текущем году существует вероятность получения систем вооружения, которые можно рассматривать в качестве инструмента стратегического сдерживания.

ВПК остаётся наиболее динамичным сектором отечественного машиностроения. Хотя оборонные расходы Беларуси на фоне всех соседей, включая страны Балтии, остаются недостаточными. Фактическая позиция равноудалённости от конфликтующих России и Запада стала политической.

Тенденции:

Больше, чем просто политика

Без преувеличения, 2015 год можно назвать годом Азии для Беларуси. Состоялись встречи Александра Лукашенко с лидерами крупнейших азиатских государств: Китая, Индии, Пакистана и Вьетнама. Помимо политических и экономических вопросов в ходе переговоров обсуждались и перспективы сотрудничества в сфере безопасности. Причём с КНР, Пакистаном и Вьетнамом достигнуты конкретные результаты.

15–27 июня в Брестской области состоялось белорусско-китайское антитеррористическое учение «Стремительный орёл 2015». Фактически в ходе учений происходило взаимное исследование методики подготовки и тактики ведения боевых действий силами спецназа.

Отдельно следует выделить развитие белорусско-пакистанских отношений: 28–29 мая, в ходе визита Александра Лукашенко в Исламабад, стороны договорились, помимо прочего, и о военно-техническом сотрудничестве. Интересно отметить, что государственное новостное агентство БелТА обошло вниманием эту тему, в то время как пакистанский источник прямо указал на заключение соглашения о кооперации в области оборонного производства.1

10–12 августа в Беларуси с визитом побывал премьер-министр Пакистана Наваз Шариф. Интерес двух стран друг к другу взаимный и высокий, при этом не последнее место занимает тема оборонного сотрудничества.

«Разворот в Азию» официального Минска является стратегическим, а не конъюнктурным. Цель – обрести большую автономию от России и не попасть в зависимость от Запада, которому белорусские власти откровенно не доверяют.

Учиться тому, что может пригодиться

Минувший год был насыщен мероприятиями боевой подготовки армии. Анализ этих мероприятий позволяет определить характер угроз, которые военно-политическое руководство страны считает реальными. Так, в 2015 году в ходе мероприятий боевой подготовки отрабатывались:

Мероприятиями подготовки системы территориальной обороны (ТО) были охвачены все области. Особо следует выделить проходившую 2–18 июня отработку усиления охраны границы на украинском участке. Сформированы дополнительные пограничные заставы за счёт резервов Госпогранкомитета, штаб ТО и рота территориальных войск (ТерВ) в Ельском районе. В Мозыре привлечены силы МВД и КГБ для охраны важных объектов. Основная задача: в сжатые сроки усилить охрану границы силами различных силовых ведомств, организовать эффективное взаимодействие между ними. При этом следует понимать, что отрабатывалась матрица действий, которая может быть применена на любом направлении. Ситуация в Украине лишь предлог для проведения учений.

Про порох в пороховницах

В прошедшем году начался процесс замены учебно-тренировочных самолётов (УТС) L-39 российскими Як-130. Планируется поэтапное освоение новой техники, после чего старые машины будут выведены из боевого состава. В апреле получено четыре самолёта Як-130. Руководство ВВС дало понять, что рассматривает Як-130 (после соответствующей доработки) в качестве замены штурмовиков Су-25.2

В июне объявлено о подписании крупнейшего контракта на закупку вооружений за всю историю независимой Беларуси: холдинг «Вертолёты России» поставит Минобороны Беларуси двенадцать военно-транспортных вертолётов Ми-8МТВ-5. Поставка будет осуществляться на тех же условиях, что и для российской армии. Общая сумма сделки превысит USD 100 млн.

Первого декабря ВВС возвращены из ремонта десять истребителей МиГ-29 и два учебно-боевых Су-25. Ранее было неясно, предполагает ли ремонт одновременную модернизацию самолётов: заявлялось о препятствиях модернизации белорусской боевой авиации со стороны российских производителей.3 Судя по сообщениям СМИ, на самолётах восстановлена исправность техники, а также её ресурс, установлены системы видеорегистрации параметров полёта. То есть говорить о модернизации не приходится.

В минувшем году закончилась эпопея с поставкой из России четырёх дивизионов ЗРК С-300. Беларуси вооружение передано, в сентябре министр обороны Андрей Равков сообщил, что его ремонт практически завершён.

ВПК: не без проблем, но движение вперёд

В 2015 году белорусский ВПК прорабатывал вопрос создания ударного БПЛА. Это стало возможным в результате успешной реализации проекта БПЛА «Буревестник» с дальностью применения до 290 км, предназначенного для ведения разведки и мониторинга местности в режиме реального времени. Уже в ходе визита А. Лукашенко в Туркменистан (10–12 декабря) белорусские производители заявили о возможности оснастить БПЛА «Буревестник» боевой нагрузкой.4 Тогда же в декабре появилась информация об участии отечественных специалистов в создании вьетнамского БПЛА большой дальности полёта HS-6L.5

С белорусской стороны официальная информация по данному поводу отсутствует. Результаты испытаний HS-6L позволят проверить на практике работоспособность отечественных наработок в части создания аппаратов большой дальности полёта.

2015-й стал годом демонстрации ракетных амбиций официального Минска. При этом речь идёт не только о ракетах поверхность-поверхность, но и о ракетах для ЗРК.

Представлена первая отечественная реактивная система залпового огня (РСЗО) «Полонез». О её характеристиках известно немного: высокоточное оружие с дальностью поражения около/свыше 200 км. Можно утверждать, что «Полонез» комплектуется снарядами китайского производства, о чём свидетельствуют неоднократные испытания РСЗО в КНР.

Пятнадцатого июня А. Лукашенко принял с докладом министра обороны А. Равкова, сообщившего «об очередных испытаниях ракетных и других систем, которые создаются для защиты территории Беларуси».6 Под «другими системами» могут подразумеваться в том числе и зенитные ракеты для создаваемого по проекту ЗРК «Рапира».7

В ноябре А. Лукашенко посетил РПУП «Завод точной электромеханики». В ходе визита публично озвучены достижения и планы национальной ракетной программы, продемонстрирован стенд для испытания двигателей зенитных ракет, модернизируемых для последующей поставки на экспорт. Этот стенд – шаг к созданию собственного производства двигателей для зенитных и тактических ракет. Заявлено также о планах совершенствования РСЗО «Полонез».

Демонстрация достижений, рассказы о масштабных ракетных планах имели характер ярко выраженной рекламы или предостережения.

Ещё в начале 2015 года Государственный военно-промышленный комитет Беларуси (ГВПК) выделил в качестве наиболее проблемных моментов недостаточный уровень кооперации между организациями ГВПК и претензии к качеству выпускаемой продукции. Последней проблеме были посвящены несколько крупных мероприятий в рамках ведомства.

Экспортная политика ведомства связана с поиском новых рынков сбыта. В 2015 году остро встал вопрос просроченной внешней дебиторской задолженности, что является следствием высокой зависимости от российского рынка.

В июле ведомство определилось с приоритетными направлениями деятельности до 2020 года, выделив пять комплексных системных проектов: системы огневого поражения; средства подвижности систем вооружения; беспилотные авиационные комплексы военного и гражданского назначения; боевые геоинформационные системы; системы комплексного противодействия высокоточному оружию. Планируется достичь роста объёмов производства промышленной продукции (работ, услуг) не менее чем в 1.6 раза по сравнению с 2015 годом; экспорт товаров предполагается увеличить в 1.5 раза.8 Превышение роста производства над ростом экспорта означает увеличение поставок для нужд национальных силовых ведомств.

Перспективы военного строительства и региональная безопасность

В течение года руководство страны неоднократно делало заявления касательно перспектив оборонного строительства и региональной безопасности. Белорусские власти исходят из того, что в течение длительного времени ситуация в Украине будет оставаться дестабилизирующим фактором в регионе.9 Тогда как усиление военной активности НАТО вблизи границ Беларуси рассматривается как «определённая опасность», но не военная угроза.

В феврале 2015 года, выступая перед командным составом армии, А. Лукашенко заявил, что основной задачей развития армии является наращивание военного потенциала. При этом всё, что можно модернизировать, – надо модернизировать. И пообещал выделить необходимые финансовые ресурсы.

Озвучено требование обеспечить железную дисциплину в армии. И «особая причина беспокойства – это проникновение в силовые структуры таких опасных явлений, как коррупция, должностные преступления ... предательство интересов службы». Эти вопросы находятся на особом контроле лично у президента А. Лукашенко. Белорусское руководство и далее надеется на российскую помощь в вопросах безопасности, но рассчитывать намерено на собственные силы.10 Дано поручение осуществлять подготовку войск без привязки к российской армии.

Тридцатого октября на оперативном сборе командного состава армии озвучены основные направления строительства и развития ВС Беларуси на ближайшие пять лет:

При этом А. Лукашенко, подчеркнул, что Минск будет стремиться сохранить имеющийся баланс отношений с Москвой и Киевом: «При любом развитии ситуации мы не должны быть втянутыми в их противостояние».11

Россия и Беларусь: дружба – дружбой, а базы – врозь

Основной итог двусторонних отношений в области обороны за минувший год: России не удалось получить согласие Минска на размещение в Беларуси своей авиабазы. При этом Москва остаётся основным партнёром Беларуси в поставках продукции военного назначения, ремонте и модернизации вооружения и техники.

В сентябре вопрос создания российской авиабазы в Беларуси (РАБ) поднимался на самом высоком уровне. Второго сентября российское правительство одобрило проект соответствующего соглашения, которое имело откровенно неоколониальный характер.12 Россия не только не намеревалась оплачивать аренду используемых объектов, но и хотела частично «повесить» содержание авиабазы на белорусских налогоплательщиков.

РАБ планировалась как ряд военных объектов на территории нашей страны. «Авиабаза» – лишь собирательное наименование. В состав РАБ могло быть включено любое формирование ВС Российской Федерации, необязательно обеспечивающее ПВО. Что позволило бы под вывеской РАБ развернуть сухопутную группировку российских войск в Беларуси.

В итоге белорусским властям, которые долгое время избегали конкретных комментариев, пришлось занять чёткую публичную позицию относительно создания РАБ. Шестого октября Александр Лукашенко заявил, что «речи о том, чтобы разместить российскую авиабазу на территории Беларуси, никогда не велось». Одиннадцатого октября он повторно высказался против размещения РАБ и заявил, что Беларусь работает над ракетным вооружением, которое более эффективно, чем авиация.

Двадцать второго октября против размещения РАБ высказался министр обороны Беларуси генерал-лейтенант Андрей Равков.

Двадцать восьмого октября министр иностранных дел Беларуси Владимир Макей заявил, что создание РАБ может обострить ситуацию в регионе.

Заключение

Страны Азии играют всё более значимую роль в сфере обеспечения безопасности Беларуси – в первую очередь за счёт активизации технологического обмена, кооперации в области создания перспективных образцов вооружения.

Публичное освещение характера подготовки силового блока страны имеет характер предостережения, направленного вовне. При этом отрабатываются готовность и способность не только быстро перебрасывать силы на кризисное направление, но и наращивать их в сжатые сроки за счёт резервистов и территориальных войск.

Очевидно, принято решение о направлении значительных по белорусским меркам ресурсов (порядка USD 70 млн в год) на закупку продукции отечественного ВПК.

Задачей политического руководства Беларуси является дистанцирование от противостояния России и Запада и сохранение Москвы в качестве близкого партнёра в области безопасности.