Социальное самочувствие белорусов: надежда умирает первой

Андрей Вардомацкий

Большинство белорусов посчитали 2013 год не вполне удачным для страны, но преимущественно удачным для себя лично. Примерно половина белорусов считают себя счастливыми и с надеждой смотрят в будущее. Однако именно чувство надежды продемонстрировало наибольшую отрицательную динамику. При этом белорусы проявляют оценочную толерантность – крайние варианты ответов не популярны.

В 2013 году общий фон социальных ожиданий белорусов, в сравнении с 2012, понизился – возросла доля людей, испытывающих чувство неопределённости касательно будущего, и снизилась доля тех, кто в будущее смотрит с надеждой (График 1).1 Наиболее рельефную динамику демонстрирует почти 10-процентное снижение количества людей, испытывающих чувство надежды, тогда как остальные индикаторы социального самочувствия демонстрируют отсутствие существенных изменений в сравнении с аналогичными показателями предыдущего 2012 года. По всей видимости, именно снижение позитивных ожиданий свидетельствует о предчувствии следующей волны кризиса. Надежда умирает первой.

График 1. Какие чувства вы испытываете, когда думаете о предстоящем годе?

Важно также соотношение этих индикаторов с субъективным ощущением счастья: процент испытывающих чувство надежды уменьшился, а процент счастливых остался на прежнем уровне (График 2). Это и есть цифровое эмпирическое выражение белорусской толерантности, терпимости ко всему.

График 2. Оценивая в целом все стороны своей жизни, можете ли вы сказать, что вы были в ... году …

Субъективное ощущение счастья никак не изменилось по сравнению с предыдущим 2012 годом. После кризисного 2011 года с его обвалом ощущения счастья почти на 19%, ситуация застыла на месте. Каждый второй белорус считает, что в 2013 году он был вполне счастлив. Столько же белорусов ответили аналогичным образом и в 2012 (см. График 2). Как интерпретировать эти 52 процента? Перед нами типичная ситуация: «это целых полстакана!» или «всего лишь полстакана…». Найденные нами сравнительные социологические данные свидетельствуют о довольно высоком уровне убеждённости в достижении личного счастья у белорусов.

Не имеет никакой динамики и параметр удачи/неудачи. По сравнению с 2012 годом ничего не изменилось, при этом количество удачливых примерно такое же, как и количество счастливых (График 3).

График 3. Говоря в целом, каким был для вас лично уходящий год?

Следует отметить, что микрооценки, то есть оценки уровня собственной удачливости, более позитивны и оптимистичны, нежели макрооценки, то есть оценки ситуации удачи страны в целом (ср. График 3 и График 4). Разница – целых 17%! Это общая закономерность, она проявляется и в оценках экономической ситуации: личная экономическая ситуация воспринимается лучше, нежели ситуация страны в целом. «В стране плохо, но я лично выход найду – устроюсь ещё на несколько работ, буду работать 18 часов в сутки и т. п., но себя лично и свою семью как-то обеспечу» (График 4.). Мы полагаем, такое разделение макро- и микропоказателей является цифровым выражением феномена параллельного общества. Страна живёт своей жизнью, а её жители – своей.

График 4. Говоря в целом, каким, на ваш взгляд, был уходящий год для нашей страны (Беларуси)?

Заключение

Динамика оценок социального самочувствия белорусов за четыре года позволяет заключить, что после шока 2011 года белорусы в целом снизили свои социальные ожидания, отчасти смирившись с предстоящими трудностями.