СМИ: консервативная реформа/миграция

Аркадий Нестеренко

Резюме

В медиапространстве итогом 2012 года можно считать сужение поля. На территории Беларуси не появляются новые, яркие и амбициозные, современные медиапроекты общенационального уровня. Иностранный капитал и иностранные бренды не могут прийти на белорусский рынок и «освежить» ситуацию. Преждевременно также прогнозировать успех начатой реформы государственной печати (формирование двух крупных медиахолдингов).

Таким образом, общую картину, которая сложилась на медиарынке в 2012 году, можно охарактеризовать как консервацию ситуации. Определяющим в этой ситуации является отсутствие экономически прибыльных и влиятельных среди белорусской аудитории проектов. Для большинства общественно-политических СМИ характерно дублирование контента.

Тенденции:

Введение: слабый рост без качественных изменений

В 2012 году количественный и качественный состав белорусского медиаполя принципиально не изменился. Можно выделить некоторый прирост печатной прессы: на протяжении 2012 зарегистрировано 79 новых изданий.1 Однако новые СМИ никак не повлияли на качество СМИ в целом. Продолжилась тенденция последних трёх лет: небольшой количественный рост прессы на фоне общего падения влияния общественно-политических изданий и снижения спроса на эту продукцию.

По состоянию на 1 января 2013, общее количество печатных СМИ, зарегистрированных в Беларуси, составило 1 482 издания (против 1 403 год назад). Из них количество государственных газет, журналов, бюллетеней, каталогов и альманахов выросло незначительно и составило 411 против 406 в 2011 году. Количество негосударственных СМИ увеличилось чуть больше и составило 1 071 издание (против 997 в 2011). Количество информационных агентств не изменилось – 9 информагентств (2 государственных и 7 негосударственных).2

Государственная пресса: реформа с целью корректировки рейтинга

В мае 2012 Владимир Макей, который занимал в то время пост главы Администрации президента, пообещал масштабную реформу медиарынка Беларуси. «Вместо разрозненных редакций этот сегмент займут два медиахолдинга – общественно-политический и культурологический… Консолидация потенциалов и концентрация усилий в работе печатных СМИ позволят им эффективно работать в нынешних политических и экономических условиях», – пояснил поставленную задачу В. Макей. По его мнению, «результатом реформирования должно стать создание качественного продукта – не только печатного, но и в сети Интернет».3 Общественно-политический холдинг будет создан на базе редакции Советская Белоруссия – Беларусь сегодня (СБ), культурологический уже создан на базе газеты Звязда.

В начале января 2013 объявлено об объединении четырёх государственных газет с газетой Администрации президента Советской Белоруссией. К СБ должны присоединиться Республика, Белорусская нива, Знамя юности и Народная газета.

Министр информации Олег Пролесковский, комментируя данное решение, заявил, что объединение редакций призвано повысить конкурентоспособность СМИ в новых условиях развития информационного рынка. Эти новые условия связаны с тем, что государственные печатные СМИ утрачивают мобилизационный и стимулирующий потенциал. Они не справляются со своей идеологической нагрузкой ни офлайн, ни в онлайн среде. В первую очередь это объясняется тем, что государственные печатные медиа воспринимаются как инструменты пропаганды и имеют не очень высокую степень доверия у населения.

Согласно опросу НИСЭПИ, проведённому в декабре 2012, государственным СМИ доверяют 38.1% населения. В принципе, эти цифры коррелируют с 30%-м рейтингом доверия А. Лукашенко.4 То есть государственная пропаганда работает на сторонников президента, что само по себе объяснимо, но никак не воздействует на противников политики президента.

В свою очередь негосударственные СМИ могут похвастаться небольшим ростом доверия на протяжении всего 2012 года. Хотя в целом для негосударственных СМИ также характерно совпадение рейтингов доверия с рейтингом доверия к президенту. Вероятно, это связано с тем, что А. Лукашенко остаётся главным ньюсмейкером для белорусских массмедиа. И рейтинги доверия к СМИ отражают одобрение либо критику решений президента или государственной политики. Ниже представлен социологический мониторинг НИСЭПИ за 2012 год.

Институция Доверяю Не доверяю ЗО/НО Индекс
Март 2012
Негосударственные СМИ 34.3 46.1 19.6 –0.119
Государственные СМИ 33.9 53.1 13.0 –0.193
Президент 42.2 48.5 9.3 –0.063
Июнь 2012
Негосударственные СМИ 35.5 48.1 16.4 –0.127
Государственные СМИ 32.4 58.4 9.2 –0.261
Президент 38.5 51.9 9.6 –0.135
Декабрь 2012
Негосударственные СМИ 48.1

38.2

13.7

+0.099

Государственные СМИ 38.1 50.8 11.1 –0.128
Президент 39.1 49.1 11.8 –0.101
Доверяете ли вы следующим государственным и общественным институтам?

Идеологические приоритеты

Можно выделить следующие идеологические задачи, актуальные для государственных печатных массмедиа в 2012 году:

(1) размыть в общественном создании границы ответственности за снижение качества жизни населения;

(2) показать, в чём смысл сильного государства в условиях сужения социальной политики.

Другими словами, необходимо убедительно разъяснить людям ряд вопросов актуальной повестки дня. Например, почему трудовые мигранты не заслуживают бесплатной медицинской помощи или почему те, кто стоят на бирже труда и рассчитывают, что государство предоставит им достойную высокооплачиваемую работу, – это иждивенцы, и т. д.

Для решения задач, обозначенных выше, используется несколько проверенных приёмов: модель смещения ответственности и конструирование параллельной реальности. Но создаваемый образ стабильной Беларуси уж слишком сильно отличается от Беларуси повседневной. Поэтому тиражирование медиаиллюзий происходит вхолостую. Адресат зачастую не воспринимает всерьёз то, что предлагают СМИ в качестве идеологического продукта. К среднему классу, который так усиленно воспитывала государственная идеологическая машина, невозможно бесконечно апеллировать на уровне советской идеологической традиции.

Задача № 1: размыть границы ответственности

Для органов пропаганды всё сложнее становится переносить ответственность на более низкий уровень, поскольку в общественном сознании государственные менеджеры среднего и нижнего звена не воспринимаются в качестве людей, которые принимают решения. Единственным человеком, который их принимает (и, следовательно, несёт за них ответственность), остаётся президент.

Модель смещения ответственности используется не первый год и, можно сказать, практически себя исчерпала. Уголовные дела против директорского корпуса и номенклатуры показывают, что для государственных массмедиа актуален уже не столько поиск тех, на кого можно переложить ответственность, сколько объяснение необходимости усиления репрессий против номенклатуры. Ранее подобные задачи ставились только в отношении политических и идеологических оппонентов.

Задача № 2: ответить на вопрос, почему сильное государство лишает социальной защиты всё большее количество своих граждан?

Здесь, как правило, используются классические советские клише – игнорирование «сброшенных» с корабля современности категорий граждан и отражение на страницах прессы счастливых, довольных жизнью людей. Взять, к примеру, публикацию Учиться учиться в газете Республика (№ 205 (5620) от 27 октября 2012), в которой повествуется о том, что «молодые солигорчанки без сомнений связывают своё будущее с горным делом. Если кто-то и хотел бы сменить родной город на какой-то другой, то это не о Юлии Симоненко и Юлии Ткачене. Девушки связывают своё будущее именно с Солигорском и одним из подразделений РУП “Беларуськалий”, куда получают распределение до 80% выпускников Солигорского государственного горно-химического колледжа». Один абзац и одновременно три послания: высокое качество образования, студентки им довольны; они не собираются уезжать из родного города/страны; они довольны распределением после окончания учёбы.

Социологические исследования НИСЭПИ дают принципиально иную картину. Данные национального соцопроса, проведённого в июле 2012, показывают, что более половины жителей Беларуси (53.7%) хотели бы уехать за границу работать или учиться, а 41.4% – покинули бы Беларусь навсегда. Причём на вопрос: «Хотели бы вы поработать/поучиться за рубежом?» – 83.4% молодых людей (18–29 лет) ответили положительно.5 Эти цифры в некоторой степени «зеркалят» те самые 80% студентов, которые, согласно Республике, довольны своим распределением.

Идея реформирования печатных государственных СМИ путём объединения нескольких редакций и создания одного коллективного информационного продукта озвучивалась неоднократно. При этом темпы проведения реформы позволяют судить об отсутствии стратегического ви́дения необходимых перемен на медиарынке. На протяжении 2012 года артикулирована только цель создания медиахолдингов – повышение эффективности информационной политики.

Создание двух медиахолдингов, по нашим оценкам, может привести к некоторой экономии государственных расходов на печатную прессу в первую очередь за счёт оптимизации кадровых и сокращения технических расходов (печать, маркетинговая служба и т.д.). Однако, с идеологической точки зрения, данные шаги не решат проблем государственной прессы.

Что касается главной задачи по повышению конкурентоспособности СМИ, то здесь следовало бы разделять экономическую и идеологическую конкурентоспособность. Ликвидация ряда редакций ведёт к снижению экономической конкуренции между государственными СМИ. В свою очередь, поле негосударственных печатных СМИ практически ликвидировано, существующие издания не являются бизнес-проектами, и поэтому говорить о конкуренции государственной и негосударственной прессы с экономической точки зрения не приходится.

Повышение же идеологической конкурентоспособности в условиях использования прежних коммуникативных схем не зависит от количества редакций. Это вопрос восприятия медиареальности, если угодно – вопрос веры или доверия. Если читатель не доверял Республике или Знамени юности, то он, предположительно, не будет доверять и объединённой коллективной редакции. Ситуацию могла бы исправить минимальная свобода, допущенная в редакционную политику государственных печатных массмедиа, наличие не только ура-патриотических тем, но и критических сюжетов с вопросами о том, почему качество жизни снижается при росте её стоимости. Однако на данную медиареформу государство принципиально не готово пойти.

Миграция независимых сетевых СМИ

Ещё одно событие 2012 года, которое имеет символическое значение для белорусского медиаполя, – переезд редакции сайта «Хартия’97»6 в Варшаву. Это событие знаменует кульминацию становления трансграничных центров медиавещания из-за границы на территорию Беларуси. Напомним, что ранее предпринимались попытки создать такие центры в Вильнюсе, Стокгольме, Москве. Однако до сего момента трансграничные СМИ (например, радиостанция «Балтийские волны» в Вильнюсе) работали без ярко выраженной публичной политической поддержки местных политических групп.

Особенность текущей ситуации – поддержка белорусских (трансграничных) проектов со стороны официальной Варшавы. Министерство иностранных дел Польши не только открыто финансирует ряд медиапроектов (телеканал «Белсат», сайт «Хартия’97», радиостанции «Рация», «Европейское радио для Беларуси»), которые критикуют политику официального Минска, но и расширяет перечень СМИ, которые получают поддержку. Таким образом, на протяжении 2012 года Варшава подтверждала свою роль ключевого идеологического медиаоппонента официального Минска.

Отметим также создание Европейского фонда в поддержку демократии (EED), деятельность которого направлена, в том числе, и на поддержку СМИ в Беларуси. Исполнительным директором Фонда назначен Ежи Помяновски, заместитель министра иностранных дел Польши. В данном случае уже не приходится говорить о некоммерческом частном финансировании отдельных белорусских медиаинициатив.

Российские медиа в Беларуси

В белорусском медиаполе присутствие российских информационных и культурных продуктов по-прежнему остаётся масштабным, однако белорусская тематика освещается нерегулярно. Появление белорусской тематики в российских СМИ носит спорадический характер, кроме того, если говорить о российском телевидении, то Минск обладает возможностью подвергать цензуре и фильтровать российские информационные материалы.

Из новшеств, которые принёс 2012 год, отметим неофициальную заинтересованность российского «Газпрома» в приобретении белорусских СМИ. Во второй половине года представители ОАО «Белтрансгаз» (дочерней компании российского «Газпрома») обратились в редакции негосударственных медиа с предложением заключить договоры на размещение рекламы. При этом, ссылаясь на требования руководства «Газпрома», просили предоставить подробные сведения об основателях и собственниках СМИ, включая конечных бенефициаров. Ряд белорусских СМИ истолковали такие обращения как промышленный зондаж с целью будущей покупки некоторых белорусских медиаактивов. Однако дальнейшего развития эта инициатива не получила.

Заключение

Дальнейшее развитие ситуации в медиаполе напрямую будет зависеть от общественно-политического климата в стране. При сохранении текущей политической ситуации можно ожидать усиления контроля со стороны министерства информации и ряда силовых структур (Оперативно-аналитический центр при президенте, Комитет госбезопасности) над сетевыми медиапроектами, редакции которых физически расположены на территории Беларуси. Также следует ожидать дальнейшего количественного сокращения негосударственной общественно-политической прессы и трансформации изданий в сетевые редакции.

Отток журналистских кадров и репрессивный политический климат ведут к плавной депрофессионализации поля. Как следствие, всё большую актуальность приобретают материалы агитационной, пропагандистской направленности. Ответная реакция аудитории выражается в неприятии большинства информационных продуктов белорусских общественно-политических СМИ. Аудитория уходит в сторону развлекательного контента, как правило, российского производства. В целом этот процесс ведёт к ослаблению влияния белорусских массмедиа. Опасность данного процесса заключается в том, что с ослаблением влияния белорусских массмедиа усиливается влияние на белорусское общество внешних медиацентров, поддерживаемых в Варшаве и Москве.