Вооружённые силы Беларуси: внутреннее развитие и международное взаимодействие
Андрей Володькин
Резюме
Международные события «арабской весны», в особенности операция НАТО в Ливии, остро поставили вопрос о безопасности режимов, находящихся в политической конфронтации с Западом, и заставили белорусское руководство более серьёзно заняться модернизацией оборонной системы страны. Однако повышать боеспособность приходилось в условиях жёсткой кризисной экономии, обусловившей отставание от запланированного графика переоснащения армии. К приоритетам следует отнести развитие ПВО, ВВС и сил территориальной обороны.
Основным партнёром Беларуси в военной сфере по-прежнему остаётся Россия. Однако активизировалось сотрудничество с Украиной. А вот отношения с азиатскими партнёрами особым динамизмом не отличались. Со стороны Запада в отношении Беларуси введены санкции в военной сфере, также неоднократно выдвигались обвинения в незаконной торговле оружием.
Тенденции
- Экономические проблемы Беларуси обусловили отказ от приобретения новых современных вооружений в пользу закупок уже использовавшейся техники и модернизации старого вооружения силами отечественного ВПК.
- Активизировалось формирование системы территориальной обороны.
- Основным партнёром Беларуси в военной сфере остаётся Россия, но неспособность российского ВПК в полной мере обеспечить собственные потребности в новой военной технике побудило Беларусь активизировать военное и военно-техническое сотрудничество с Украиной.
- Активное участие Беларуси в международной торговле вооружениями и военной техникой ведёт к обвинениям в незаконных поставках оружия террористическим группировкам и режимам, в отношении которых действуют санкции ООН.
Внутреннее развитие оборонного комплекса страны
ПВО – главный приоритет обороны
События в Ливии показали, насколько неэффективны устаревшие системы ПВО против современных образцов западного оружия. Поэтому бесспорными приоритетами для руководства страны в рассматриваемый период явились модернизация и переоснащение отечественной ПВО, которые осуществлялись по двум направлениям: путём закупки новой военной техники у России и модернизации уже имеющихся на вооружении образцов силами отечественного ВПК.
Примером действий в рамках первого направления можно считать закупку у России новых зенитно-ракетных систем (ЗРК) «Тор-М2Э», поставки которых начались в декабре 2011 года. Неоднократно появлялись сообщения о намерении Беларуси приобрести российские зенитно-ракетные комплексы С-400 и оперативно-технические комплексы «Иcкандер-Э». Однако реализация этих планов в ближайшем будущем весьма проблематична, поскольку Беларусь не может позволить себе покупку этих вооружений по рыночной цене. Россия же не намерена предоставлять их на льготных условиях, поскольку на сегодняшний день российский ВПК не в состоянии в полной мере удовлетворить потребности собственной армии.
Основным успехом отечественного ВПК в сфере переоснащения средств ПВО можно назвать создание на базе глубокой модернизации советского ЗРК «Оса-АКМ» комплекса Т38 «Стилет», боевые испытания которого прошли в октябре 2011 года.1 По словам зампредседателя Госкомвоенпрома Беларуси И. Быкова, в рамках новой концепции военно-технической политики страны также реализуется ряд проектов по созданию радиолокационного оборудования и автоматизированных систем управления, востребованных не только в Беларуси, но и на внешних рынках.2
Кроме того, развивается кооперация предприятий ВПК Беларуси и России. Так, на подмосковной выставке МАКС-2011 была представлена модифицированная версия ЗРК «Бук» – «Бук-М2» на базе колесного шасси Минского завода колёсных тягачей. Ранее эти же шасси использовались при модернизации российских ЗРК «Тор».3
Авиация: отдельные успехи на фоне нарастающих проблем
Главным достижением белорусского ВПК в сфере авиации в прошедшем году явились разработки беспилотных летательных аппаратов, представленных на выставках MILEX-2011 и МАКС-2011. По мнению экспертов, хотя белорусские беспилотники существенно уступают передовым в этой области разработкам Израиля и США, на пространстве СНГ они пока аналогов не имеют.4
Однако, в целом, для военной авиации страны ситуация складывается весьма непростая. Всё более очевидна проблема износа технического парка. В июне представитель военного руководства сообщил, что почти все бомбардировщики «Су-24» ВВС Беларуси находятся на ремонте.5 Участились и аварии авиационной техники. Если с мая 1997 по август 2009 не произошло ни одного инцидента, то за последние 2.5 года ВВС страны потеряли четыребоевые машины. Наибольший резонанс вызвало крушение вертолёта «Ми-24» в Пружанском районе 29 ноября, приведшее к гибели всего экипажа. В итоге были временно приостановлены все полёты вертолётов «Ми-24» 30 ноября, а 1 декабря – вообще все полёты ВВС Беларуси.6
Обновление авиационного парка также идёт путём модернизации имеющейся техники и зарубежных закупок. Однако в силу ограниченности финансов зачастую приобретаются не новые, а уже использовавшиеся машины. Так, в сентябре сообщалось о намерении Беларуси купить у Индии российские истребители «Су-30», несколько лет использовавшиеся ВВС этой страны. Что касается модернизации на отечественных предприятиях, в апреле заместитель командующего ВВС страны В. Баштаненко сообщал о планах модернизации имеющихся истребителей «МиГ-29».7 В дальнейшем никакой информации о реализации этих планов не поступало.
Структурные реформы и кадровые вопросы
В первой половине года в парламент вносились предложения по законопроектам об альтернативной службе и о ликвидации дисбата в белорусской армии. Двадцать четвёртого июня Палата представителей приняла законопроект о ликвидации дисбата в первом чтении.8 О принятии решения по альтернативной службе не сообщалось.
В качестве основной темы военных реформ 2011 обозначено формирование системы территориальной обороны. Хотя, согласно официальным источникам, её создание в Беларуси началось ещё с оперативно-тактического учения «Березина-2002», президентский указ «Об утверждении Положения о территориальной обороне Республики Беларусь» принят 1 февраля 2011 г. В 2011 также создано управление территориальной обороны и утверждён Боевой устав территориальных войск.9 Разработана и утверждена структура территориальной обороны, включающая семь зон, возглавляемых губернаторами шести областей и мэром Минска. Третьего ноября президент присвоил этим чиновникам звание генерал-майора.
В отношении кадровых решений следует упомянуть о деле экс-командующего ВВС и ПВО Беларуси И. Азарёнка. Генерал был арестован в декабре 2010 г. по обвинению в злоупотреблении властью и получении взятки в особо крупных размерах. Одиннадцатого января президент освободил И. Азарёнка от занимаемой должности, возложив обязанности командующего на первого заместителя С. Лемешевского (официально утверждён в должности командующего 6 мая). Следует также отметить, что накануне своего ареста И. Азарёнок считался в военных кругах реальным кандидатам на пост министра обороны.10
Международное военное сотрудничество Беларуси
Взаимодействие с Россией и странами СНГ
Россия по-прежнему является главным военным партнёром Беларуси. Российский ВПК сотрудничает со 120-ю белорусскими заводами и конструкторскими бюро по 1600 видам военно-технической продукции. Сотрудничество именно в военной сфере считается наиболее успешным направлением взаимодействия двух стран.
В первом квартале Госдума РФ ратифицировала белорусско-российские соглашения «О взаимных поставках продукции военного, двойного и гражданского назначения в условиях угрозы агрессии или войны» и «О создании и функционировании объединённой системы связи региональной группировки войск», подписанные ещё в декабре 2009 и январе 2008 соответственно. Состоялось два заседания (в апреле и октябре) совместной коллегии министерств обороны Беларуси и России, посвящённых подготовке и подведению итогов совместных военных учений «Щит Союза-2011» на российском полигоне Ашулук. В марте прошло заседание совместной консультативной группы по вопросам контроля над вооружениями, на котором стороны согласовывали позиции и совместные действия по международным договорам в этой области.
В 2011 Беларусь наконец согласилась председательствовать в ОДКБ (в соответствии с плановой ротацией она должна была это сделать ещё в 2010 году). Приоритетом белорусского председательства А. Лукашенко назвал формирование единых стандартов оперативной совместимости вооружённых сил стран ОДКБ.11 Ещё в декабре 2010, на московском саммите организации, белорусский президент предложил разработать целевую программу перевооружения Коллективных сил оперативного реагирования (КСОР) ОДКБ современным вооружением и военной техникой. Беларусь согласилась выделить в состав КСОР более 2 тыс. чел. Таким образом, это будет третий по численности контингент (после России и Казахстана).12 В сентябре белорусские офицеры приняли участие в учениях КСОР ОДКБ – «Центр-2011» в Таджикистане (в 2010 Беларусь отказалась участвовать в подобных учениях).
Впрочем, в отношениях с некоторыми союзниками по ОДКБ не обошлось без острых тем. В апреле в ходе своего визита в Минск председатель постоянной комиссии парламента Армении по обороне, национальной безопасности и внутренним делам Г. Карапетян упрекнул Беларусь за активные поставки вооружений Азербайджану, заявив, что союзники должны учитывать взаимные интересы, а не руководствоваться чисто коммерческими соображениями.13 Согласно данным ООН, в последние годы Беларусь поставила Азербайджану значительное количество военной техники, в то время как с Арменией заключена лишь одна сделка на поставку 10 гаубиц. Официальной реакции белорусских властей на заявление армянского парламентария не последовало.
К новым тенденциям 2011 года можно отнести активизацию военного сотрудничества с Украиной. Несмотря на весенние трения между президентами двух стран и разыгравшийся в апреле-мае шпионский скандал, приведший к взаимной высылке дипломатов, стороны стремились не обострять отношений ради общей выгоды. В апреле (26–27) состоялся визит министра обороны Беларуси в Киев, ключевой темой которого явилось сотрудничество в подготовке кадров, особенно офицеров для многонациональных миротворческих сил. По информации Минобороны РБ, планом двустороннего сотрудничества на 2011 год предусматривалось более 40 совместных мероприятий, включая участие белорусских военных в проходивших с 25 июля по 5 августа на базе Международного центра миротворчества и безопасности вооружённых сил Украины многонациональных тактических учениях.
Успешно развивалась и кооперация ВПК двух стран. Так, на 10-й международной выставке IDEX-2011 в Абу-Даби был представлен целый ряд совместных разработок в сфере противовоздушной и противотанковой техники. Фактически руководство Беларуси рассматривает Украину как альтернативного России (ВПК которой серьёзно деградировал) поставщика недостающих технологий для создания современных вооружений.14
Сотрудничество с другими государствами
В 2011 военное сотрудничество со странами Азии не отличалось особым динамизмом. В марте делегация Минобороны Беларуси посетила Вьетнам с официальным визитом.15 Однако о каких-либо договоренностях по итогам визита не сообщалось. В июне-июле состоялся обмен визитами делегаций военных ведомств Беларуси и Китая. О конкретных договоренностях также не сообщалось. Известно лишь, что в ходе визита делегации Китая в Минск обсуждались вопросы подготовки китайских военных кадров в учебных заведениях Беларуси.16
Отношения с Западом оставались прохладными. Состоялось несколько обменов инспекциями в рамках Венского документа ОБСЕ о мерах по укреплению доверия и безопасности в Европе. В январе белорусская инспекционная группа посетила воинскую часть США в ФРГ, а в конце марта польские военные провели наблюдательный полёт над территорией Беларуси. В соответствии с условиями упомянутого Венского документа ОБСЕ о плановых инспекциях военных объектов, в апреле Беларусь посетили представители 27 государств ОБСЕ, а в мае, уже в соответствии с положениями Договора об обычных вооружённых силах в Европе (ДОВСЕ), – инспекционная группа Норвегии.
Контакты с Североатлантическим Альянсом носили плановый характер и осуществлялись в соответствии с Индивидуальной программой партнёрства Беларуси и НАТО на 2010–2011 гг. В январе состоялся визит белорусской военной делегации в штаб-квартиру НАТО в Брюсселе, а в мае – ответный визит делегации НАТО в Беларусь с целью обсуждения проекта Оценочного документа ПАРП.
В мае США ввели санкции против белорусских компаний «БелОМО» и «Белтехэкспорт» за военное сотрудничество с Ираном. В июне уже Евросоюз наложил эмбарго на торговлю с Беларусью вооружениями и товарами, которые могут быть использованы для их производства. Впрочем, по мнению экспертов, эти санкции не затронут обеспечение белорусских силовых структур и могут лишь несколько усложнить выполнение ВПК Беларуси заказов для стран третьего мира.17
В течение года вокруг Беларуси разгорелось несколько скандалов в связи с нелегальной торговлей оружием. Двадцать седьмого февраля офис генерального секретаря ООН обвинил Беларусь в нарушении эмбарго на поставку военной техники в Кот-д’Ивуар и даже планировал вынести этот вопрос на экстренное заседание Совета безопасности ООН. Однако информация не подтвердилась, и 2 марта ООН принесла официальные извинения за нанесение ущерба международному имиджу страны.
Вскоре в адрес Беларуси были высказаны подозрения по поводу отправки оружия М. Каддафи как раз накануне начала вооружённого подавления выступлений ливийской оппозиции. В августе появились сообщения о продаже белорусского оружия пакистанским террористам, а в сентябре – обвинения в нарушении санкций ООН на поставку военного оборудования Ирану. Однако все эти сообщения также не подтвердились. По мнению экспертов, с помощью подобного «чёрного пиара» западные конкуренты пытаются подорвать репутацию Беларуси на легальном международном рынке вооружений – в прошлом такие меры уже практиковались в отношении России, Украины и Китая.18
Заключение
Ограниченность экономических ресурсов вынудила Беларусь сместить акценты в процессе переоснащения армии с закупок новых вооружений на модернизацию уже имеющихся. И в этой области достигнуты некоторые успехи: активно кооперируясь в технологической сфере с ВПК России и Украины, Беларусь смогла создать новые образцы техники. В международном масштабе обозначилась специализация белорусского ВПК на производстве радиолокационного оборудования и автоматизированных систем управления для модернизации советской военной техники. С целью экономии средств и разгрузки армии от второстепенных задач (охрана инфраструктуры и т. п.) руководство страны активизировало меры по формированию системы территориальной обороны, которое ранее носило вялотекущий характер.
Активное включение Беларуси в конкуренцию на международном рынке вооружений вызвало в 2011 году целый ряд политических скандалов – начиная с упрека со стороны Армении в нарушении Беларусью союзнических обязательств по ОДКБ и заканчивая распространением конкурентами дезинформации об участии Беларуси в нелегальной торговле оружием.
Ухудшение отношений с Западом побудило Беларусь к тому, чтобы быть более уступчивой в отношениях с Россией. Основными темами российско-белорусского сотрудничества выступали поставки военной техники, совместные учения и взаимодействие по формированию КСОР ОДКБ. Однако переживающий не лучшие времена ВПК России не в состоянии удовлетворить все запросы белорусской армии. Восполнить эту нехватку руководство страны стремилось за счёт развития более тесного сотрудничества с Украиной. Отношения с азиатскими партнёрами особым динамизмом не отличались и, судя по всему, развивались в рамках ранее достигнутых договоренностей.
По всей видимости, обозначившиеся тенденции в ближайшее время сохранятся. А с учётом ухудшения отношений ряда стран Ближнего Востока с Западом, спрос на белорусскую военную продукцию может даже возрасти. Однако политическая неопределённость в ряде арабских стран, экономические трудности в Евросоюзе, непростая экономическая ситуация в самой Беларуси и другие факторы затрудняют какие-либо более определённые прогнозы.