СМИ: Пиррова победа государства
Алексей Медвецкий
Резюме
Особенностью 2010 года явились две избирательные кампании, которые привлекли особенно пристальное внимание белорусского государства и международного сообщества к масс-медиа. Предвыборная мобилизация снова обнаружила главные проблемы отечественного медиа-сектора: неравный доступ к сетям распространения, аккредитация независимых журналистов и доступность источников информации среди государственных служащих.
Вследствие повышенного внимания к общественному мнению перед президентскими выборами государственные и негосударственные структуры провели в 2010 г. несколько социологических исследований, которые предоставили материал для выводов о перспективах развития белорусских СМИ, а также возможностях и препятствиях информационной политики ЕС в Беларуси и Беларуси в Союзном государстве России и Беларуси.
Тенденции:
- белорусские чиновники остаются закрытыми для общественного внимания, несмотря на принятые государством директивные меры и неформальные рекомендации руководства;
- государство остаётся главным игроком на медийном поле и воспринимает негосударственные СМИ как своих конкурентов;
- доверие граждан к независимым СМИ растёт, в то время как позиции Беларуси в международных рейтингах свободы СМИ ухудшаются;
- информационная политика ЕС в Беларуси не достигает своих целей.
Кто не с нами, тот – «оппонент»
В 2010 г. в Беларуси прошли выборы в местные Советы депутатов (апрель) и президентские выборы (декабрь). Работа печатных и электронных СМИ в медийном поле страны определялась принятыми ранее нормативными документами.1 Однако напряжённый политический календарь заставил высокопоставленных белорусских чиновников сделать ряд откровенных заявлений, касающихся работы государственных СМИ во время избирательных кампаний.
По состоянию на 1 февраля 2011 г., белорусское медиа-пространство количественно выглядело следующим образом. В Государственном реестре средств массовой информации зарегистрировано 1347 печатных СМИ, из которых 399 имеют государственную, а 948 – негосударственную форму собственности. Зарегистрированных электронных СМИ насчитывается 238, из которых 168 государственных и 70 негосударственных. В республике зарегистрировано 9 информационных агентств, из которых 2 государственных и 7 негосударственных. По сравнению с предыдущим годом, число печатных СМИ в реестре увеличилось на 138 единиц, электронных – на 8 единиц, появилось одно новое информационное агентство.2
Обычно белорусские власти приводят такой положительный количественный рост национального медиа-сектора как пример вполне либерального отношения к медиа-рынку, свободе слова и праву граждан на получение объективной информации. Ряд заявлений, которые в 2010 г. сделал глава Администрации президента Владимир Макей, демонстрирует иную позицию государства по отношению к СМИ. За месяц до выборов в местные Советы в ходе республиканского семинара-совещания идеологических работников, проходившего 19 марта, В. Макей призвал его участников более активно работать с негосударственными СМИ, поскольку конструктивный диалог и мягкое убеждение приводят к тому, что «люди зачастую переходят на сторону власти»3 .
В отношении государственной информационной политики в сфере электронных СМИ В. Макей отметил, что благодаря мощнейшей поддержке государства белорусские каналы в основном контролируют телевизионное пространство в Беларуси, и поэтому государство вправе рассчитывать на серьёзную отдачу. Следует заметить, что негосударственных отечественных конкурентов у белорусских национальных телеканалов нет. Ещё в апреле 2007 г. президент Лукашенко заявил, что электронные СМИ в Беларуси не подлежат приватизации.
Наконец, на том же семинаре В. Макей обозначил стратегическую задачу государства – «сделать так, чтобы наши газеты побеждали в открытой конкурентной борьбе за читателя». По словам Макея, достичь этого государственная пресса может за счёт приоритетного доступа к органам власти, который отсутствует у негосударственных изданий.
Эти заявления особенно важны для понимания скрытых механизмов работы белорусского медийного пространства. Формально государство декларирует равноправие СМИ разных форм собственности и открытость Беларуси для иностранных СМИ, но в реальности действует ряд ограничений, как-то:
- неравный доступ государственных и негосударственных СМИ к национальным сетям распространения, которые принадлежат государству;
- избирательный подход к аккредитации журналистов и регистрации корпунктов иностранных СМИ, часть которых вынуждена годами работать в подвешенном режиме рассмотрения заявки (напр., польский спутниковый телеканал «Белсат» и польское «Радыё Рацыя»);
- институт аккредитации, который является дополнительным и необходимым условием для осуществления профессиональных обязанностей, а не закрепляет за журналистом право на приоритетное получение информации.
Директивный метод и его последствия
Среди главных неформальных препятствий в работе журналиста следует упомянуть общий недостаток культуры общения со СМИ среди представителей белорусской власти. Следует признать, что причиной сложившейся ситуации являются не столько личные психологические качества белорусских государственных служащих, сколько вполне конкретные законодательные акты. Например, указ президента № 630 от 5 декабря 1997 г. «О реагировании должностных лиц на критические выступления в государственных средствах массовой информации» возлагает на руководителей госорганов и иных государственных организаций персональную ответственность за рассмотрение и устранение острых общественно-политических и социально-экономическим проблем, поднятых в СМИ. В свою очередь указ № 65 от 6 февраля 2009 г. устанавливает персональную ответственность руководителей госорганов за общее состояние работы со средствами массовой информации.
Как неоднократно отмечалось, эти законодательные инициативы не приводят к ожидаемому «раскрытию» государства в сторону общества. Наоборот, принятые государством директивные меры имеют обратное действие и толкают чиновников к тому, чтобы максимально ограничить контакт с журналистами как государственных, так и негосударственных изданий. Прошедший 2010 год показал, что эта проблема осознаётся и государством. После мартовских обращений главы Администрации президента В. Макея к сотрудникам идеологических отделов, в июле уже министр информации О. Пролесковский в свою очередь вынужден был призвать чиновников «не убегать от камер и микрофонов»4 . Поскольку подобные заявления звучат на таком высоком уровне, можно утверждать, что белорусское государство исчерпало директивные методы внутренней информационной политики.
Закрытость государства в Беларуси оборачивается ростом доверия граждан по отношению к негосударственным СМИ. Как показало проведённое в декабре 2010 г. исследование Независимого института социально-экономических и политических исследований (НИСЭПИ, г. Вильнюс), за прошедшие пять лет белорусские независимые СМИ существенно повысили свой авторитет, тогда как государственные СМИ лишь сохранили позиции. На исходе 2010 г. независимым СМИ доверяли 46.3% респондентов против 37.7% в 2006 г., в то время как государственным СМИ доверяли 52.9% против 53.8% пять лет назад.5 В свою очередь, рост доверия к альтернативным источникам информации повышает спрос на альтернативные каналы доставки медиа-контента. Так, по данным социологического исследования компании «Зеркало-Инфо», сегодня 24% взрослого населения Беларуси уже установили спутниковые антенны, причем 31% опрошенных сделали это в течение 2–3 последних лет. Прирост владельцев спутниковых антенн в 2009 г. составил 19%, а в 2010 г. – 11%.6
Политика предупреждений
Новый закон «О средствах массовой информации», вступивший в силу 8 февраля 2009 г., даёт право Министерству информации после двух и более вынесенных предупреждений обратиться в суд с иском о прекращении выпуска СМИ. Эта мера неоднократно подвергалось критике со стороны журналистского сообщества и международных организаций, поскольку в экспертной среде предполагалось, что таким образом белорусское государство может оказывать давление и избавляться от неугодных независимых СМИ.
В 2010 г. Министерство информации существенно превысило достаточный для закрытия СМИ лимит предупреждений. Так, к началу осени Народная воля имела уже 4 предупреждения, Наша Ніва – 3, Новы час – 2 предупреждения. Можно предположить, что фактором, удерживающим эти газеты от закрытия, явилось пристальное внимание международного сообщества к Беларуси накануне президентской кампании. При этом нужно заметить, что такие действия белорусского государства разошлись с прогнозами экспертов. По состоянию на февраль 2011 г., государство не предприняло никаких попыток прекратить выпуск вышеперечисленных печатных СМИ на основании вынесенных предупреждений.
Вопреки этой ожидаемой логике 12 января 2011 г. Республиканская комиссия по телевидению и радиовещанию постановила прекратить выход в эфир радиостанции «Авторадио-Минск», которой в 2010 г. вообще не выносилось предупреждений. В решении комиссии утверждалось, что «Авторадио» распространило 16 декабря (за четыря дня до основного дня голосования 19 декабря) информацию, содержащую публичные призывы к экстремистской деятельности. Поскольку решение о лишении «Авторадио» лицензии последовало не сразу, а почти через месяц после якобы прозвучавшего в эфире призыва к экстремизму, можно утверждать, что в действиях комиссии просматривается политический подтекст. Более того, по закону приостановить выход СМИ может не комиссия, а суд, поэтому руководство «Авторадио» подало апелляцию в Высший хозяйственный суд. Рассмотрение жалобы в ВХС 11 февраля проходило в закрытом режиме. Всё это время, начиная с 12 января, радиостанция не имела возможности выходить в эфир.
Союзные перспективы белорусских СМИ
В октябре Информационно-аналитический центр при Администрации президента РБ и Всероссийский центр изучения общественного мнения провели синхронное социологическое исследование «Информационное пространство Российской Федерации и Республики Беларусь в оценках населения»7 . Его результаты показали асимметричность информационного пространства Союзного государства. Так, в России 74% респондентов считают, что слабо осведомлены о жизни граждан РБ, а 17% оценивают свою информированность как «скорее хорошую». В Беларуси, наоборот, 65% граждан считают, что они достаточно хорошо информированы о РФ. Эта асимметрия хорошо заметна в распределении внимания аудитории телеканалов в Беларуси. По данным собственного исследования ИАЦ8 , канал с совместным белорусско-российским контентом «НТВ-Беларусь» занимает второе место по популярности у белорусских зрителей после белорусского канала ОНТ. Третьим идет белорусский «Первый канал», а пятёрку замыкает опять же российско-белорусский канал «РТР-Беларусь».
Дисбаланс информационного пространства России и Беларуси также наблюдается среди печатных изданий и имеет вполне рыночное объяснение: разная форма собственности СМИ, разные объёмы медиа-рынков Беларуси и России, разница в финансировании российских и белорусских СМИ, высокая конкуренция на российском медиа-рынке и, как следствие, более высокий профессионализм и оперативность журналистов и менеджеров российских СМИ. Однако белорусское государство пытается решить эту рыночную проблему директивными методами, используя платформу Союзного государства. В 2010 г. с соответствующими заявлениями о выравнивании «экономических взаимоотношений» на двусторонних встречах выступали и замминистра информации Л. Ананич, и министр О. Пролесковский. Беларусь выступила с инициативой межправительственного соглашения о сотрудничестве в сфере телерадиовещания и печати, которое устранило бы препятствия для распространения прежде всего белорусских СМИ на территории России, но положительного отклика с российской стороны пока не последовало.9
Международный контекст
Требования создать равные условия для работы государственных и негосударственных СМИ, а также прекратить практику давления на независимых журналистов давно стали частью политики ЕС в отношении Беларуси. В 2010 г. они входили в рекомендации, решения и резолюции, которые принимали Парламентская ассамблея Совета Европы, Европейский парламент и подразделения ОБСЕ, а также государственные и негосударственные структуры как отдельных стран ЕС, так и США.
В 2010 г. следует отметить активную работу нового Представителя ОБСЕ по вопросам свободы СМИ Дуньи Миятович, которая неоднократно делала заявления о проблеме свободы слова в Беларуси. Важным итогом года для независимых СМИ стала международная конференция в Варшаве 2 февраля 2011 г., на которой объявлено о четырёхкратном увеличении донорской помощи (до EUR 87 млн) на развитие в Беларуси демократических институтов, в том числе независимых СМИ.
В рейтинге организации Freedom House «Свобода прессы 2010», который фиксирует ситуацию за предыдущий календарный год, Беларусь заняла 189-е место, имея статус «несвободной» страны. На протяжении последних пяти лет хорошо заметно, что Беларусь последовательно теряла позиции: за указанный временной промежуток страна переместилась с 185-го места с 88 баллами в 2006 г. на 189-е место (92 балла). Более того, уже второй год FH относит нашу страну к числу десяти государств, которые называются «худшими из худших». Кроме Беларуси, в эту группу, по результатам рейтинга 2010 г., вошли Бирма, Куба, Экваториальная Гвинея, Иран, Узбекистан, Туркменистан, Северная Корея, Эритрея и Ливия.10 В другом ежегодном Индексе свободы прессы, который составляет международная организация «Репортёры без границ», Беларусь демонстрирует похожую отрицательную динамику: за пятилетку страна опустилась с 151-го места в 2006 на 154-е место в 2010 г.11
Провал информационной политики ЕС в Беларуси
В первой половине 2010 г. Белорусский институт стратегических исследований (BISS) и лаборатория аксиометрических исследований НОВАК провели исследование «Беларусь и мир: геополитический выбор и безопасность сквозь призму экономики и культуры»12 . В отношении информационной политики Европейского Союза в Беларуси эксперты пришли к выводу, что попытки европеизировать массовое сознание посредством внешних электронных СМИ (радиостанции и телеканалы, вещающие извне) «полностью провалились». Например, исследование показало, что 78% граждан вообще не слышали об участии Беларуси в программе «Восточное партнёрство», а 60% респондентов ничего не знают о санкциях, введённых Евросоюзом в отношении белорусских властей.
Эксперты выяснили, из каких источников белорусы получают информацию о Европейском Союзе, и обнаружили, что специально создававшиеся для этого электронные масс-медиа («Европейское радио для Беларуси», телеканал «Белсат») пользуются у белорусов наименьшей популярностью – их слушают и смотрят всего 1.2% опрошенных. Более того, европейские электронные медиа проигрывают в популярности даже белорусскому «сарафанному радио»: 41% белорусов узнают новости о ЕС из разговоров с друзьями и близкими. Подавляющее большинство белорусов в качестве источника информации о ЕС предпочитает государственные электронные и печатные СМИ.
Образование для журналистов
С сентября 2010 г. в Беларуси появилась ещё одна возможность получать высшее образование по специальности «журналистика». Соответствующая специальность «печатные СМИ» открылась на филологическом факультете Брестского государственного университета. В свою очередь, в 2010 г. Гродненский государственный университет им. Я. Купалы впервые выпустил дипломированных журналистов, которые проходили обучение на базе филологического факультета. Кроме Бреста и Гродно, сегодня в Беларуси можно получить диплом журналиста в Могилёвском государственном университете им. А. Кулешова на факультете славянской филологии и в трёх вузах Минска: в Институте журналистики БГУ, Белорусском государственном педагогическом университете им. М. Танка на факультете белорусской и русской филологии и в негосударственном Институте парламентаризма и предпринимательства.
Расширение возможностей получения журналистского образования в регионах следует считать важным шагом вперёд, поскольку, по многим оценкам как государственных, так и независимых экспертов, белорусские региональные СМИ остро нуждаются в притоке новых кадров. Дефицит кадров и финансовых ресурсов сказывается, например, на работе районных радиостудий, где, по оценке Мининформации, среднее время вещания составляет от 30 минут до 1 часа в день. При этом расписание вещания радиотрансляционными узлами Республики Беларусь на 2010 год предоставляло радиостанциям возможность расширить эфир до трёх часов в день.13
Заключение
В 2010 году белорусский медиа-сектор не претерпел существенных изменений. Государство является самым заметным игроком и главным судьёй на медийном поле и продолжает определять формальные и неформальные правила игры, оставаясь при этом закрытым для общества. Следствием этого является рост доверия граждан к независимым СМИ, тогда как уровень доверия к государственным СМИ остаётся на прежнем уровне. Сравнение ситуации на протяжении пяти лет позволяет сделать вывод, что Беларусь последовательно теряет позиции в международных рейтингах свободы СМИ, что негативно сказывается на внешнеполитическом имидже государства.
Оценивая политику международного сообщества в отношении белорусских независимых медиа, следует отметить, что этот ресурс влияния существенно ограничен действиями белорусских властей. Ухудшение ситуации со свободой слова на протяжении пяти лет даёт повод усомниться в том, что введённые в январе 2011 г. санкции против белорусских властей (в том числе журналистов государственных СМИ) и многократно увеличенная донорская поддержка независимых масс-медиа изменят к лучшему положение в монополизированном медийном пространстве Беларуси.
1 См.: Медвецкий А. СМИ: точечная либерализация на фоне точеных репрессий // Белорусский ежегодник 2009. Мн., 2010. С. 146–154.
2 Данные Министерства информации РБ; см.: http://mininform.gov.by/rus/smi.
3 Цит. по материалам БелТА от 19 марта 2010 г.; см.: http://belta.by.
4 Цит. по материалам БелТА от 22 июля 2010 г.; см.: http://belta.by.
5 См.: Доверие как заемный ресурс // НИСЭПИ: http://www.iiseps.org/press5.html.
6 См.: Ежедневник. 2011. 6 февраля: http://ej.by.
7 См. презентацию К. Абрамова на сайте ВЦИОМ 27.12.2010: http://wciom.ru.
8 Роль средств массовой информации в отражении проблем, волнующих население. Информационный материал № 8(80) // Информационно-аналитический центр при Администрации Президента Республики Беларусь. 2010: http://iac.gov.by.
9 Онлайн-конференция министра информации О. Пролесковского на сайте БелТА, 2 декабря 2011 г.; см.: http://belta.by.
10 См. индекс Freedom of the Press на сайте: http://freedomhouse.org.
11 См.: Press Freedom Index на сайте: http://rsf.org.
12 См. раздел «Презентации» на сайте: http://belinstitute.eu 12 мая 2010 г.
13 Онлайн-конференция министра информации О. Пролесковского на сайте БелТА 2 декабря 2011 г.; см.: http://belta.by.
|