Участники дискуссии:
Михаил Маринич, в недалеком прошлом Чрезвычайный и Полномочный посол Беларуси в Латвии и Эстонии.
Александр Томкович, публицист.

А. Т.: Ваш доклад о перспективах социально-экономического развития Беларуси, который вы презентовали в Вене в декабре минувшего года вызвал довольно большой резонанс. Расскажите об этом подробнее.

М. М.: В конце 2006 года в Вене прошла презентация исследования «Белорусское общество на перекрестке. Между Москвой и Брюсселем». В рамках этого мероприятия состоялся конструктивный диалог по белорусскому вопросу с участием австрийских политиков, сотрудников МИД Австрии. Были обсуждены перспективы демократизации Беларуси, шаги, которые необходимо для этого предпринять. Идея состоит в том, что белорусскому обществу необходимо предложить реальную программу реформ, разработку которой я вижу одной из важнейших задач демократической оппозиции.

Участники дискуссии отметили, что создание программы экономических и политических реформ должно стать стратегией белорусских демократических сил. Приоритетным является налаживание диалога и с Европой и с Россией о необходимости ускорения процессов демократизации. Беларусь не должна стать зоной конфликта между Россией и Европой. Беларусь, находящаяся на перекрестке путей между двумя большими геополитическими полюсами как Россия и ЕС, может и должна быть независимым государством, извлекающим огромную пользу от своего местонахождения. Решение белорусского вопроса может стать реальным примером конструктивного сотрудничества Европы и России. Сегодня же Беларусь находится на задворках Европы, уровень жизни населения несопоставим ни с одной европейской страной, и он ухудшится уже в ближайшее время, если не принять адекватных мер. Об этом мы говорили с австрийскими дипломатами и политиками. Я весьма благодарен им за поддержку нашей инициативы. К сожалению, в Интернете пришлось читать некоторые сомнительные высказывания по этому поводу. Надеюсь, когда концепция белорусско-австрийской рабочей группы будет выражена в конкретных действиях, у многих сомневающихся пропадет желание заниматься критиканством.

А. Т.: Некоторое время назад вы сами были правительственным чиновником, поэтому именно ваш взгляд на власть и ее действия довольно интересен…

М. М.: Я понял безнадежность действующей системы власти еще в конце 90-х и смог уйти достойно, оставшись чистым перед самими собой и обществом. Однако за мою гражданскую позицию режим мне отплатил довольно жестко. Я прошел через унижение, циничный судебный процесс, два года тюрьмы и тяжелую болезнь, приобретенную благодаря «стараниям» силовых структур, нагло и беззаконно выполнявших задание Лукашенко.

Система управления Лукашенко изживает себя. На протяжении последних десяти лет условия существования в системе государственного аппарата становились все жестче. Подчиняться неписанным законам системы сегодня приходится не только госслужащим, но и представителям директорского корпуса, банкирам, бизнесменам, всем, кто находится на виду у власти. Большинство участников вертикали желают ее развала. Долго система, держащаяся на популизме, угодничестве, компромате и страхе, существовать не может.

Сегодня действующий президент и власть в целом — экономические и политические банкроты. Экономически банкротство связано с отказом России от практики дотирования Беларуси и перехода на рыночные условия двустороннего сотрудничества. Газовый конфликт обнажил несостоятельность белорусской системы управления. Управление экономикой на принципах диктата привело Беларусь к внутреннему системному экономическому кризису, тщательно скрываемому властями благодаря популистской политике. С учетом новой цены на газ и нефть авторитарно регулировать экономику будет все сложнее, а перейти на рыночные принципы управления действующая власть не способна. Трансформационные процессы в экономике страны уже в ближайшее время породят повышение цен, ухудшение уровня жизни населения. Очередной популизм власти по отношению к белорусскому народу, думаю, вызовет рост протеста на местах, потерю управляемости со стороны государственного аппарата.

Политическое банкротство власти связано с тем, что заигрывание с руководством России перестало приносить дивиденды. Россия долгое время закрывала глаза на проблему авторитарного режима в Беларуси: нарушение правовых норм государства, фальсификацию выборов, несоблюдении прав и свобод человека, насаждении страха и унижении людей. И сегодня Россия напрямую не высказывает политических претензий к руководству Беларуси. Однако все четче озвучивается, мягко говоря, неодобрительная позиция руководства России, официальных средств массовой информации по вопросу развития двусторонних отношений. Перевод экономических отношений в рыночное русло косвенно свидетельствует о том, что больше Россия не намерена поддерживать белорусский режим.

Власть, которая не может осуществлять внешнюю политику иначе как на принципах заигрывания, обречена на провал. Руководство Беларуси и сегодня продолжает разыгрывать очередной виток популистской политики, только уже не в отношении России, а Европы. Однако, несмотря на стремление отдельных европейских политиков пойти на поводу у обещаний Лукашенко, ЕС в целом принимает адекватные меры в отношении руководства Беларуси. Прежде всего, это озвучивание 12 принципов, которые должна выполнить Беларусь, для того чтобы сотрудничество с Европой началось.

А.Т.: Как вы оцениваете состояние оппозиции?

М.М.: В отношении демократических сил моя позиция остается неизменной с тех пор, как я принял решение баллотироваться на пост президента страны в 2001 году. И тогда, и сейчас главной проблемой является отсутствие политической консолидации. Казалось бы, перед выборами 2006 года демократические силы смогли преодолеть внутренние амбиции, сделали шаг к объединению. К сожалению, в течение года демократические силы опять сделали несколько шагов назад. Об этом свидетельствуют неопределенность, неумение воспользоваться протестным настроением молодежи, предложить ей программу, направленную на конкретный результат. Почему? Сколько можно идти на поводу у спецслужб, которые профессионально раскачивают лодку оппозиции, внедряя своих людей и внося раскол? Я и мои коллеги из депутатской группы «Республика», Международной общественной организации «Деловая инициатива» еще в 2003 году обсуждали этот вопрос с лидерами демократических партий и объединений.

Мы стремились наладить диалог между различными демократически настроенными силами. Началом этой работы была попытка провести изменения в избирательное законодательство. Однако политические партии не поддержали инициативу по сбору подписей. В результате парламент успешно завалил проект, внесенный депутатской группой «Республика». К этому времени я уже был изолирован властями в печально известную «американку», как в народе называют следственный изолятор КГБ. И таких примеров разобщенности по стратегическим и тактическим вопросам, политической слепоты, амбициозности политических лидеров более чем достаточно. Сколько можно наступать на одни и те же грабли?

А.Т.: Что, на ваш взгляд, нужно делать?

М.М.: Сегодня задачи демократических сил остаются теми же, что и несколько лет назад. Первое — объединение. Когда говорим об объединении, мы должны говорить о конкретных целях и задачах такого процесса. Сегодня одной из главных задач объединенной оппозиции должна стать борьба с политическими репрессиями и, прежде всего, освобождение Александра Козулина. Вокруг этого, должны объединиться все демократы не на словах, а на деле.

Другой важной объединительной задачей должна стать задача изменения избирательного законодательства, предполагающее отмену досрочного голосования, включение в состав избирательных комиссий представителей демократических партий и общественных организаций, проведение независимого наблюдения, участие в подсчете голосов, обеспечение равного доступа всех кандидатов к СМИ, исключение из управления избирательным процессом исполнительной власти.

Кроме того, необходимо думать о будущем, не только о том, как бороться с действующей властью, но и как обеспечить победу демократии. Экономика страны находится в кризисе, и в новой Беларуси экономическая проблема больнее всего ударит и по новой власти, и по населению. Необходимо уже сейчас создавать реалистичную программу экономической трансформации. Демократические силы должны доказать свою экономическую состоятельность, доказать, что они могут взять на себя ответственность за страну.

С другой стороны, проблему демократизации Беларуси невозможно решить только внутри страны, без сотрудничества с основными заинтересованными сторонами, ЕС и России. Без участия какой-либо из этих сторон продвижение данного вопроса нереально. Думаю, что белорусский вопрос необходимо включить в повестку дня европейско-российских переговоров. Равноправным участниками таких переговоров должна быть и демократическая оппозиция Беларуси. В таком формате реально выработать четкую и конкретную позицию ЕС и России по Беларуси, в основе которой могло бы быть требование к белорусскому руководству освободить политзаключенных, внести изменения избирательного законодательство, обеспечить равный доступ всех кандидатов на выборах к СМИ.

Уверен, что общая стратегия ЕС и России в области решения белорусского вопроса будет способствовать скорейшей демократизации Беларуси и восстановлению экономики страны.