«Если результат не зависит от схемы решения, то это математика, а если зависит, то это бухгалтерия».
Анекдот
Понятие «бухгалтер» было введено кем-то из, как теперь говорят, лидеров Священной Римской империи более 500 лет тому назад. Делопроизводителя своей канцелярии, доверенного и надежного писца, который ведет книги, в дальнейшем он повелел назвать бухгалтером.
В этом же указе, как видим, обозначены и основные профессионально-этические требования, предъявляемые к бухгалтеру. Некоторое время спустя, когда на историческую сцену за номером первым вышел избавившийся от феодальных пут буржуа, он вопросом «сколько стоит ваша совесть?» вложил большую определенность в понятие профпригодности бухгалтера, определил параметры ответственного поведения сторон и одновременно указал пределы, за которыми она исчезает.
Партийная наука
Бухгалтерии довелось пережить удивительнейшую метаморфозу, в результате которой интересы хозяина и бухгалтера стали совпадать по ключевым моментам организации учета движения материальных и финансовых ресурсов. Имеем в виду советскую бухгалтерию, которая, подобно другим наукам и технологиям, получила статус партийной дисциплины. Уже один этот факт означал, что ее методы в чем-то принципиально отличались от методов «классово чуждой» буржуазной бухгалтерии, этой содержанки империализма.
Этой принципиальной особенностью стало то, что советская бухгалтерия каждый баланс должна была сводить так, чтобы очевидны были воплощаемые в жизнь преимущества самой передовой в мире экономической системы.
И так уж получилось, что с течением времени демонстрационная функция стала главной для советского бухучета. Исполнялась она в основном за счет приписок. Там, где согласно правилам арифметики два, умноженное на два, давало четыре, бухгалтер писал пять, шесть и даже десять. Порой партийные балансы теряли всякую связь с действительностью. Занесенные в книги точного учёта движения материальных ценностей, они остались свидетельством торжества в бухучете метода соцреализма — воплощением мистерии-бух.
Эта бухгалтерия была воплощенным волюнтаризмом, но возникла она не сама по себе, а как порождение и отражение изъянов экономической системы, построенной на тотальном планировании. Известно ведь, что доведенные до абсурда качества неизбежно превращаются в свою противоположность. Планирование рационально по своей сути, но если его распространить на все стороны деятельности человека, оно приобретает иррациональный характер. Становится волюнтаризмом чистейшей воды.
Такого не было за всю историю БССР
Последняя попытка спасти экономическую ситуацию в стране с помощью планирования (хотя сами планы стремились очистить от догматизма) связана с перестройкой.
Если вспомнить тогдашние споры о словах, то получается, что это была попытка «перестройки застоя». Провалившаяся, как и многие другие попытки совместить планирование со здравым смыслом и стимулами конкретного человека, конкретного производства.
На бумаге, в тех самых мистериях-бух точного учета, всё выглядит, по крайней мере для БССР, очень благополучно.
В 1989 г. стоимость основных фондов составила 125% от стоимости 1985 г. (в сельском хозяйстве — 136%), производительность труда увеличилась на 4% (в сельском хозяйстве — на 9%). Весь прирост национального дохода был обеспечен за счет повышения производительности труда, среднемесячная зарплата, с учетом выплат из общественных фондов потребления, увеличилась с 244 до 314 рублей (в 1,3 раза), зарплата в сельском хозяйстве практически сравнялась с зарплатой в промышленности.
Такого никогда не было в истории Советской Белоруссии.
Розничный товарооборот вырос на 26%. Население стало намного больше покупать промышленных и продовольственных товаров. Но денег у него при этом оставалось гораздо больше, чем когда-либо прежде. Оно было готово покупать, покупать и покупать. Но товаров не стало, потому деньги превратились в обычные бумажки.
Завершилась мистерия-бух, рухнуло хозяйство, планируемое сверху. Свой крах-то запланировало?
Но, как вскоре показала жизнь, далеко не все сторонники тотального планирования погибли под обломками системы. Изменилось только словесное оформление плана. Теперь все-таки предполагают некоторую «гипотетичность», положенную в основу планирования, поэтому плановые задания называются прогнозными показателями социально-экономического развития. Но по-прежнему за «невыполнение» прогнозов карают так же, как и за невыполнение планов. Хотя и тут имеются нюансы.
Прежде, поскольку всякий раз планирование шло от достигнутого, сверхплановое производство тормозилось снизу. Исполнитель всегда стремился скрыть «внутренние резервы», показывая тем самым, что работает на пределе возможностей. Риск наказания в случае успеха оплачивался сторицей. Во-первых, исполнитель получал формальное право требовать дополнительных ассигнований и, как правило, получал их. Во-вторых, планируемый прирост производства можно было обеспечить уже имеющимися ресурсами.
О программе «Сахар»
Теперь планирование (прогнозирование) осуществляется с оглядкой на рыночные риски. Если на внутреннем рынке возможности влиять на ситуацию достаточно велики (не хотят покупать белорусское — заставим), то внешний рынок очень равнодушен к вызовам, которые производит Беларусь. Даже российский, хотя он к радушной встрече белорусских товаров и услуг всегда готовился особыми политическими мерами. Возьмем, например, программу «Сахар». Суть ее заключалась в достижении полного самообеспечения сырьем белорусских сахарных заводов с целью производства сахара для экспорта в Россию. Скептики доказывали, что в южных регионах России условия для выращивания сахарной свеклы потенциально гораздо более благоприятные, чем в Беларуси. Потому со временем белорусский сахар станет на российском рынке совершенно неконкурентным. Но агропромышленное лобби постаралось — огромные деньги были под программу выделены. Теперь опять большие деньги нужны для повышения конкурентоспособности, и они будут выделены.
То есть большие затраты, выделенные для выполнения какого-либо особо важного прогноза, оставшегося невыполненным, влекут за собой еще большие затраты.
Как стало недавно известно, нынешние соглашения об условиях поставки белорусского белого сахара в Россию предполагают определенные ограничения: в текущем году планируется поставить 180 тыс. тонн, а в 2008-м — только 100 тысяч. Подписывая торговые соглашения, дипломаты обычно ссылаются на достигаемую при этом обоюдную выгоду партнеров. Так утверждается и сейчас. Но если в этом и есть выгода для Беларуси, то она очевидна разве что для правительства. Для обывателя же она пребывает вне рамок здравого смысла.
Таким образом, ситуация в планировании существенно изменилась. Неизменным остается одно: согласованной работы исполнителей во имя общей цели как не было, так и нет. Но причины их «отклоняющегося поведения» стали иными.
В советские годы движение фонда оплаты труда, рост денежных доходов населения (тогда практически не употреблялся предикат «реальный», поскольку в условиях стабильных цен и одновременно товарного голода инфляция была подавленной и не бросалась в глаза) подлежали обязательному планированию. Сейчас эти показатели «прогнозируются».
Подбивая годовые итоги в деле подъёма народного благосостояния, заместитель министра экономики Андрей Тур отметил, что заработки рабочих и служащих будут расти и в дальнейшем. Но в связи с известными обстоятельствами не так быстро, как это было раньше. Тем не менее к концу 2007 года средняя заработная плата в стране составит 340 долларов «в эквиваленте», в том числе в бюджетной сфере — 300 долларов. Реальная же заработная плата (скорректированная на индекс цен) повысится на 8-9%.
«Волосатая» лапа против невидимой руки
В минувшем году прирост составил почти 18%, а средняя зарплата достигла 311 долларов 80 центов. Эти центы специально не округляем до доллара, поскольку в подсчете заработков субъектов наемного труда чиновники стремятся быть очень точными. Это, по меньшей мере, создает иллюзию честной игры.
Правдоподобные данные бухгалтерии деятельности социальной госзащиты вряд ли возможно получить. Нравы здесь царят суровые. В Смолевичском районе, например, численность официально зарегистрированных безработных составляет всего 80 человек. Хотя по всем принятым в мире критериям их гораздо больше, что можно определить даже невооруженным глазом. Что, в газетах объявлений «требуется» больше, чем при советской власти? Но больше правды в том, что незарегистрированные безработные уже растеряли свой человеческий капитал и для квалифицированной работы не годятся. Многие даже не пройдут первый тест на отсутствие так называемых вредных привычек. Кстати, наниматель указанием «без в. п.» предваряет почти всякое объявление, даже когда речь идет о таких профессиях, как кочегары и дворники.
Важно и то, как рассчитывается сам индекс потребительских цен, на основании которого делаются выводы о темпах инфляции и, соответственно, о динамике реальных денежных доходов населения. Цены — контроль — множество позиций на всех видах рынков во всех городах страны. «Обмеряются» только товары и услуги, которые покупаются большинством семейств. То, что не вошло прочно в быт, на то индекс не устанавливается. На громкоговоритель, наверное, да, а также на телевизор, стиральную машину, холодильник, на санаторные услуги — только в белорусские здравницы. Но не отслеживается и не учитывается динамика цен на мобильные телефоны, персональные компьютеры и прочее, не характерное для быта белорусской семьи имущество. А может, уже и характерное (куда, например, отпустишь дитя без мобильника?), но динамику цен на него для расчетов стоимости потребительской корзинки Минстат не использует.
Не учитывается при таких расчетах рост цен на услуги, не входящие в перечень социальных стандартов. А в нем их немного, и все традиционные: помывка в бане, стрижка головы и бороды, химчистка… Как и век назад.
Статистика отслеживает динамику роста цен на услуги ЖКХ. Но отказывается учитывать динамику цен на новое и покупаемое на вторичном рынке жилье. С одной стороны, вроде бы правильно, жилье строит и покупает какой-то ограниченный процент населения, кто, не в пример отцам и дедам, совершенно не способен ютиться в родительских квартирах и коммуналках. Но дело не в том, дело не в испорченных нравах нынешнего поколения. Если внимательно присмотреться, кто за покупку жилья платит, то окажется, что во многих случаях платят несколько поколений семей, вырастивших молодоженов. И тогда этот вид расходов становится важнейшим и разорительным для множества домохозяйств. Но их рост на благополучные показатели инфляции не влияет и, считается, на уровень реальных денежных доходов — тоже.
В общем, не всё, но многое в этой бухгалтерии относительно. Поэтому для перехода в систему абсолютных пространственно-временных координат необходимо сделать определенные допущения. Например, признать доллар величиной всегда себе равной, а его покупательную способность неизменной. Так вот, в 1962 году низшая по годовым доходам группа в США (до 3 тысяч долларов) имела в собственности дом стоимостью в 3,5 тысячи долларов и автомобиль — в 149 (тоже точность!) долларов. Средний белорус имеет сегодня годовой доход (в у. е.) больший, чем у американского бедняка 45 лет тому назад, но за эти деньги он не может приобрести ни дом (стоимость сопоставима с годовым доходом), ни автомобиль (на ходу), который самому бедному американцу можно было купить за двухнедельную заработную плату. У нас в ходу иные «плепорции»: на годовой доход (если не есть и не пить) два метра общей жилой площади.
О каком таком преодолении социальных контрастов громко говорят с наших самых высоких трибун?
А ведь всё не то чтобы просто, а очень просто. За всеми этими разговорами скрывается возобновленная практика применения таких схем расчета, которые всегда дают нужный власти и внешне правдоподобный результат. Для доказательства сошлемся на публикуемую ниже выдержку из минстатовской методики расчета темпов инфляции, применение которой никак не объясняет ежегодного и значительного повышения рыночных цен на то же жилье*.
Но позволяет сохранить их низкими для определенных категорий потребителей, защищенных от «произвола» невидимой руки рынка «доброй» волосатой лапой чиновника, распределяющего метры и кредиты.
Если автор не прав, пусть его поправят
* Индекс потребительских цен характеризует изменение во времени общего уровня цен и тарифов на товары и услуги, приобретаемые населением для непроизводственного потребления. Индекс потребительских цен является важнейшим показателем, характеризующим уровень инфляции. Для определения индекса потребительских цен отобрано более 400 наименований товаров, товарных групп и видов услуг, характеризующих фактическую структуру потребительских расходов населения республики.
Регистрация цен и тарифов регулярно осуществляется в 31 городе республики по представительной выборочной совокупности отобранных предприятий государственной торговли, потребительской кооперации, на городских и неформальных рынках, в предприятиях сферы услуг различных форм собственности.
Структура фактических потребительских расходов населения по республике определяется на основании информации о расходах семей на приобретение товаров и оплату услуг, получаемой в результате выборочного статистического обследования домашних хозяйств за предыдущий год.
Индексы цен производителей промышленной продукции рассчитываются на основе зарегистрированных цен по товарам-представителям по выборочной сети базовых (опорных) организаций, являющихся наиболее типичными для промышленности республики и которые в наибольшей степени отражают ее сложившуюся структуру.
Наблюдение за ценами проводится в 1467 промышленных организациях республики более чем по 4500 наименованиям конкретных изделий. При регистрации учитываются фактически сложившиеся в текущем периоде отпускные цены предприятий (без учета налога на добавленную стоимость и акцизов) на продукцию, предназначенную для реализации.
В качестве товаров-представителей отобраны товары, характерные для каждой конкретной подотрасли промышленности, имеющие наибольший удельный вес в общем объеме выпуска товаров и выпускаемые на предприятии в течение длительного времени.
Рассчитанные по товарам-представителям индексы путем последовательной агрегации распространяются на отрасли (подотрасли), представленные выбранными товарами-представителями. В качестве весов используются данные об объеме производства в стоимостном выражении базисного периода.
Индексы цен на строительно-монтажные работы рассчитываются Министерством архитектуры и строительства по данным регистрации цен. Расчет индексов цен на выполнение строительно-монтажных работ осуществляется по элементам затрат. Регистрация цен на материалы, изделия и конструкции, производимые в республике, осуществляется непосредственно на заводах-изготовителях, а на материальные ресурсы, поступающие из-за пределов республики, — в строительных организациях. Затраты на оплату труда работников определяются в соответствии с решениями правительства Республики Беларусь.
Индексы тарифов на грузовые перевозки позволяют определить за текущий период изменение тарифов на грузовые перевозки. По каждому виду транспорта регистрируется тариф услуги-представителя. Под услугой-представителем перевозки грузов разными видами транспорта понимается перевозка тонны наиболее массового груза на определенное расстояние. Обследование тарифов ведется на 123 автотранспортных организациях, на Белорусской железной дороге, в Белорусском государственном концерне по нефти и химии, открытом акционерном обществе «Белтрансгаз», Республиканском транспортном унитарном предприятии «Белорусское речное пароходство», Республиканском унитарном предприятии «Национальная авиакомпания „Белавиа“. В качестве весов используются доходы данного вида транспорта от перевозок грузов за базисный период.
Индексы тарифов на услуги связи для юридических лиц характеризуют общее изменение тарифов на услуги связи для различных категорий пользователей.
Расчет индексов тарифов на услуги связи основан на ежемесячном наблюдении за тарифами на 18 видов услуг-представителей связи для юридических лиц в республике.