Все-таки чертовски интересно жить в эпоху крутых политических виражей и непредсказуемых поворотов!
Ну, кто в августе 2005-го мог подумать, что год спустя украинским премьером вновь станет Виктор Янукович?
А кому прошлой зимой могло прийти в голову, что в канун 2007-го главным врагом России станет братская Беларусь?
Что Газпром будет шантажировать батьку Лукашенко перекрытием вентиля, а кремлевские СМИ — обличать бессовестных белорусов, тырящих кровную российскую нефть?
Новогодняя повесть о том, как поссорился Владимир Владимирович с Александром Григорьевичем стала поистине знаменательным событием.
При этом особых симпатий не вызывала ни одна из противоборствующих сторон.
Пожалуй, более всего война двух авторитарных режимов напомнила римейк блокбастера «Чужой против Хищника».
Роль Хищника, естественно, досталась г-ну Путину. Этот безжалостный охотник давно рыщет по просторам СНГ в поисках добычи, его трофеем стала (увы!) и оранжевая Украина.
Но на сей раз ему попался достойный противник — Чужой.
Уроженец далекой планеты Совок, обосновавшийся посреди демократической Европы, не из тех, кто сдается без боя. В его жилах течет кислота диктаторских амбиций, а многочисленные клыки и когти готовы дать отпор любому недругу.
Каковы же результаты смертельной битвы двух монстров? Поле боя как будто осталось за российским Хищником.
Но, во-первых, нет никакой гарантии, что декабрьско-январская схватка Путина и Лукашенко окажется последней.
А во-вторых, в ходе противостояния серьезный урон был понесен обеими сторонами. Прежде всего, это касается идеологической сферы.
Именно на нее следует обратить особое внимание, подводя итоги зимней кампании 2006–2007 годов.
Оказались дискредитированы пропагандистские штампы, предназначенные для народного потребления, а также идеи, которыми в своей политике руководствовались сами лидеры России и Беларуси.
Для начала был успешно похоронен романтический имидж России, как поборницы славянского братства, противостоящего бездуховному Западу.
Кто-то может возразить, что с «братской романтикой» покончила еще газовая война между Россией и Украиной.
Ничего подобного! Год назад все было предельно ясно. Кремль презентовал четкую схему деления стран-соседей на хороших и плохих парней, в соответствии с канонами классического вестерна.
Хорошие парни старательно подавляют либеральную оппозицию, то и дело объясняются в горячей любви к РФ, шарахаются от западной скверны и получают заслуженное вознаграждение в виде дешевого газа и нефти.
Плохие парни устраивают у себя цветные революции, пытаются строить демократию под заокеанским шефством и подумывают о членстве в НАТО, за что им немилосердно поднимают цены на энергоносители и угрожают перекрыть газовый вентиль.
Логика весьма проста и доступна любому школьнику. Россия выглядит строгим, но справедливым старшим братом, наставляющим заблудшие республики СНГ на путь истинный.
Декабрьское наступление против Беларуси разнесло эту стройную пропагандистскую схему вдребезги. Россия продемонстрировала оскал настоящего Хищника, не прикрытый показным патернализмом.
Атаковав идейно безупречного батьку, Кремль серьезно подорвал свою репутацию среди апологетов покойного СССР и поставил в очень неловкое положение пророссийские силы в странах СНГ.
Московской пятой колонне и в самом деле не позавидуешь. Долгие годы тема российско-белорусского братства была ее главным козырем, от которого теперь придется отказаться.
А если весной в Украине таки объявят досрочные парламентские выборы, под каким лозунгом пойдет на них госпожа Витренко? Газ по 45 долларов? Или, учитывая последнее обострение российско-белорусской дружбы, транзит по 45 долларов?
Нефтяная контратака Лукашенко показала несостоятельность еще одного кремлевского конька — практики покровительства маргинальным диктаторским режимам. Назло проклятому Западу, Москва охотно поддерживает страны-изгои вроде Ирана или Северной Кореи.
С точки зрения пропаганды, это выглядит чрезвычайно выигрышно: дескать, мы — сильные и независимые игроки на международной арене! Но рано или поздно дружба с маргиналами выходит стране-покровителю боком.
Так произошло и в случае с Лукашенко. Москва всемерно поощряла прогрессирующую маргинализацию батьки, способствуя окончательному превращению Беларуси в инородное тело посреди цивилизованной Европы.
Но, как выяснилось, роль Чужого приносит и определенные плюсы.
Белорусский лидер привык жить в осажденной крепости и может пускаться в различные авантюры, не рискуя своей репутацией — ввиду отсутствия таковой. Ему попросту нечего терять.
Рассорившись с Кремлем, Лукашенко тут же затеял смелые манипуляции с трубопроводом. Пускай без нефти остались Словакия, Польша или Венгрия. Мнение Европы не волнует изолированного батьку. Его «Европа» компактно умещается на 207-ми тысячах квадратных километров белорусской территории.
Другое дело — Россия, претендующая на роль респектабельного партнера ЕС, надежного поставщика энергоресурсов.
Именно Москва, в результате нефтяных пертурбаций, получила максимальную дозу имиджевого негатива. Перебои с поставками черного золота здорово перепугали европейцев.
Видимо, в этот раз неповоротливая бюрократическая машина Евросоюза сподобилась на достойный ответ, который придется явно не по вкусу Путину и компании…
Раны, вынесенные из нефтегазовой схватки Александром Лукашенко, пока не столь заметны. Но в перспективе более серьезны и вполне могут оказаться для белорусского монстра смертельными.
Экспертное сообщество дружно предсказывает экономике Беларуси тяжелые времена. А ведь именно экономическая стабильность позволяла режиму Александра Григорьевича сохранять привлекательный имидж в народе.
Пусть Лукашенко — диктатор, но зато в Беларуси высокие пенсии и зарплаты, низкая инфляция, рост промышленного производства…
Ведь не секрет, что для постсоветского обывателя роль сытого раба предпочтительнее полуголодной свободы. При этом оппоненты батьки изначально оказывались в невыгодном положении.
Бесполезно объяснять простой пенсионерке, что белорусское экономическое чудо носит искусственный характер и держится исключительно на дешевых российских энергоносителях, превращаемых в миллиарды нефтедолларов.
Но теперь все кончено. На рубеже 2006–2007 годов батьке недвусмысленно дали понять: социальным популизмом можно заниматься лишь при условии, что тебя зовут Уго Чавес, а запасы дармовой нефти — твои собственные. И, похоже, очень скоро белорусское «просперити» сойдет на нет.
Вряд ли стоит злорадствовать по поводу экономических трудностей, уготованных простому белорусу. Но наглядная демонстрация естественных пороков, присущих экономике совкого типа, — суровая неизбежность.
Будем, надеяться, что это не только выбьет почву из-под ног белорусского вождя, но и охладит пыл профессиональных демагогов и популистов на всей территории СНГ.
А батька Лукашенко в обозримом будущем рискует не только потерять контроль над экономикой, но и вообще лишиться реальных рычагов власти.
На днях российские СМИ вновь затронули тему пресловутого Союза России и Беларуси — мол, досадный нефтегазовый конфликт может стать «не концом объединительного процесса, а его катализатором». Интересная мысль, не правда ли?
Между прочим, прозорливые политологи, комментировавшие проблему третьего президентского срока для господина Путина, уже давно указывали на один из возможных вариантов: форсировать создание Союзного государства (то бишь фактическую инкорпорацию Беларуси в состав России) и выдвижение ВВП в президенты свежеиспеченной страны.
Помнится, именно так в свое время поступил покойный Слободан Милошевич, пробывший два срока главой Сербии и намеревавшийся провести еще два срока в качестве президента Югославии.
Пока трудно сказать, действительно ли Путин собрался пойти по стопам гаагского мученика. Но в том, что Москва всерьез взялась за Беларусь, сомнений нет никаких. И, очевидно, в кремлевских планах амбициозному Александру Григорьевичу уготована весьма незавидная участь.
В общем, фирменная дипломатическая стратегия батьки потерпела фиаско. Белорусский лидер рассчитывал, что, будучи верным союзником Москвы и следуя в фарватере российской политики, можно сохранять всю полноту власти внутри своей собственной республики.
В 90-е годы эта идея работала, но теперь другие времена. Нынче Москве нужны не партнеры — пусть младшие и, безусловно, лояльные, — а вассалы. Ей недостаточно вежливых поклонов.
Перед ней нужно встать на колени. Кстати, об этом не мешало бы задуматься отечественному премьеру Януковичу и его пророссийским коллегам по партии — они ведь тоже весьма неравнодушно к власти…
Завершая обзор издержек, понесенных российским Хищником и белорусским Чужим за последние недели, стоит отметить еще кое-что. В ходе противостояния двух сторон обычно появляется Tertius Gaudens — третий радующийся.
Казалось бы, в условиях, когда трещит по швам идеологическая база двух авторитарных режимов, выиграть должны либерально-демократические силы, обитающие на просторах СНГ.
Но, похоже, как раз на это рассчитывать и не приходится. Господа демократы умеют виртуозно подставляться под удар во время собственных междоусобных войн, однако так и не научились извлекать выгоду из чужих раздоров.
Источник: «Украинская правда», 15.01.07