1

Общеизвестна распространенная характеристика белорусской жизни: «Ах, какой Минск чистый город!» Эти заезжие восторги смущают иной раз несомненно довольного нашего правителя, и он ласково бурчит что-то вроде того, что, мол, да ладно вам, нам еще столько нужно сделать… Но в общем вы правы, у нас чисто. Это действительно так.

Чистота выступает у нас не только залогом здоровья физического, но, может быть, прежде всего — государственного. Ну и, разумеется, нравственного. Чисто на улицах, чисто в душах, чисто в государстве — такая вот, извините, логическая цепочка. Кому-то может показаться, что всё у нас отскоблено до зеркальной пустоты. Что, мол, чистота заменяет гражданское общество, справедливость и разные демократические свободы.

А хоть бы и так? Чего, собственно, стесняться? Если наши люди это принимают…

Народ у нас чистый. Не случайно называемся Белая Русь. Белая — значит, опять-таки чистая. Так что само название, сама история подтверждают…

И вторая не менее распространенная характеристика наша: спокойно у нас. Белорусы — большие любители спокойствия. Это где-то взрывают, грохочут, убивают. У нас, слава Богу и Правителю, — тихо.

Недоброжелатели, правда, прибавляют — как на кладбище. Мол, кладбищенская у нас тишина. А это уже святотатство! За это и статью можно вклеить. Потому как оскорбление чувств граждан. Но что, собственно, плохого в спокойствии кладбища? Тишина наводит на размышления о вечном, тут не до суеты мирской. Не до разговоров о нищенских пенсиях и маленьких зарплатах, жиреющих жировках и убивающем пассажиров городском транспорте. Не говоря уже о набивших оскомину исчезновениях… И шикарных особняках в Дроздах. Тем более о такой пошлости, как нефть и газ.

Как говорит один юморист, к земле ближе, тещенька. То есть к той же вечности.

Можно было бы еще поискать отличительные характеристики белорусской жизни. Но вот недавно встретилась одна поистине небывалая.

Теперь Беларусь — это Яньань! Вы не знаете, что такое Яньань? Сразу чувствуется, что забылись уроки, которые нам давала стройная система марксистско-ленинского просвещения, существовавшая в годы советской власти на всех предприятиях, во всех организациях. Впрочем, не все, не все забыли. Вот в московском суперпатриотическом журнале «Наш современник» отлично помнят про эту самую Яньань. Публицист этого пользующегося большим уважением у нашего начальства издания (не случайно его получают во многих белорусских библиотеках) Владимир Попов так и озаглавил раздел своей статьи — «Белоруссия — русская Яньань». И он не считает нужным разъяснять, поскольку болеющему за Россию патриотическому сердцу, ненавидящему разрушителей Союза — «Шельму Меченого» (это у них, патриотов российских, принятое обозначение Горбачева) и «Беспалого расстригу-безумца» (а это, конечно, А. Н. Яковлев), китайская история особенно близка.

Но я все-таки напомню. Поскольку не все у нас сильны по части китайской истории. Хотя отмашка уже дана. И в школах учат язык. И вообще курс взят на Пекин.

Так вот: Яньань — это город на юго-западе Китая, считающийся колыбелью китайской революции. В 30–40-е годы минувшего столетия там была база китайских коммунистов во главе с Мао Цзэ Дуном. Ежели следовать коммунистической историографии, то Мао сам отхватил этот кусок у гоминьдановской власти и создал там некое государство в государстве. Враги же утверждают, что эта власть сама отвела красным такую резервацию. Но как бы там ни было, именно из Яньани просиял вскоре свет над всем Китаем, и оттуда спустилась на страну коммунистическая благодать.

Соответственно, и публицист «Нашего современника» ждет, что именно из Белоруссии, которую он уподобляет Яньани, пойдет свет на оскверненную Россию. Поскольку «белорусы ныне — хранители великорусского начала». Г-н Попов знает даже, откуда именно, т. е. из какого района Беларуси, пойдет очищающее сияние на Россию. «Полесье — это наша русская Яньань, — захлебывается он от восторга, — освобожденная территория восточных славян. Здесь не угасает надежда, и отсюда, думаю, пойдет наше избавление от неволи западничества и компрадорской власти».

Знал бы г-н Попов, на что он замахивается… Еще в годы перестройки Полесье было объявлено священной территорией древнейшей нации — ятвягов, обсуждался всерьез вопрос об отделении Полесья от Беларуси, даже газета выходила на ятвяжском наречии. А тут, видите ли, какая-то русская Яньань объявилась. Прямое оскорбление полешуков-ятвягов. Не успели от минской зависимости избавиться, как тут Россия со своими имперскими интересами подкатывается.

И ведь какие акафисты поет г-н Попов. Любо-дорого слушать белорусскому начальственному сердцу: «Над Беларусью, единственной, не проносятся мусорные ветры (это опять же к вопросу о чистоте — С. Б.). „Либерализма здесь нет и в заводе“ (это не мои кавычки, а г-на Попова, не знаю, кого он цитирует, но истинная правда — даже не пахнет у нас этим самым либерализмом). Белорусы восстановили и превзошли уровень экономики 1990 года. А России до этого далеко при всех шальных нефтедолларовых доходах». Но Бог с ней, с экономикой. Только начни считать, где лучше — в Пуховичах или в Вышнем Волочке, непременно запутаешься. Да и в деньгах ли счастье? Главное нащупал г-н Попов: «В Минске после гламурной и нечистой духом Москвы чувствуешь себя… в Европе».

Такой вот курбет! Только что г-н Попов стонал от «неволи западничества» и ждал избавления из нашей Яньани, то бишь Полесья. А мы, оказывается, и сами уже на Западе, в той самой проклятой Европе. И какова же она, наша Европа? А вот, пожалуйста: «Нет ни сирых, ни убогих. В церквах и костелах — и стар и млад». А большего нам и не нужно! Стоит себе народ в церквах и костелах. Смиренный такой. И всё хорошо. Благолепие вокруг. Это и есть, оказывается, истинная Европа.

И как тут не посочувствовать редакции «Нашего современника», обитающей в «гламурной и нечистой духом Москве». Видимо, пришло время Станиславу Куняеву со всей его командой перебираться в Минск.

Одно только нужно взять во внимание «современниковцам-патриотам»: здесь так долбать начальство, как они долбят Кремль, не то что не принято… Тут пикнуть не успеете — и уже нет вас ни в киосках «Союзпечати», ни в каталогах подписных. Голыми пойдете, ребята, такими штрафами вас обложат. Хорошо, «Комсомолка» богатая газета: перепутала фото одного начальника и выложила за это 50 тысяч баксов. И ведь перепутала не с каким-нибудь бандитом, а с нормальным человеком, просто фамилии одинаковые. Вот и всё «преступление»… И уж прощения потом газета просила… Но начальник попался такой, что наш суд поперек его желания никогда не пойдет. А где нищий «Наш современник» серьезные бабки возьмет, тем более что за такие антируководящие выступления, к которым он привык, и поболе могут присудить. А уж такая фантастика, как финансовая поддержка Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, т. е. со стороны ненавидимой и в каждом номере вашего журнала долбаемой власти, даже во сне не привидится.

И еще вот о каком чуде в нашей Яньани прознал г-н Попов. Оказывается, «когда случилась острая нужда выручать тяжко занемогшего в „Неметчине классика белорусской словесности Василия Быкова, увы, в помрачении разума на исходе жизни примкнувшего к националистам, почем зря хулившего „промоскальский режим Лукашенко“ и даже требовавшего вернуть Беларуси Смоленск, „сведомые“ (орфография г-на Попова — С. Б.) единомышленники куда-то запропали и лишь президент Беларуси не оставил писателя на милость чужбины».

Ну, конечно, мы все помним эту милость… Как же? Не от переживаний ли по поводу этой милости и обрушилась на писателя страшная болезнь?

В общем, хорошо у нас, в нашей Яньани. Радуется сердце г-на Попова: «Белорусское общество и в „рыночные“ времена живет „по старинке“, общиной, где свой, близкий нам, великороссам, нерушимый нравственный завет».

Но не успевает, не успевает «Наш современник» отслеживать ситуацию. Все-таки журнал, раз в месяц выходит… А белорусская Яньань ведь особенная, со своим норовом. Куда там Мао с его цитатниками! Хозяин белорусской Яньани теперь в другие игры играет — какие интервью «Вельт» и Рейтеру дает! Может, и не полный еще разворот на ужасный натовский Запад, от которого совсем недавно Беларусь всей ржавой мощью готовилась защищать Россию, но торгануть своим геополитическим положением наша Яньань вполне может. И уже делает это. И не без успеха. А вы всё, ребята-патриоты из «нечистой Москвы», талдычите про «нравственный завет»… Отстаете, ребята, отстаете…