О том, что Александр Лукашенко влюблен в хоккей и порой выходит на лед за белорусскую сборную, знают не только в Беларуси. Но насколько белорусский президент любит шахматы, насколько он силен в шахматных комбинациях, может показать встреча президентов Украины и Беларуси, которая должна состояться в начале февраля.
Принимая во внимание развитие событий конца 2006 — начала 2007 года в отношениях Беларуси и России, их обоюдно изматывающие нефтегазовые спарринги, не надо прилагать больших усилий, для того чтобы определить, что краеугольным камнем в формировании повестки дня встречи двух президентов станет именно энергетический вопрос.
В том, что белорусский лидер проявляет явные признаки заинтересованности к энергетическим маневрам с вовлечением Украины, сомневаться не приходится. Еще в середине 2006 года через средства массовой информации, в том числе и украинские, было высказано предложение Александра Лукашенко, обращенное к украинскому руководству, относительно возможной унификации тарифной политики по транзиту российского газа через ГТС Украины и Беларуси. А уже 23 ноября 2006 года во время встречи с украинскими журналистами Александр Лукашенко заявил о желании получать каспийскую нефть через Украину на белорусские нефтеперерабатывающие заводы.
И если в вопросе единой тарифной политики по транспортировке российского газа, особенно с возможностью одновременного ее повышения в Украине и Беларуси, возможны нюансы, то каспийские энергоносители могут стать серьезным поводом для разговора.
Однако это будет именно тот случай, когда форма постановки проблемы определит содержательное наполнение усилий по ее разрешению. Причем инициатива должна исходить от белорусского лидера как лица более заинтересованного. Тут уже есть пища для размышлений и построения комбинаций.
К примеру, если на февральской встрече Александр Григорьевич предложит Виктору Андреевичу некое новое сообщество Украины, Азербайджана и Беларуси, которое будет среди прочего заботиться о диверсификации поставок энергоносителей в РБ, то, скорее всего, стороны, выражаясь дипломатическим языком, «обменяются мнениями». Ведь несмотря на активизацию диалога по оси Ющенко — Лукашенко к концу 2006 года, глава украинского государства неоднократно заявлял о том, что он полностью разделяет выводы ОБСЕ и санкции ЕС относительно Беларуси. Поэтому создавать альянс с участием «последнего диктатора Европы», пускай потенциально выгодный в энергетическом плане, представляется Виктору Ющенко не столь уж радужной перспективой. Да и Ильхам Алиев с огромной долей скепсиса отнесся к идее Александра Лукашенко.
Однако совсем другое дело, если Александр Лукашенко решится выйти с предложением относительно возможной аффилиации Беларуси в состав регионального сообщества ГУАМ, где те же Украина и Азербайджан играют ведущие роли.
На первый взгляд, такая идея выглядит неестественно, о чем уже успели заявить ряд экспертов. Но это лишь на первый взгляд и при поверхностном рассмотрении. Поэтому я бы не стал столь категорично отметать данный вариант. Невзирая на то, какие цели будет преследовать каждая из договаривающихся сторон, такой сценарий развития ситуации вполне жизнеспособен.
При реализации этого сценария для Александра Лукашенко складываются благоприятно как внешнеполитическая конъюнктура в регионе, так и внутриполитические реалии в Украине и Азербайджане.
Попробуем рассмотреть возможные интересы в реализации этого сценария каждой из сторон.
Украина
На фоне непрекращающегося внутриполитического кризиса власти в Украине, где основной разлом проходит по линии президент — премьер-министр, действующий президент Украины стремительно теряет и свою влиятельность, и народную популярность. Недавнее принятие Верховной Радой закона «О Кабинете министров Украины» путем преодоления вето главы государства фактически лишает президента его немногочисленных полномочий, отведя ему роль стороннего наблюдателя. Поэтому Виктору Ющенко для восстановления баланса сил и влияния внутри страны необходимо одержать ряд побед на внешних рубежах.
Как главный интегратор Украины в ЕС и НАТО, президент Ющенко вряд ли сможет похвастаться реальными достижениями. Их просто нет. Масла в огонь может еще подлить и всенародный референдум по вопросу вступления в НАТО. По данным различных социологических опросов, сейчас общественная поддержка евроатлантического вектора в Украине колеблется возле отметки 40%. Таким образом, если всё же будет принято решение о проведении плебисцита в 2007 году, проект украинского членства в Североатлантическом альянсе будет полностью и безнадежно провален.
Вряд ли поможет Виктору Ющенко и долгожданное вступление Украины во Всемирную торговую организацию, которое может стать реальностью уже в 2007 году. Лавры интеграции в ВТО достанутся премьер-министру Виктору Януковичу, поскольку фактически его правительство и коалиционное большинство в парламенте завершило необходимые для вступления организационные и процессуальные моменты.
Кроме того, несмотря на то, что одним из главных достижений украинского внешнеполитического ведомства в 2006 году принято считать активизацию деятельности комиссии Ющенко — Путин, более искренние симпатии Кремля к несостоявшемуся президенту образца 2004 года, а ныне премьер-министру Виктору Януковичу, не вызывают никаких сомнений.
Методом исключения приходим к выводу, что в распоряжении Виктора Ющенко остаются региональные украинские инициативы ОДЭС-ГУАМ, которые на данном этапе дальше совместных деклараций не продвинулись. Слишком уж разные государства и интересы, которые они отстаивают.
Поэтому Ющенко прекрасно понимает, что, во-первых, гиперактивный Александр Лукашенко способен пробудить от спячки эту аморфную структуру, сплотить разнородные части организма, а во-вторых, поддержать увядающий рейтинг украинского президента.
Кроме всего возможен «бонус» для Украины — закрытие всех хронических вопросов в двусторонних отношениях, от демаркации украинско-белорусской границы до погашения украинских долговых обязательств.
Азербайджан и Грузия
Новогодний подарок от России получил и Азербайджан в виде цены на газ в 235 долларов за тыс. куб. метров. Пришлось в экстренном порядке переориентировать газопотребляющие предприятия на мазут собственного производства.
Кроме того, этот шаг Газпрома еще раз убедил руководство страны в правильности решения сосредоточиться на западном направлении транспортировки азербайджанской нефти, где главным стратегическим партнером будет Грузия. В энергетическом формате ГУАМ немаловажным является тот факт, что именно через Грузию потенциально могут транспортироваться азербайджанские энергоносители в Украину и, соответственно, в Беларусь.
Естественно, что на данный момент преобладающая часть нефти будет поступать в ЕС по трубопроводу «Баку — Тбилиси — Джейхан», который, по оценкам специалистов, в 2007 году выйдет на мощность в 50 млн. тонн в год. Однако в перспективе, с увеличением объемов добываемой нефти в Азербайджане как международными компаниями, так и государственными, востребованность грузинских портов будет стремительно возрастать.
Это в большей мере актуально, учитывая информацию о том, что Азербайджан планирует восстановить снабжение нефти по трубопроводу «Баку — Супса», который находился на реконструкции, в то время как по трубопроводу «Баку — Новороссийск» транспортировка нефти в РФ может в скором времени прекратиться.
Кроме того, сейчас в Баку рассматривается вопрос о купле азербайджанской государственной нефтедобывающей компанией нефтяного терминала в грузинском порту Кулеви. По оценкам экспертов, уже весной текущего года Азербайджан может начать перевалку нефти, которая прибывает в Кулеви по железной дороге. В перспективе через терминал возможно отправлять танкерами до 35 млн. тонн нефти. Вполне возможно, чтобы часть этой нефти отгружалась в Одессу.
Поэтому грузинская поддержка в вопросе построения альтернативных энергетических маршрутов очень необходима. К тому же, учитывая «теплые» отношения президента Грузии Михаила Саакашвили с президентом РФ Владимиром Путиным, пребывание Беларуси в энергетических схемах и в ГУАМ особых нареканий не вызовет. Ибо, как говорится, враг моего врага…
США и Европейский Союз
Высока вероятность того, что США и ЕС согласятся на расширение курируемого ими проекта за счет «недемократичной» Беларуси. Тем более что политика изоляции не приносит плоды в виде демократизации государства, а скорее наоборот — заставляет режим еще больше защищать свои интересы в ущерб правам и свободам человека.
Вовлекая Беларусь в орбиту своих интересов, США могут таким образом наказать Россию за критику американских действий в Ираке, милитаристских планов относительно Ирана, за поддержку «антиамериканиста» Уго Чавеса и т. д. Список обид можно еще продолжать.
Тем более номинальный повод есть. Еще в апреле 2005-го в США Джордж Буш и Виктор Ющенко подписали совместное заявление «Повестка нового века для украинско-американского стратегического партнерства», которое, в частности, содержит обязательство «поддерживать продвижение свободы в таких странах, как Беларусь и Куба». А чем членство в ГУАМ не метод продвижения?
Европейский Союз, в свою очередь, легитимацией пребывания Беларуси в ГУАМ может решить для себя несколько задач.
Во-первых, энергетическую. Каспийская нефть, поступающая по коридору Азербайджан — Грузия — Украина (Одесса — Броды), и светлые нефтепродукты белорусского производства могут стать реальной альтернативой российским, что архиактуально в условиях утраты доверия к России как энергетическому партнеру.
Во-вторых, политическую. Появится возможность требовать от руководства Беларуси определенных демократических преобразований в стране, а не просто выступать с заявлениями и пугать санкциями. К примеру, на днях МИД Германии выступил с заявлением, осуждающим белорусские власти за недемократичность местных выборов. К сожалению, эффективность этого заявления равна нулю, как, впрочем, и всех предыдущих.
Кроме того, это позволит адаптировать определенный унифицированный подход стран ЕС к построению отношений с Беларусью, поскольку сейчас единства взглядов в этом вопросе не наблюдается. Например, в то время как Франция и Германия являются апологетами жесткой политики санкций, некоторые новые члены Евросоюза не решаются прибегнуть к решительным действиям, учитывая высокую экономическую взаимосвязанность.
Беларусь как бенефициар
Все эти интересы и мотивы осознает и сам великий белорусский комбинатор. Тут лишь возникает сакраментальный вопрос: насколько он готов дистанцироваться от Кремля не на словах, а на деле? Ведь такой геополитический размен может оказаться далеко не равнозначным. Присоединение к странам ГУАМ, что само по себе еще под большим вопросом, еще не означает автоматического запуска энергетических схем, в то время как российские экономические санкции вполне реально и быстро могут спровоцировать досрочную смену элит в Беларуси.
Тут уж точно пригодятся навыки гроссмейстера экстра-класса при решении этой весьма занимательной шахматной партии.
В целом при реализации этого сценария Александром Лукашенко на переговорах во время запланированной февральской встречи возможен положительный эффект для Беларуси в вопросе энергетической и политической диверсификации со всеми вытекающими из этого последствиями.
А там, как говорится, поживем — увидим.