Тот, кто любит хорошую колбасу и хорошую политику, не должен видеть, как делается и то и другое.
Бисмарк
Существует мнение, что в жизни каждого человека рано или поздно наступает момент, когда любая бумага приобретает статус ценной. Так происходит не только с бумагой: с определенной периодичностью каждый из нас чувствует себя в прямом смысле драгоценным. Речь идет о времени, предшествующем выборам, когда известные люди, политические партии и некоторые другие общественные силы тратят немалые ресурсы, чтобы заручиться нашей личной симпатией. А каждый из нас пробует себя в роли эксперта по стратегическому анализу, решая, на какую политическую силу сделать ставку сегодня, чтобы как можно меньше испортить себе жизнь завтра. Так кому же верить?
Как нами манипулируют
Пережить избирательную кампанию трудно и кандидатам, и нам, избирателям. На наши головы выливается масса противоречивой информации, и при помощи современных предвыборных технологий нас в одно мгновение могут разубедить в незыблемых истинах и убедить в сомнительных. Иными словами, в предвыборную пору мы сами себе не хозяева, т. к. предельно управляемы.
Вы сами можете оценить свою внушаемость при помощи простого теста. Как вы обычно выбираете для себя и своей семьи зубную пасту? Пользуетесь той, которую чаще всего видите в рекламе, или все-таки провели самостоятельное исследование рынка средств, предназначенных для чистки полости рта?
С кандидатами в депутаты дело обстоит так же, как и с зубной пастой. Либо вы пускаете дело на самотек — и автоматически попадаете под действие элементарного психологического закона: наиболее знакомое становится наиболее приятным. Тогда вы, скорее всего, проголосуете за того кандидата, который лучше других провел культивацию электорального поля: забрасывал избирательный округ листовками, активно встречался с избирателями, а если это ситуация парламентских и особенно президентских выборов — чаще других появлялся в СМИ и преподносился как самый достойный. Либо вы решаетесь на специальную работу по выбору лучшей зубной пасты и лучшего кандидата: перестаете получать информацию от СМИ (или не обращаете внимания на материалы, так или иначе касающиеся темы выборов) и ищете альтернативные источники информации, например осведомленных друзей.
В принципе, вся политическая реклама однотипна, в агитационных материалах, как правило, представлен джентльменский набор кандидата: открытый взгляд, улыбка или, как на плакатах Милинкевича — открытая ладонь (выглядело как «Хао, бледнолицый!»), а также приятные для всех лозунги — справедливость, правопорядок, снижение налогов, развитие социальной сферы и прочие «мир — народам». При очных дебатах кандидаты обычно говорят практически одно и то же, но здесь есть одна закономерность: кандидаты «pro» хвалят систему, кандидаты «contra» обычно хором ругают режим. Поэтому избирателям лучше ориентироваться не на слова, а на личность человека.
Показательным примером манипуляции избирателями являются многочисленные заявления оппозиции, что в ходе нынешней электоральной битвы власть мешает им вести агитационную кампанию, причем по сравнению с предыдущими выборами всё стало намного хуже. Используются красочные метафоры: «в Минске избирательная кампания сорвана», выборы — это «барьерный бег по пересеченной местности», «везде завалы из проблем и искусственных запретов», «подготовим обращение с разъяснением ситуации и призывом к избирателям бойкотировать фарс в столице» и прочие литературные перлы.
Но еще больше нами манипулировали во время последних президентских выборов. Телевизионные выступления двух альтернативных кандидатов явили собой просто чудо в телеэфире, чего Беларусь не видела лет десять. Чего стоит только демонстрация тех или иных печатных органов и книг с экранов ТВ (этакий букинистический эксгибиционизм), ставшая просто хитом той избирательной кампании. Перед нами потрясали то увесистой пачкой газет, имевших проблемы с печатью и распространением на территории страны, то некоторыми книгами, а одну газету кандидат Козулин вообще разорвал пополам. Сюда же можно отнести его фамильярный вопрос, заданный главе государства: «Где деньги, Саша?».
Также любопытен сюжет из программы «Наши новости», посвященный одному мероприятию, проходившему в ЦИК в день регистрации кандидатов на пост президента. Из репортажа следовало, что «руководители инициативных групп трех кандидатов в президенты опоздали на мероприятие, и только руководитель инициативной группы Александра Лукашенко пришел туда вовремя». Далее была показана председатель ЦИК Беларуси Лидия Ермошина, заявившая следующее: «Самое противное в мужике — это мелочность и занудство. Кандидат в президенты, если он мужчина, должен быть сначала мужчиной, а потом — всё остальное».
На самом деле этими словами г-жа Ермошина прокомментировала прозвучавшее в тот день замечание кандидата Козулина, в котором он напомнил, что по Избирательному кодексу с момента регистрации кандидаты освобождаются от исполнения своих служебных обязанностей. Все, кроме президента, баллотирующегося на второй срок. А раз Александр Лукашенко баллотируется на третий срок, он должен уйти в отпуск.
Этот телевизионный репортаж был чистой воды манипуляцией.
Что же делать в этом случае? Во время просмотра ТВ лучше вообще отключить звук телевизора — мимика и жесты скажут о соискателе то, что он пытается скрыть. Если кандидат говорит о любви к народу, совершая при этом резкие движения — есть повод задуматься. Этот совет можно применить и ко встречам с кандидатами — тогда просто на некоторое время представьте себе, что вы видите его, но не слышите.
Одним из самых популярных у нас вариантов манипуляций является принижение одними кандидатами достоинств других кандидатов. Собственно это то, что кандидаты от оппозиции делают уже несколько выборов подряд. Например, в общественном сознании прочно засел штамп «кандидат, назначенный властью». В избирательном округе, где доминируют протестные настроения, навешивание подобного ярлыка может серьезно помешать действующему депутату переизбраться. Нередко власть поступает так же. В середине января Лукашенко заявил, что власть «чуть ли не подписи собирает» за альтернативных кандидатов на пост президента.
Безусловно, в наши дни «очернение» конкурента является некорректным приемом ведения политической борьбы. Однако и бесхребетное «Все кандидаты хорошие, а я — еще лучше» тоже не выход. Именно под таким лозунгом вел свою кампанию на пост мэра города Москвы в 1999 году Павел Бородин, тогдашний управделами президента России. Как бойко пошутил тогда журнал «Профиль», «Хороший Павел — это не профессия». Выборы Пал Палыч тогда проиграл, хотя и по совсем иным причинам.
Перед избирателями, которые решили сознательно подойти к выборам, поставлена очень сложная задача: собрать о кандидате объективную информацию. Но таковой практически нет. Здесь можно посоветовать обратиться к сети Интернет и старым подшивкам газет, чтобы хоть как-то освежить «подвиги» того или иного кандидата. Удивительно, но у людей очень короткая память. Наверное, во многом благодаря этому многие акторы политического поля (например ранее работавшие в правительстве или имевшие депутатские мандаты и проявившие себя далеко не с лучшей стороны) остаются таковыми до сих пор.
Личный контакт
Существует закономерность: чем порядочнее и профессиональнее кандидат, тем труднее делать ему рекламу. Он не улыбается там, где задумано по «рекламному сюжету», не позирует рядом с сомнительными авторитетами (попсовыми певцами например), не участвует в нужных светских мероприятиях, запрещает выливать грязь на конкурентов, отвечает на вопросы избирателей не словами специально написанной для него предвыборной программы, а так, как думает на самом деле. Он слишком дорожит своей личной и деловой репутацией, чтобы разменивать ее на победу на выборах.
Если же претендент хочет стать депутатом во что бы то ни стало, с ним можно делать всё — он готов как пластилин отдаться в руки имиджмейкеров. У него получаются замечательные фотографии, он держит улыбку и открытую позу в кадре, подписывает выверенные спичрайтерами воззвания к избирателям, строго выдерживает расписание встреч, фотосессий, съемок, пресс-конференций, с легкостью идет на любые трюки вплоть до ложных покушений на самого себя.
А еще существует мнение, что, подобно некрасивым женщинам, плохих кандидатов не бывает. Бывает мало ресурсов. А при значительных материальных и временных ресурсах из любого человека можно сделать «проходного» кандидата на любой пост. Именно потому, что у большинства избирателей нет желания серьезно относиться к политике и выборам, им, по большому счету, всё равно. Единственное, что политтехнологи не могут, — это сделать из кандидата порядочного человека, профессионального политика и хорошего гражданина, готового радеть не только за личные, но и за общественные интересы.
Вообще, наиболее умные соискатели мандатов обычно не проходят, так как народу они непонятны. А избранными оказываются хотя и посредственные, зато близкие широкой общественности люди, что подтверждает известную поговорку: каждый народ стоит своего правительства.
Избирателям можно посоветовать следующее.
1. Смотрите не на обещания, а на реальные дела тех, кто претендует на ваш голос. Узнайте, что они конкретно сделали за последние пять лет.
2. Не верьте листовкам и публикациям в СМИ. Обязательно придите на личную встречу с кандидатом, загляните ему в глаза. Задайте вопрос, посмотрите, как он на него ответит. Так вы заглянете за тот фасад, который специально создают его политконсультанты, и лучше поймете, что за человек перед вами, стоит ли ему доверять.
3. Если кандидат способен ответить на все вопросы, собрать наказы избирателей, значит, у него, по крайней мере, есть организаторские способности и он сможет выстроить свою будущую работу, что немаловажно.
4. Остерегайтесь тех кандидатов, которые негативно отзываются о конкурентах. Это не просто грязный метод ведения политической борьбы, но, скорее всего, еще и мировоззрение человека, его образ мыслей и действий. Ведь если человеку уже некуда подниматься, то он опускает конкурентов, чтобы возвыситься на их фоне. Среди слепых и кривой король.
5. Делайте различия между политиком и должностным лицом. Самый главный козырь многих кандидатов в депутаты — это их должность. Если они теряют должность, то они теряют всё. Поэтому лучше отдайте свой голос за яркого человека, чем за должность.
6. Обязательно примите участие в выборах. Иначе вы не будете иметь морального права критиковать то, что будет делать местная власть в ближайшие четыре года. Ведь закон о защите прав потребителя на политическую сферу не распространяется и купленный товар у вас еще четыре года назад никто не примет.
Доверьтесь интуиции
Итак, перед нами старая житейская головоломка, которую каждый человек решает много раз в день: какому продавцу, клиенту, заказчику, политику стоит доверять и в какой степени. Есть много книг о том, как вывести собеседника на чистую воду. Основная идея такова: обращайте внимание не на то, что человек вам сообщат, а на то, как он это делает. Короче говоря, на невербальные моменты общения: тембр и интонацию голоса, жесты, мимику, позу, которые очень трудно полностью взять под сознательный контроль.
Именно эти нюансы улавливает наша интуиция. Мы всегда ощущаем, когда человек напряжен, неестественен, говорит не то, что думает. Понять, что собеседник лжет, можно по следующим признакам: его руки скрещены на груди, пальцы сжаты в кулак, он избегает прямого визуального контакта — отводит глаза преимущественно вверх и вправо, иногда прикрывает рот ладонью, теребит усы, нос, мочку уха, речь его суетлива, тембр голоса неестественный. Человек говорит одно, а его тело — совсем обратное. Если человек, опустив глаза и скрестив на груди руки, рассказывает о своей честности и неподкупности, вы вряд ли ему поверите. И не потому, что прочитали много книг по психологии, а на основании своей интуиции, которая на бессознательном уровне систематизировала ваш жизненный опыт.
На этой неделе нам предстоит избрать депутатов местных Советов. Найдите время и подумайте, за кого голосовать. Вы выбираете все-таки не плюшку к утреннему кофе — хотя и не спутника на всю жизнь. Как говорил российский литератор Эдуард Севрус, «часто человека подстерегает неудача не в случае ошибочного выбора, а при отказе от возможности его сделать». Отсюда последний совет: «Всё уже украдено до нас», — говорили герои одного бессмертного фильма. В ближайшее воскресенье постарайтесь прогнать эту мысль.