Малый и средний бизнес в Беларуси играет определенную роль в социально-экономическом развитии страны. Однако, как общая численность МСП (и индивидуальных предпринимателей), так и их доля в ВВП, розничном товарообороте и численности занятых продолжает оставаться незначительной и, что хуже всего, практически не изменяется на протяжении последних пяти лет.
Без помощи правительства и парламента частный бизнес Беларуси так и останется преимущественно малым, а не средним, без «запаса прочности» и, соответственно, подверженным рискам разорения в случае значительного открытия экономики (например, для российского капитала). Кроме того, слабая динамика в открытии новых фирм и низкое число МСП на 1 тыс. жителей страны (не только по стандартам стран с рыночной экономикой, но и по сравнению со странами-соседями по СНГ) приводят к низкой конкуренции среди МСП внутри страны. Это, в свою очередь, приводит к высоким ценам для потребителей, недостаточным качеству продукции МСП и динамике их инновационной и инвестиционной активности.
Многочисленные исследования регуляторной среды показывают, что на протяжении ряда лет наиболее актуальные для развития бизнеса проблемы остаются теми же: высокие налоги, непрозрачная и дорогостоящая система выдачи разрешений, многочисленные проверки и неадекватные наказаниям штрафы, большой документооборот, регулирование цен. Последнее особенно актуально, так как среднестатистическому МСП одинаково сложно как поднять цены больше установленного уровня (0,6% в месяц), так и понизить их в рамках какой-либо распродажи и скидок.
При этом, как показало последнее исследование Исследовательского центра ИПМ, проведенного совместно с их польскими коллегами (CASE — Центр социально-экономических исследований, Варшава), во всех проанализированных сферах, определяющих бизнес-среду для частных малых и средних предприятий, предпринимателям мешают схожие группы факторов:*
1. Несовершенство законодательства – его сложность, противоречивость и нестабильность, что затрудняет, а подчас и делает невозможным выполнение его требований.
2. Зарегулированность — крайне детализированное и жесткое регулирование всех сфер функционирования предприятия, не дающее возможность выбирать эффективные стратегии и тактику поведения предприятия.
3. Высокие издержки разного рода, как материальные (финансовые издержки на уплату налогов, штрафов, сборов, поборов, взяток, оплату труда работников, обслуживающих контрольно-отчетно-разрешительные требования и т. п.), так и нематериальные (время и усилия, потраченные на выполнение требований закона и административных органов), формальные и неформальные.
4. Недостаточный доступ к информации и низкий уровень компетенции самих работников, занятых в контрольно-отчетных органах госуправления, что не дает возможность уследить за всем многообразием и изменчивостью правил и требований, касающихся функционирования предприятий или во время получить верную и актуальную информацию.
Кроме того, предприниматели часто указывали на неравенство условий хозяйствования по сравнению с государственным сектором и на многочисленные случаи административного вмешательства при беззащитности перед лицом органов госуправления.
При этом следует отметить, что такой «зажим» частного предпринимательства является крайне неэффективным инструментом экономической политики.
Во-первых, он ведет к установлению крайне неблагоприятного бизнес-климата, создающего многочисленные барьеры для развития предпринимательства. Это приводит к огромным издержкам ведения бизнеса, отвлечению ресурсов, которые могли бы быть направлены на его развитие, препятствует внедрению эффективных бизнес-стратегий. Все это ограничивает конкурентоспособность МСП, мешая развиваться одним предприятиям, а других заставляя сворачивать свою деятельность. Таким образом, задача резкого увеличения доли малого и среднего бизнеса в белорусской экономике в нынешних условиях представляется трудноисполнимой.
Во-вторых, весь комплекс регламентаций, приказов и запретов действует неэффективно в чисто оперативном плане — он просто в массе своей не выполняется предприятиями, как по причине физической невыполнимости, так и в связи с тем, что ведет к издержкам, ставящим под сомнение подчас даже саму целесообразность и возможность дальнейшего функционирования предприятия. По нашим оценкам, следовать всем требованиям регуляторной среды пытается всего лишь каждое пятое предприятие. Остальные выбирают различные формы противодействия — активные и пассивные, действующие в рамках правового поля и неформальные.
В-третьих, сложность и зарегулированность бизнес-среды, а также административный произвол не способствуют формированию у предпринимателей уважительного отношения к институтам государства, законопослушания, стремления «играть по правилам». Напротив, они скорее воспитывают своего рода экономическое диссидентство, правовой нигилизм, стремление обходить запреты и ограничения, способствуют восприятию государства как чужеродной и враждебной силы. В результате может сформироваться «институциональная ловушка», когда эффективность усилий государства по улучшению бизнес-климата (если они будут предприняты) может оказаться значительно ниже из-за того, что предприниматели не захотят быстро менять свое поведение и ментальные установки, выработанные в искаженной институциональной среде, оставаясь во власти деструктивных стереотипов.
В-четвертых, действующая регуляторная среда формирует негативный имидж страны и ее бизнес-климата. В результате Беларусь имеет низкие объемы привлечения прямых иностранных инвестиций.
Когда интересы бизнеса и государства расходятся, это вредно не только для бизнеса, но и для государства.
Для того чтобы найти выход из создавшегося положения, следует также выделить основные факторы, «ответственные» за сформировавшуюся неблагоприятную бизнес-среду.
Во-первых, это экономическая политика на государственном уровне, ориентированная на «ручное управление» основными экономическими процессам, для которой частное предпринимательство является де-факто чужеродным элементом.
Во-вторых, это низкое качество законодательной базы — слишком сложной, нестабильной и противоречивой, что является как следствием экономической политики, стремящейся «за всем уследить», так и отсутствия профессионализма в подготовке законов. В-третьих, это политика многих местных органов власти, с недоверием относящихся к частному бизнесу и видящих в нем зачастую лишь источник материальных и нематериальных ресурсов.
В-четвертых, определенную роль играет и поведение самих предпринимателей, как закрепляющее дисфункциональность экономических отношений в стране (сразу оговоримся, что это не столько их вина, сколь их беда), так и то, что они зачастую не используют всех возможностей для повышения своей защищенности от неблагоприятных факторов бизнес-среды и обеспечения развития своего бизнеса.
Амбиционные планы правительства по росту доли сектора МСП в ВВП и занятости могут быть реализованы при условии проведения последовательной политики по упрощению регуляторной среды для функционирования МСП. В целях реального развития и помощи предпринимателям в первую очередь, надо ликвидировать два основных вида барьеров для развития частного предпринимательства — идеологический и административно-правовой. Необходимы изменение отношения к предпринимательству и ликвидация системных противоречий и конфликтов на линии предприниматель — государство. Предприниматели на деле, а не на словах должны превратиться из потенциальных преступников в один из столпов развития страны. Необходимы также кардинальные изменения в правовой базе — упрощение законодательства, снятие многочисленных ограничений, что позволит превратить предпринимательство в силу, способствующую повышению эффективности функционирования народного хозяйства.
Кроме того, по образцу наиболее развитых стран с рыночной экономикой, в Беларуси следует внедрять активные формы поддержки предпринимательства. Лесферизм (за который зачастую в настоящий момент выступают белорусские предприниматели по принципу «лучшая форма поддержки — не мешать») представляется подходом явно недостаточным. Безусловно, что последствия от снижения регуляторного бремени станут заметны уже в краткосрочной перспективе. Однако в более длительной перспективе предприниматели будут испытывать нарастающие трудности в связи с появлением новых вызовов.
Дело в том, что Беларусь — в значительной степени открытая экономика, т. е. подверженная международной конкурентной борьбе. По мере исчерпания факторов развития, проистекающих в основном из благоприятных условий торговли для Беларуси с соседними странами, отечественные производители начнут утрачивать свои конкурентные преимущества. Причем поддержка отечественного предпринимателя должна означать не протекционизм, а меры, направленные на повышение инновационной конкурентоспособности малого и среднего бизнеса на внутреннем и внешних рынках. Основные направления такой поддержки охватывают, в частности, систему повышения квалификации менеджеров и работников предприятий, передачи новых технологий, обеспечение заемными финансовыми ресурсами, поддержку сетей инноваций, лучших практик и т. п.
* Более подробно см. http://research.by/rus/surveys/