Беларусь готовится к техническим переговорам с РФ о строительстве второй АЭС, о чем сообщил 31 марта министр энергетики Беларуси Денис Мороз. Лукашенко обсуждал тему строительства второй АЭС в Беларуси в ходе официального визита в РФ 13–14 марта 2025 г. На переговорах с Путиным 13 марта попросил построить в Беларуси вторую АЭС из-за растущего спроса на электричество за счет увеличения электромобилей, майнинга и перевода жилья на электроотопление.
В Беларуси создана рабочая группа по оценке возможности строительства второй АЭС. Рассматривается возможность строительства второй АЭС или третьего энергоблока, с учетом прогнозов потребления электроэнергии к 2040 г. и развития промышленности. По оценкам Минэнерго, в Беларуси планируется рост электропотребления в 2025 г. до 44 млрд кВт.ч, к 2030 г — до 47 млрд кВт.ч.
Изучаюся две площадки для второй АЭС — Островецкая, где расположена БелАЭС, и Краснополянская площадкуа в Могилевской области. Ранее Лукашенко заявлял, что склоняется к Краснополянской площадке: чтобы АЭС были и на востоке, и на западе страны.
С профицитом атомной генерации справились
В Беларуси решение о строительстве БелАЭС принималось в 2008 г. на основе прогноза потребления электроэнергии в странах Балтии, Польше и других странах Европы. В то время экспорт электроэнергии на европейский рынок беларусские власти рассматривали как приоритет. Еще в 2019 г Беларусь экспортировала через Литву в европейские страны, а также в Украину около 2,4 млрд кВт. ч электроэнергии. Но из-за войны в Украине Беларусь потеряла и европейский, и украинский рынки сбыта.
Первый энергоблок БелАЭС был запущен в ноябре 2020 г., принят в промышленную эксплуатацию в июне 2021 г., второй введен в эксплуатацию 1 ноября 2023 г. БелАЭС ежегодно будет производить 18,543 млрд кВт.ч электроэнергии в год, что позволит удовлетворить более 40% внутренних потребностей страны и замещать около 4,5-5 млрд куб. м. природного газа в год.
Чиновники понимали, что атомная генерация в отсутствие экспорта электроэнергии создаст серьезные риски для энергосистемы страны. Поэтому в Беларуси были приняты меры по стимулированию внутреннего потребления электроэнергии, которые включали стимулирующие тарифы, модернизацию электросетевой инфраструктуры, электрификацию жилищного фонда, а также развитие электротранспорта.
Беларусские власти стремятся по максимуму стимулировать электропотребление в быту, но сделать это сложно из-за технических ограничений. Электросети имеют недостаточную пропускную способность. Нужно модернизировать 5,7 тыс. км. электросетей в более чем 1,5 тыс. населенных пунктах, Стоимость их реконструкции составляет 1,5 млрд руб. При этом госбюджет готов выделить лишь 500 млн руб., остальные деньги должны вложить профильные организации и граждане.
Тем не менее, беларусские власти уверены, что благодаря принятым мерам по стиулированию внутреннего спроса проблем со сбытом электроэнергии после запуска БелАЭС удалось избежать.
Согласно прогнозу Министерства энергетики, потребление электроэнергии в Беларуси в 2022 г. ожидалось на уровне на уровне 42,821 млрд кВт.ч, в 2023 г — на уровне 43,219 млрд кВт.ч, в 2024 г — 43,429 млрд кВт.ч, в 2025 г — 44,337 млрд кВт.ч.
Отметим, что в 2021 г. потребление электроэнергии в Беларуси составило 40,308 млрд кВт.ч, в 2022 г. оно снизилось на 4,31% до 38,572 млрд кВт.ч. В 2023 г. потребление электроэнергии увеличилось на 6,6% по сравнению с 2022 г до 41,1 млрд кВт.ч, при этом 28,5% от общего объема генерации было обеспечено за счет БелАЭС. В 2024 г. потребление электроэнергии увеличилось на 5,12% к уровню 2023 г до 43,221 млрд кВт.ч.
В 2023 г. два блока БелАЭС выработали 11,734 млрд кВт.ч электроэнергии, а в 2024 г. — 15,693 млрд кВт.ч. При этом в 2024 г. БелАЭС из-за ремонтов не работала около 1,5-2 месяцев. При этом доля БелАЭС в объеме генерации электроэнергии выросла в 2024 г. на 8,6 п. п. к уровню 2023 г. до 39,6%.
Отметим, что в Беларуси импорт природного газа из РФ в 2024 г. остался на уровне 2023 г. — около 17 млрд куб. м. (до запуска БелАЭС импорт российского газа колебался в пределах 19-20 млрд куб. м.).
По оценкам Минэнерго, в Беларуси планируется дальнейший рост электропотребления: в 2025 г. — до 44 млрд кВт.ч, к 2030 г. — до 47 млрд кВт.ч.
Все зависит от воли Москвы
Видимо, эти тенденции, а также возможности развивать майнинг и в перспективе — экспорт электроэнергии на Восток вдохновили официальный Минск на строительство второй АЭС. Однако не все так радужно с амбициозными планами официального Минска.
Посол Беларуси в РФ Дмитрий Крутой в июне 2024 г откровенно сказал, что строительство второй АЭС в Беларуси будет зависеть от согласования с РФ объемов электроэнергии. «У Российской Федерации есть свои мощности, есть свои инвестиционные планы, есть свои расчеты по объемам потребления электроэнергии. Здесь комплексная тонкая работа, ее сейчас ведут эксперты. Здесь даже вопрос ни в инвестиционных ресурсах, ни в площадке, ни в оборудовании. Вопрос в правильных пропорциях, чтобы не ошибиться с объемами рынка», — сказал Крутой.
Россия — энергопрофицитная страна, переизбыток мощностей составляет около 20 ГВт. То есть, РФ не нуждаются в беларусских поставках. Российские компании неоднократно высказывали опасения, что после запуска объединенного рынка свободные поставки энергии из стран с более низкими ценами (предролагается, что запуска в эксплуатацию БелАЭС именно таким государством станет Беларусь) могут лишить их части собственного рынка.
Видимо, этим продиктована сдержанная реакция заместителя министра энергетики РФ Павла Сниккарса относительно строительства второй АЭС в Беларуси. «Мы сдержанно и с осторожностью относимся к этой инициативе (строительства второй атомной станции в Беларуси — ред.)», — сказал Сниккарс в Минске во время Беларусского энергетического и экологического форума-2023.
По его словам, целесообразность строительства в Беларуси второй АЭС требует оценки и с точки зрения типа и размера станции, и с точки зрения наличия потребителей ее энергии. Как было сказано, задачи «просто что-то построить, чтобы оно просто стояло, нет».
Осторожность профильного российского министра обусловлена, возможно, также вероятными рисками для российской энергосистемы в случае, если по политическим соображениям беларусской электроэнергии откроют зеленый свет для экспорта в РФ.
Заманчивые перспективы для беларусской электроэнергии
В то же время, очевидно, что мощности БелАЭС и сейчас хватит не только на обеспечение электроэнергией самой Беларуси, но и для поставки ее в соседние регионы России. А если будет построена вторая АЭС, то Беларусь станет второй в Евразийском экономическом союзе после России по объемам экспорта электроэнергии в постсоветское зарубежье.
«Реализуемое объединение электроэнергетических систем РФ и Беларуси потенциально обеспечивает — по крайней мере географически — подключение других стран ЕАЭС и Ирана к союзной энергосистеме. Тем более что формируется электроэнергетический коридор Россия–Закавказье–Иран, состыкованный действующими электросетями через РФ и Иран со странами Центральной Азии», — отмечается в статье, которую публикует портал «Евразия. Эксперт».
Беларусские чиновники уверены, что в условиях общего электроэнергетического рынка с РФ у беларусской энергосистемы есть серьезные конкурентные преимущества, ибо она эффективнее российской. Ранее они заявляли, что после ввода БелАЭС себестоимость электроэнергии в Беларуси будет значительно ниже, чем в России, поскольку беларусская электроэнеретика самая эффективная на постсоветском пространстве. А это значит, что Беларусь можно рассчитывать на поставки своей электроэнергии в РФ, а в перспективе — на рынок Евразийского экономического союза и далее в восточном направлении.
Следует отметить, что сейчас Россия также готова экспортировать свою электроэнергию в трех южных направлениях. Отказ закупок российской электроэнергии западными странами подстегнул в РФ развитие других направлений экспорта электричества. В частности, южное — в планах связать линиями передач энергии соседние страны на Кавказе, Средней Азии и не только.
Готовится техническое обоснование энерговетки из России в Иран через территорию Азербайджана. Многолетние переговоры по этому вопросу завершились в конце июля 2024 г. Север Ирана остро нуждается в электроэнергии, и республике удобно закупать ее у северного соседа, чтобы не привязываться к своим газовым месторождениям на юге. Задачу упрощает тот момент, что энергосистемы Азербайджана и России интегрированы между собой. Остается только решить вопрос подключения к общей системе Ирана, построив станции для обеспечения необходимого количества передачи энергии.
Второе направление энергии на Иран пройдет через Грузию и Армению. Плюс этого направления в том, что Армения синхронизирована энергосистемой с Ираном, что значительно облегчает задачу транзитной передачи электричества через Грузию и Армению. Останется решить некоторые вопросы технического и политического характера между странами. Кроме Ирана, в качестве рынка экспорта электроэнергии рассматриваются Казахстан и Киргизия. В случае удачной реализации этих проектов открывается перспектива соединения с энергосистемой России не только ближайших стран, но и Туркмении и северного Афганистана.
Можно предположить, что беларусские власти со своим планом строительства второй АЭС попытаются подключиться к этим проектам, используя РФ как страну-транзитера или через своп-поставки.
Главный бонус для Минска — отсрочка российского кредита
Официальный Минск рассчитывает, что проект строительства второй АЭС позволит решить две важные задачи — обеспечить в перспективе экспорт дополнительной генерации в восточном направлении и, главное, — в очередной раз отсрочить выплату российского кредита за атомную новостройку.
Напомним, Беларусь в ноябре 2011 г. подписали межправительственное соглашение о предоставлении Минску государственного экспортного кредита в размере до 10 млрд долл. на строительство атомной электростанции из двух энергоблоков. По оценке госкорпорации «Росатом», общий объем использования кредита составит около 5,36 млрд долл. Россия неоднократно продляла для Минска выплату кредита, а также корректировала его условия.
В июле 2020 г период использования кредита продлили на два года — до конца 2022 г., а дату начала погашения основного долга перенесли на 1 апреля 2023 г. Кроме того, смешанная процентная ставка по кредиту тогда была заменена на фиксированную ставку в размере 3,3% годовых. В марте 2023 г. стороны подписали новый протокол, который продлил эти сроки еще на год — на апрель 2024 г. Кредит будет погашаться российским рублями вместо долларов США. Кроме того, ставка по кредиту стала фиксированной и снижена до 3,3%. Период погашения кредита — 15 лет. Расчетная окупаемость проекта БелАЭС составит 12,7 года с даты ввода второго энергоблока в эксплуатацию.
Пока о погашении кредита беларусской стороной ничего не известно. Между тем, основной статьей расходов, связанных со строительством БелАЭС, являются проценты по кредиту, которые, несмотря на достигнутые договоренности по снижению процентной ставки и отсрочке платежей, могут составлять от 200 до 345 млн долл. в год.
Похоже, что беларусские власти заявляют о возможности строительства второй АЭС или новых энергоблоков в ожидании новых преференциальных условий доступа на российский рынок и далее в ЕАЭС, на Восток, а также отсрочки выплаты кредита. Ранее Лукашенко откровенно заявлял, где взять деньги на строительство новой АЭС, — использовать остатки кредита, который Москва дала на строительство БелАЭС.