В январе текущего года отчиталось по базовым макроэкономическим показателям, подчеркнув, что успешно реализовало «мобилизационный план» по обеспечению роста. В преддверии предстоящих президентских выборов-2025 трудно было вообразить какой-то менее оптимистичный рапорт. Ближайшие перспективы экономический регулятор Беларуси оценивает еще более позитивно, проецируя текущие тенденции в будущее: задание по росту в 2025 году — 4,1%. Международные эксперты, напротив, прогнозируют вполне заметное замедление роста.
Прирост номинального ВВП Беларуси за 2024 год по предварительным данным Белстата составил 104% при задании 103,8%, отрапортовал премьер-министр Роман Головченко. Реальный ВВП (значения его правительством, как правило, не называются) — с учетом индекса дефлятора порядка 109% — сжался предположительно до 95%.
Несмотря на «внешнее проинфляционное давление» и рост доходов населения инфляция составила 5,2% и, таким образом, не превысила спущенный сверху ограничитель в 6%. Тем не менее указанное значение инфляции достаточно высокое с точки зрения обеспечения роста: как говорят экономисты, дайте мне инфляцию — и я нарисую вам рост ВВП.
Еще один важный, помимо ВВП и инфляции показатель качественного роста экономики — инвестиции — увеличились согласно официальным данным на 8%, что на 1 процентный пункт выше, чем год назад. Структура инвестиций якобы улучшилась, большая их часть направлена в оборудование и технологии, прирост вложений по этой категории превысил 40%.
Наконец, реальные располагаемые доходы населения выросли на 9,5%, реальная заработная плата — на 12%. По итогам января-ноября 2024 года ее уровень составил свыше BYN 2200.
«Эти четыре показателя выполнены и перевыполнены, — заключил Головченко и добавил: „Один показатель, скорее всего, будет недовыполнен, речь идет об экспорте“. Экспортная статистика пока рассчитана только за 11 месяцев, когда прирост составил 3,8%. В случае сохранения темпов в декабре годовой объем экспорта должен достичь USD 50 млрд USD. Главу правительства между тем настораживает тенденция увеличения дефицита внешнеторгового баланса, которую он связал с опережающим ростом цен на сырье и материалы с сравнении с готовой продукцией.
Эксперты сходятся во мнении, что приведенные выше показатели были достигнуты главным образом за счёт мягкой экономической политики государства (обратная сторона которой — рост отрицательного сальдо), а также благодаря росту российской экономики. По оценкам Всемирного банка, рост российского ВВП в минувшем году составил 3,4%, замедлившись по сравнению с 3,6% в 2023 году. ВБ прогнозирует последующее замедление роста: 2025 году ВВП РФ предположительно вырастет на 1,6%, в 2026 году — на 1,1%
Еще один важнейший фактор роста — увеличившийся внутренний спрос, потребление домохозяйств. Парадоксальным фактором этому способствовали беларусы, уехавшие за рубеж, что обусловило дефицит трудовых ресурсов. С последним обстоятельством, в свою очередь, связан рост реальных зарплат, которые в сравнении с довоенным периодом выросли почти на 25%. Наконец, рост зарплат — на фоне инфляционных ожиданий — обернулся не увеличением накоплений, а потребительским бумом (который дополнительно подстегивался мягкой политикой Нацбанка).
Ближайшие перспективы экономический регулятор Беларуси оценивает позитивно, проецируя текущие тенденции в будущее: задание по росту в 2025 году — 4,1%. Многие независимые экономисты, напротив, прогнозируют замедление роста, который, собственно, фиксируется начиная со второй половины года. По мнению Дмитрия Крука, беларуская экономка достигла пика восстановительного роста.
В конце минувшего года активизировались сдерживающие факторы и ограничители. Во-первых, это постепенное охлаждение российского рынка, что неизбежно скажется на потребительском спросе в России и Беларуси. Во-вторых, существенной проблемой становится ухудшение баланса внешней торговли, так как Беларусь не имеет устойчивых реальных источников, чтобы закрыть дефицит. В-третьих, политика искусственного обуздания инфляции ничего хорошего в перспективе не даст, особенно с учетом роста цен в России — исключительно важном экономическом партнере Беларуси.
Аналитики Всемирного банка прогнозируют, что в 2025-м году беларуская экономика замедлится до 1,2%, а в 2026-м — до 0,8%. Отметим, что эти оценки на 0,5 и 0,3 п. п. выше, чем осенние — с учетом успешных макроэкономических показателей прошлого года.