В каком эмоциональном состоянии находится общество, сторонники перемен через четыре года после выборов 2020? Может ли что-то измениться накануне или в процессе президентской кампании 2025 года? Есть ли какие — то шансы для мобилизации общества в период выборов?
Беларусь в настоящее время не является свободным государством и провести исследование о настроениях в обществе не представляется возможным. Именно поэтому данная экспертиза не будет основана на реальных мнениях и социальных опросах, а на гипотезах.
Четыре года назад, в ыавгусте 2020 года Лукашенко сфальсифицировал президентские выборы. Акт фальсификации вызвал мощную волну протестов на всей территории страны. Важную роль в этих протестах играли эмоции. Эмоции протестующих во многом влияли на ход протеста, его формы и продолжительность. Окончание протестов сопровождалось эмоциями страха и ужаса от репрессий против его участников.
Как изменилась общая политическая ситуация в Беларуси с 2020 до 2024?
Президентские выборы 2020 года ознаменовали собой начало глубокого политического кризиса, а протестное движение вызвало значительные изменения в политической ситуации в Беларуси, послужив триггером для увеличения террора и репрессий со стороны режима Лукашенко.
В период с 2021-2024 власти Беларуси не меняют стратегию по подавлению протестных настроений в беларуском обществе. Все это время внутри Беларуси продолжаются аресты и задержания за участие в протестах. Административные дела превращаются в уголовные, а сутки ареста — в года в колонии. И уровень репрессий, к сожалению, не снижается. Каждую неделю приходят данные о новых признанных политзаключенных. И отсутствует информация о лидерах оппозиции, находящихся в изоляции в тюрьме.
Параллельно с этим усиливается международная изоляция страны. В ответ на нарушение прав человека и подавление протестов, страны ЕС и США ввели санкции против беларуского режима, при этом Россия — наоборот — открывает новые возможности для углубления интеграции в рамках Союзного государства. Экономическая и политическая зависимость Беларуси от Москвы стала ещё более выраженной. Это привело к возможности наступления российской армии с границ Беларуси.
Предполагаемое эмоциональное состояние беларусов и реакция на президентские выборы-2025
Очень сложно оценивать реальные настроения в обществе. Беларусы травмированы происходящими репрессиями и продолжающейся войной. При этом беларуская пропаганда не устает повторять о возможных атаках на Беларусь со стороны стран ЕС.
Тема войны вызывает моральный и психологический дискомфорт для многих людей и ассоциируется с эмоцией страха. Многие белорусы испытывают страх и тревогу, наблюдая за страданиями украинцев, пострадавших от войны, и за равнодушием россиян. Это усиливает их личные переживания и страх перед возможными аналогичными событиями в их стране.
Тема войны может стать поводом для ещё большего ужесточения репрессий внутри страны. Под предлогом сохранения независимости и усиления безопасности могут быть введены новые ограничения, усилен контроль над гражданами. Например, режим Лукашенко использует машину репрессий против антивоенно настроенных граждан, происходят аресты беларусов за донаты ВСУ.
В беларусском обществе также присутствуют эмоции разочарования и апатии, которые стали реакцией на завершение протестов и укрепление власти в руках Лукашенко. Постоянное подавление оппозиции и отсутствие реальной политической конкуренции вызывает у людей ощущение бессмысленности любых попыток изменить ситуацию. А репрессии только укрепляют позиции режима.
Постоянные репрессии и страх перед государственными структурами могут привести к эмоциональной усталости и апатии, когда люди будут бояться выражать своё мнение или просто потеряют интерес к политическим процессам. Из реальных примеров: боязнь или нежелание использования национальных символов беларусами, уже уехавшими из страны, а также проявление апатии у ранее активных беларусов в эмиграции. Также встречаются случаи, когда у некоторых людей бело-красно-белый флаг и символы протеста начинают ассоциироваться с болью, насилием и репрессиями.
Репрессии играют ключевую роль в демобилизации общества в Беларуси, подавляя активное сопротивление, устраняя лидеров и разобщая гражданское общество. Они служат мощным инструментом демобилизации общества, снижая уровень политической активности и подавляя любое проявление сопротивления. Создание атмосферы страха и уничтожение структур гражданского общества превращают общество в пассивного наблюдателя, что позволяет властям сохранять контроль и стабильность режима.
Таким образом, репрессии в Беларуси стали ключевым механизмом сохранения власти и контроля над обществом. Протестные настроения практически невозможны во время президентской компании 2025 года и призывы к ним также не будут пользоваться популярностью. Беларуское общество находится в состоянии стагнации, эмоциональное состояние и общие настроения показывают отсутствие какой-либо политической активности. Самый вероятный прогноз из выше перечисленного — выборы пройдут «по плану Лукашенко», но с совершенно низкой явкой.