С вами, как и прежде, — бродячие интеллектуалы в поисках смысла жизни. Как всегда, отвечаем на три основные вопроса. Что это? Почему это важно? Как с этим быть? Максим Жбанков и Андрей Лаврухин в новой программе SmallTalk / SmartTalk. Наша новая тема: тихие умники. Можно назвать ее иначе — смерть интеллектуала.
Политические активисты и представители репрессивных структур сегодня стали главными ньюсмейкерами. Впечатление такое, что именно они формируют повестку. Кажется, что не хватает умных содержательных авторов — ярких колумнистов, серьезных полемистов. Куда они все делись? Почему их не видно? Вопрос, возможно, состоит и в том, а были ли они? Не исключено, что мы переоценивали тех, кого считали умниками и интеллектуалами: контекст за последние несколько лет радикально изменился, и они оказались такими же беспомощными, как и все остальные.
Вероятно, мы говорим об интеллектуалах прежнего призыва, которые были заточены на другое время и другие обстоятельства — на время политическое стабильности и бесперспективности. На времена условного консенсуса с властью, которая смотрела сквозь пальцы на их мелкие шалости. Искусство легкого лавирования, внутренней хореографии, тихого диссидентства, мягкой партизанщины, — все эти тактики работали до 2020 года, пока режим не сошел с ума. Затем началась совсем иная игра, а мы туда пришли прежними — разлива 1998 года — и оказались неуместными при новом раскладе. И этот расклад означает ситуацию новой несвободы, где есть та же зависимость — но уже не от режима, а от других правил игры, от корпоративных договоренностей, от деловых и политических альянсов. И начинается новая фильтрация, символизирующая прежнюю степень несвободного вещания. И получается так, что из страны Лукашенко мы прибыли в страну пост-Лукашенко…