Власти Беларуси, похоже, сами загнали отечественную промышленность на российском рынке в положение цугцванга. Пытаясь застолбить освободившиеся там ниши, в 2022–2023 годах они ориентировали беларуских производителей на максимальный прирост объемов экспорта. Любыми путями — по демпинговым ценам в ущерб финансовым показателям и даже качеству продукции.
Периодически вспыхивающие автобусы «МАЗ» и участившиеся рекламации на другие товары в итоге превратились в тот барьер, который теперь начал тормозить экспорт. Имидж беларуских производителей и их продукции подорван. Чем пользуются конкуренты, теснящие их в некогда считавшимися монопольными для беларусов нишах вроде тракторной.
Демпинг для вала
Согласно недавно опубликованным годовым отчетам, практически все крупнейшие дочерние компании, принадлежащие беларуским государственным предприятиям в России, по итогам прошлого года нарастили продажи. В топ-20 таких девятнадцать. В пятерку лидеров вошли сбытовые подразделения БелАЗа, Белорусского металлургического завода, МАЗа, «Горизонта» и концерна «Белнефтехим». В случаях с некоторыми из них выручка выросла в более чем четыре (Агрокомбинат «Дзержинский», «Белоруснефть-Сибирь») и три раза («МАЗ-Рус»).
При этом ровно половина из топ-20 крупнейших экспортеров по итогам прошлого года потеряла в прибыльности. В их числе оказались оба торговых дома БМЗ, четыре из 5 сбытовых структур Минского тракторного завода, собирающий гомельские комбайны «Брянсксельмаш», дочки Минского молочного завода № 1 и Белорусской цементной компании. Торговый дом «Пинскдрев» вообще завершил 2023-й год с убытком.
Дистрибьюторы-резиденты понесли потери прибыли в российских рублях, поэтому списать их на курсовую разницу невозможно. Речь идет очевидно о демпинговых ценах, которые применяла значительная часть поставщиков для обеспечения вала по указаниям сверху. Вал в итоге получился, но прибыль у многих резко пошла вниз.
Качественные издержки роста
Демпинговые цены стали возможны, в том числе, благодаря «импортозамещению». Вынуждено (из-за прекращения поставок с Запада) или на патриотическом подъеме (согласно спущенным сверху директивам) многие производители перешли на использование отечественных материалов и комплектации. Это сказалось на качестве конечной продукции, которая заметно упала. Есть вопросы по сервисному обслуживанию поставленной техники.
В итоге российские потребители все чаще предпочитают товары китайских и прочих дружественных производителей. Это, например, наблюдается на рынке грузовых автомобилей и тракторов. В том числе из-за этого, доля беларуских грузовиков в российском импорте сократилась до минимальных за десятилетие 6%, а тракторов — до 10,5%. Китайский Haier, построивший завод в Набережных Челнах, и турецкий Arcelik, выкупивший российские активы Whirlpool и Indesit, фактически отправили в нокаут беларуский «Атлант». Продажи минского «Атланта» за последний год сократились в России более чем в два раза.
Японский ориентир
Проблема снижающегося качества беларуских товаров, поставляющихся в Россию, на прошлой неделе была обсуждена на совещании у Александра Лукашенко. Вынос этого вопроса на него говорит, что она более серьезнее, чем участившиеся информационные заметки СМИ о пылающих по всей России автобусах МАЗ.
«Если будем бездумно гнаться за минимальной ценой, потеряем не только качество конечной продукции, но и производства собственной компонентной базы», — отметил он на мероприятии, на котором присутствовало несколько сотен представителей промышленной элиты страны.
«Значит, надо брать исключительным качеством продукции и обеспечением необходимого для потребителя сервиса. Мы должны выйти примерно на японский уровень качества. Задача — закрепиться и увеличить долю рынка», — обратился Лукашенко к собравшимся.
«В Год качества (да и всегда) производимая продукция должна быть на высочайшем уровне. И никак иначе. Это не прихоть, а суровая жизненная необходимость. Вопрос будущего страны и народа. Наша продукция должна быть качественной по всем характеристикам и параметрам», — потребовал от Министерства промышленности и директоров Александр Лукашенко.
За отсутствие вала — наказание
Но, при этом, от вала власти не могут и не хотят отказаться.
Буквально за несколько недель до совещания у Лукашенко, посол Беларуси в России и по совместительству глава Межведомственной рабочей группы по осуществлению мониторинга ситуации с поставками в Россию Дмитрий Крутой предложил ввести наказания в отношении тех производителей, которые отстают от плановых темпов роста экспорта белорусских товаров на российский рынок.
«Объясняйте по конкретным предприятиям, которые допустили такое невыполнение, и сразу предлагайте меры, которые будем выносить потом, наверное, на уровень правительства», — отметил один из фаворитов и рупоров Лукашенко.
Сам посол отвел для себя роль наказывать коллег по рабочей группе. От них «ждет предложений по наказанию в первую очередь маркетинговых служб, замов по маркетингу конкретных предприятий».
Полный цугцванг, как говорится.