Строительство БелАЭС после неоднократного переноса сроков завершилось в прошлом году: первый энергоблок станции был принят в промышленную эксплуатацию в июне 2021 года, а второй — 1 ноября 2023 г., и теперь БелАЭС, как утверждают в Минэнерго Беларуси, работает с полной загрузкой.
Ранее профильные чиновники заявляли, что ввод БелАЭС позволит снизить валютную нагрузку на бюджет страны на USD 500-550 млн в год, поскольку Беларусь снизит импорт российского газа на 4,5 млрд куб. м. в год с 20 млрд куб. м.
Но импорт газа существенно не снизился
По данным Минэнерго, БелАЭС на 25 февраля 2024 г два блока станции выработали 25,4 млрд кВт.ч электроэнергии, что, как отметил министр энергетики Беларуси Виктор Каранкевич, позволило заместить 6,7 млрд куб. м. природного газа.
Цена на российский газ для Беларуси в последние годы не меняется — в 2023 г она была сохранена на уровне 2022 г., в 2024 г. — на уровне 2023 г. — USD 128,5 за 1 тыс. куб. м., Кроме того, в связи с западными санкциями Беларусь с 1 апреля 2022 г. оплачивает поставки российского газа не в долларах, а в российских рублях, что в сложившейся ситуации выгодно для беларусской экономики.
Однако пока не слишком заметно, чтобы Беларусь существенно снизила импорт российского газа. В 2022 г. это снижение составило всего 1,6% по сравнению с 2021 г. до 18,7 млрд куб. м. Ожидалось, что в 2023 году в связи с запуском БелАЭС потребление природного газа снизится до 16,7 млрд куб. м. Реально цифра оказалась выше — 17 млрд куб. м. При этом министр энергетики Беларуси Виктор Каранкевич отмечал, что снижение импорта в первую очередь связано с работой БелАЭС, но также на это повлияли мероприятия по энергосбережению и вовлечение в энергобаланс местных видов топлива.
Тем не менее, очевидно, что Беларусь даже после запуска двух блоков БелАЭС остается крупнейшим потребителем российского газа. Поэтому цена этого ресурса для беларусской экономики по-прежнему имеет ключевое значение, — даже при том, что Беларусь покупает в РФ газ по самой низкой цене среди всех стран-импортеров российского газа.
Еще одно обстоятельство. Официально заявляется о том, что Беларусь стремится снизить энергозависимость от РФ, в первую очередь от импорта газа, за счет строительства БелАЭС.
«Если до недавнего времени в стране более 90% электрической и тепловой энергии вырабатывалось на импортируемом природном газе, то за счет ввода БелАЭС мы рассчитываем выйти на 65%, то есть снизить долю углеводородного топлива в производстве энергии», — отметил недавно заместитель директора Департамента по ядерной энергетике — начальник управления организации эксплуатации АЭС и обращения с радиоактивными отходами Министерства энергетики Беларуси Николай Михайлов.
Однако на практике, напротив, реализуется политика по увеличению потребления природного газа. На это нацелена программа по газификации.
Беларусские чиновники часто хвастаются тем, что Беларусь является одной из самых газифицированных стран в мире. Только в 2023 году в Беларуси построили и ввели в эксплуатацию около 1 тыс. км газопроводов различных категорий, газифицировали природным газом около 13 тыс. квартир и домовладений. В результате уровень газификации квартир природным газом в стране повысился в 2023 г. на 1,4 п. п. к уровню 2022 г. до 83,4%.
В то же время логика беларусских властей понятна: если сегодня в РФ можно покупать самый дешевый газ, почему бы этим не воспользоваться? Тем более, что власти рассчитывают в ближайшей перспективе выторговать у РФ еще более низкие цены на газ — близкие к внутренним российским ценам.
Власти стремятся стимулировать внутренний спрос на электроэнергию
Власти Беларуси на этапе принятия решения о строительстве БелАЭС объем потребления электроэнергии к 2020 г. оценивали на уровне 47 млрд кВт.ч.
Немного позже стало ясно, что этот прогноз абсолютно нереален, и цифры подкорректировали. В соответствии с новыми программными документами, потребление электроэнергии в Беларуси в 2021 г. ожидалось на уровне 41,289 млрд кВт.ч, в 2022 г. — 42,821 млрд кВт.ч, в 2023 г. — 43,219 млрд кВт.ч, в 2024 г. — 43,429 млрд кВт.ч, в 2025 г. — 44,337 млрд кВт.ч.
Однако на практике новый прогноз также не оправдался. В Беларуси потребление электроэнергии в 2023 г. увеличилось на 2,5 млрд кВт.ч в сравнении с 2022 г. до 41,1 млрд кВт.ч. Чиновники отмечают, что этот рост обеспечили и промышленность, и население (благодаря, прежде всего, стимулирующим мерам).
При этом, как отмечает в Минэнерго, в 2023 г. за счет выработки БелАЭС обеспечено 28,5% от общего объема потребления электроэнергии. Ранее заявлялось, что после ввода двух блоков БелАЭС на полную мощность станция ежегодно будет генерировать порядка 18 млрд. кВт.ч, что обеспечит более 40% внутренних потребностей страны в электроэнергии и позволит замещать около 4,5-5 млрд куб. м. импортируемого природного газа в год.
Следует иметь в виду, что потребление электроэнергии увеличила сама энергосистема за счет использования электрокотлов — с их помощью беларусская энергосистема замещает природный газ, на котором работают беларусские ТЭЦ и ГРЭС. По 2023 г данных пока нет, в то же время в 2021 г. энергосистема за счет электрокотлов увеличила потребление на 600 млн кВт.ч.
Отметим, что в Беларуси в рамках интеграции БелАЭС в энергосистему электрокотлы введены на 20 энергообъектах Их суммарная мощность составляет 916 МВт. Ожидается, что в перспективе они будут потреблять порядка 1,7 млрд кВт.ч электроэнергии.
Генеральный директор БелАЭС Сергей Бобович недавно отметил, что оба блока станции практически всегда работают на максимуме. По его словам, в 2024 г. БелАЭС выработает свыше 16 млрд кВт.ч электроэнергии (а не 18 млрд кВт.ч, как заявлялось ранее), и вся электроэнергия будет потребляться внутри страны.
Получается, что БелАЭС потенциально создает ситуацию перепроизводства электроэнергии в стране, при этом ее экспорта пока нет, а внутренний спрос всю генерацию востребовать не может.
Логично предположить, что в сложившейся ситуации беларусским энергетикам придется ограничивать выработку электроэнергии уже действующими энергоисточниками.
Сейчас в энергосистеме Беларуси есть энергоблоки, которые работают по полвека, однако многие из них были модернизированы, в том числе за счет кредитов. Ранее в «Белэнерго» отмечали, что после запуска БелАЭС демонтировать оборудование действующих ТЭС и ГРЭС в Беларуси не будут. И поясняли, почему.
Дело в том, что блоки БелАЭС необходимо останавливать примерно раз в год, чтобы перегрузить ядерное топливо или перенести стержни из одной зоны в другую для обеспечения равномерного использования топлива, «Если один энергоблок находится на перегрузке, а второй внепланово остановится, то 2400 МВт атомной станции нужно будет чем-то заместить. И это не сделают пиково-резервные источники, с этим справится только силовое оборудование электростанций, которое будет по-прежнему эксплуатироваться в энергосистеме», — подчеркивали в «Белэнерго».
К примеру, ранее сообщалось, что оборудование Лукомльской ГРЭС (восемь тепловых блоков, работающих на газе, по 300 МВт каждый, ПГУ-427 МВт) частично переведут в холодный и горячий режим функционирования в качестве резервной мощности для атомной электростанции.
Отметим, что в рамках интеграции БелАЭС в энергосистему страны необходимо ввести в эксплуатацию 800 МВт пиково-резервных мощностей и 836 МВт мощностей на электрокотлах. Резерв мощности необходим, чтобы ликвидировать дисбаланс производства и потребления электроэнергии после запуска БелАЭС. По оценкам Минэнерго Беларуси, интеграция БелАЭС в энергосистему страны потребует около USD 700 млн.
Очевидно, что новая ситуация после ввода БелАЭС приведет к ухудшению экономики областных энергообъединений. Ведь с вводом в эксплуатацию БелАЭС придется изменить не только режимы их работы, но также и объемы производства электроэнергии. Следовательно, снизятся и доходы областных энергосистем. Таким образом, можно предположить, что в режиме полной загрузки БелАЭС действующим ГРЭС и ТЭС в новых условиях может потребоваться существенная государственная поддержка. Однако публично эта ситуация не комментируется.
Что уже очевидно после ввода БелАЭС, так это потеря валютной выручки от экспорта электроэнергии, на что был расчет на старте запуска атомного проекта. Раньше через Литву и в Украину экспортировала около 2,4 млрд кВт.ч электроэнергии.
При этом во избежание серьезных проблем для энергосистемы после запуска двух блоков БелАЭС власти стремятся максимально стимулировать внутренний спрос на электроэнергию.
Правительство еще несколько лет назад разработало комплекс мер по увеличению промышленностью потребления электроэнергии до 2025 г. Документ включает178 инвестпроектов на ведущих беларусских предприятиях. Это проекты по электрификации участков железных дорог в Беларуси, а также все ключевые проекты предприятий Минпрома и других профильных министерств и ведомств. Расчет на то, что за счет этого промышленность увеличит потребление электроэнергии на 2,796 млрд кВт.ч в год.
Кроме того, правительство еще в 2020 г. предприняло меры по стимулированию использования электроэнергии населением для бытового потребления — отопления и горячего водоснабжения. Эти меры включают компенсацию части стоимости работ по электроснабжению жилья за счет средств местных бюджетов.
Стимулы частично работают. По данным Минэнерго, с 2019 г. по 2023 г. поступило около 103 тысяч обращений граждан на выдачу технических условий для использования электрической энергии для целей отопления. За этот период удовлетворено 89% заявок. В 2023 г. обратилось 25 тысяч граждан, удовлетворено 95% заявок. Удовлетворить все заявки не позволяет устаревшая сетевая инфраструктура.
Ранее министр энергетики Виктор Каранкевич отмечал, что в Беларуси для удовлетворения спроса населения на электроэнергию планируют к 2025 г. увеличить объем реконструкции электросетей в два раза. Пока же в 2024 г. намечено увеличить объем строительства и модернизации электросетей на 25% в сравнении с 2023 г. до 3 тыс. км.
Отсрочка российского кредита — пока это главная коммерческая выгода
Раньше беларусские чиновники заявляли, что запуск БелАЭС позволит существенно удешевить стоимость электроэнергии для предприятий. Назывались цифры до 30% от действующего тарифа. Сейчас таких заявлений не слышно. В Минэнерго ранее поясняли, что оценкой стоимости электроэнергии в Беларуси после ввода в эксплуатацию БелАЭС занимается специально созданная межведомственная комиссия, которая изучает влияние различных факторов на конечный результат.
Как отмечали в Минэнерго, себестоимость электроэнергии в Беларуси составляет около BYN 0,16 за 1 кВт.ч, и после запуска БелАЭС электроэнергия в энергосистеме страны «не должна быть дороже».
Чиновники приводили следующие аргументы: если стоимость органического топлива в себестоимости выработки электроэнергии на классических станциях составляет от 60% до 80%, то стоимость ядерного топлива в себестоимости выработки электроэнергии на АЭС с учетом его последующей переработки и хранения — около 20%. По тепловым электростанциям затраты на топливо составляют около 75–80% в себестоимости производства электрической энергии. По БелАЭС доля затрат на ядерное топливо в себестоимости электроэнергии составит около 12%.
Однако пока о существенном снижении цена на электроэнергии для предприятий не сообщалось. Отметим, что на себестоимость выработки электроэнергии в беларусской энергосистеме влияет много факторов и в первую очередь — по-прежнему цена импортируемого российского природного газа, даже несмотря на запуск БелАЭС. Как видим, существенно снизить импорт российского газа беларусским властям пока не удалось.
А что удалось, так это отсрочить выплату российского кредита на амбициозную новостройку.
Напомним, Беларусь в ноябре 2011 г подписали межправительственное соглашение о предоставлении Минску государственного экспортного кредита в размере до USD USD 10 млрд на строительство атомной электростанции из двух энергоблоков. По оценке госкорпорации «Росатом», общий объем использования кредита составит около USD 5,36 млрд.
Ранее Беларусь уже получала отсрочку по погашению основного долга по кредиту — в июле 2020 г. Тогда период использования кредита продлили на два года — до конца 2022 г., а дату начала погашения основного долга перенесли на 1 апреля 2023 г. Кроме того, смешанная процентная ставка по кредиту тогда была заменена на фиксированную ставку в размере 3,3% годовых. В марте 2023 г. стороны подписали новый протокол, который продлевает эти сроки еще на год — на апрель 2024 г.
Отсрочка выплаты российского кредита на строительство БелАЭС — пока это главное достижение беларусских властей, которое в том числе пока позволяет более-менее комфортно интегрировать станцию в энергосистему страны и стимулировать внутренний спрос на электроэнергию при отсутствии экспорта.