Аналитики международной перестраховочной компании Coface в опубликованной по итогам IV-го квартала 2023 года оценке страновых бизнес-рисков Global Country Risk Map пока оставили Беларусь в группе 28 стран с очень высокой вероятностью корпоративных дефолтов (D). Но, учитывая, какими темпами ухудшается финансовое положение беларуских предприятий, имеются все шансы, что Беларусь в ближайшее время может сделать шаг в последнюю extreme-группу (E). И оказаться на уровне составляющих ее Кубы, Гаити, Венесуэлы, Ливии, Судана, Зимбабве, Ирана и Ирака.
От высокого до очень высокого риска
До середины 2022 года Беларусь продолжительное время находилась в группе С — с высоким риском корпоративных дефолтов. Но из-за роста кредитных рисков, на который в первую очередь повлияла война в Украине, была отнесена в более низкий сегмент D. Тогда же в него, минуя несколько уровней, была переведена и Россия.
Всего в текущий момент «коллегами» Беларуси и России по этой группе на Global Country Risk Map являются еще 26 стран.
Среди них, например, есть Украина, Туркменистан и Таджикистан. Присутствуют в этой группе на основании анализа макроэкономических, финансовых и политических данных такие достаточно крупные мировые экономики как Пакистан и Аргентина. Также это некоторые представители Азии (Ливан, Мьянма, Шри-Ланка, Лаос и Восточный Тимор) и 13 государств Африки (Мали, ЦАР, Буркина-Фасо, ДР Конго и др.). От Латинской Америки кроме Аргентины оценка с очень высокими рисками дефолтов дана Боливии, Суринаму, Никарагуа и Сальвадору.
Ряд стран, включая КНДР и Йемен, эксперты Coface оставили вне рамок исследования.
Двигаемся в extreme-сегмент?
Внешние факторы (новые санкции, их ужесточение, усиление конкуренции на российском рынке и приток оттуда капиталов на «свой» рынок) и в не меньшей степени внутренние (искусственное регулирование цен и давление на бизнес) заметно ухудшили финансовое положение беларуских предприятий в 2023 году.
Согласно данным Национального статистического комитета Беларуси, при увеличении совокупной выручки рентабельность продаж за 2023 год уменьшилась с 8,6% до 7%. В промышленности падение было еще более существенным — с 10,6% до 8,8%. Отметим, что по итогам 2022 года по обоим этим показателям наблюдался рост: 0,3 процентных пункта в целом, и 0,9 — в промышленности.
На 13,9% (до 14,5 млрд рублей) сократилась за прошлый год совокупная чистая прибыль субъектов хозяйствования Беларуси. Наибольшие потери по этому показателю в течение года понесли транспортные организации.
В 2022-м совокупная чистая прибыль беларуских компаний, кстати, тоже уменьшалась. Но только на 1,8% к предыдущему году.
На фоне уменьшения прибыльности резко увеличилась закредитованность субъектов хозяйствования.
За год она выросла на 16,8% — до 80,3 млрд рублей. Причем, просроченная задолженность прибавила на 15% и составила свыше, 9,7 млрд рублей. Пятую часть в ней занимали просроченные платежи перед внешними партнерами. Удельный вес просроченной задолженности в общей массе кредиторки составил 12,1%.
Дебиторской задолженности у беларуских предприятий по итогам года было меньше, чем кредиторской. И наращивалась она меньшими темпами. За 2023 год сумма дебиторки выросла на 9,4% (до около 67 млрд рублей). Просроченная в ней составляла 13,4% или около 9 млрд рублей. За год она увеличилась на 7,8%.
Что новый год им несет
Усиление конкуренции на российском рынке, который с некоторых пор стал чуть ли не безальтернативным для большинства белорусских производителей, по всей видимости, стало причиной прекращения уменьшения складских запасов в IV-м квартале 2023 года. И причиной обвала рентабельности продаж. В декабре 2023 года этот показатель составил всего 4,3% в целом и 4,4% — в промышленности, уменьшившись по сравнению с аналогичным периодом прошлого года почти в два раза.
На проблемы со сбытом указывает и то, что в декабре прошлого года беларуские предприятия ушли в чистый убыток. Он составил 1,3 млрд рублей, аккумулировала его в первую очередь промышленность.
Наряду с возросшей конкуренцией на внешней дуге, чтобы замедлить инфляционные процессы в конце 2023- начале 2024 года правительство еще больше ужесточило ценовой контроль на внутреннем рынке. Это замедлило инфляцию. И, по всей видимости, ради этой цели оно готово пожертвовать финансовым положением отечественных предприятий и подготовить возможную «отправку» страны в компанию к Гаити и Зимбабве.