Система образования Беларуси последовательно самоизолируется от научного сообщества развитых стран мира и международных программ финансовой поддержки. В то же время ручей беларуского образования во все возрастающей степени вливается в океан российского культурно-образовательного пространства.

Александр Лукашенко в очередной раз поставил задачу навести порядок в сфере высшего образования. На совещании 13 февраля он констатировал: власти уже разобрались с организацией вступительной кампании в ВУЗы и со школьным образованием. Теперь приоритет — к 1 сентября «встряхнуть» вузы. И вот почему.

Во-первых, по-прежнему остро стоит тема качества высшего образования. По данным Лукашенко, «чуть ли не половина студентов» сегодня недовольна уровнем знаний. Во-вторых, существует диспропорция на рынке труда. «Подготовка непрофильных специалистов, низкая закрепляемость на первом рабочем месте, уход из профессии — это непозволительная роскошь для государства», — резюмировал политик. Наконец, необходимо минимизировать или вообще заблокировать академическую миграцию — утечку студентов (абитуриентов) за рубеж. Конечно, они все могут вернуться, но, по выражению Лукашенко, «с совершенно перевернутым сознанием».

Ранее Лукашенко уже предлагал одиозные «новации» в сфере образования. Например, требование к студентам отрабатывать по принудительному распределению увеличенный срок (7 лет для «целевиков», 5 лет для всех остальных), либо выплачивать полную стоимость обучения. По сути, речь идет о введении «академического крепостного права» с барщиной («кабальной» отработкой) и оброком (возмещением государству средств, потраченных на образование даже теми, кто учился на платной основе).

Параллельно беларуский и российский Минобры строят «академический железный занавес» — разве что Москва чуть отстает в синхронности. В конце декабря 2023 года Владимир Путин подписал закон, который обязывает устраивать образование в России на основе традиционных духовно-нравственных ценностей и избавляет его от необходимости интегрироваться с системами образования других государств. Это, разумеется, не касается Беларуси, с которой уже ведется работа в плане интеграции дисциплин гуманитарного плана.

Так, например, беларуские и российские власти договорились создать единый учебник по истории для школьников и студентов. Планируется создать комиссию по истории, которая решит, как правильно трактовать «спорные» вопросы истории Российской империи, СССР и постсоветской эпохи. Согласно проведенным DW опросом, большинство историков полагают, что в итоге будет пересмотрена вся история Беларуси, школьникам и студентам придется переучиваться заново.

Единый учебник по истории России и Беларуси уже используется в беларуских школах. По словам ректора Могилевского госуниверситета Дениса Дука, учебник был разработан учеными двух стран совместно, его использование в школьной программе носит рекомендованный, а не обязательный характер.