25 февраля завершилась первая избирательная кампания после 2020 года — «избраны» депутаты в Палату представителей и местные советы депутатов. О результатах выборов беларуский ЦИК отчитался оперативно. По местам рассажены все 110 депутатов парламента, а также 12,5 тыс. представителей в местных советах.
Предварительно режим Лукашенко, отмечают эксперты «Беларусь в фокусе», устранил все потенциальные предпосылки для протестной мобилизации общества против фальсификации результатов голосования. Организаторы выборов запретили независимое наблюдение и минимизировали возможности для альтернативного подсчета голосов. Жесткими репрессиями стражи режима поспособствовали росту абсентеизма и деполитизации сторонников перемен, а также отсутствию кандидатов от оппозиционных политических организаций.
Выборы — при всем их формализме и театральности — остаются важным механизмом внутренней легитимации правящего класса. Так, управленческая вертикаль предприняла масштабные меры по принуждению избирателей к определенному электоральному поведению, отклонение от которого строго наказывалось. Обновленный подход к организации выборов включает в себя массовую явку, отсутствие конкуренции и высокий уровень досрочного голосования (досрочно приняли участие в выборах 41,71% граждан). Наибольшее внимание в навязывании авторитарной модели электорального поведения уделялось молодежи, военнослужащим и работникам бюджетной сферы.
Несмотря на отмену порога явки, правящий класс стремится продемонстрировать высокие цифры гражданского участия в голосовании. По данным ЦИК, общая явка по стране составила 73,09%. Такие показатели необходимы для пропагандистского обоснования избирательной легитимности. Также они должны навязать обществу ощущение, что большинство жителей страны поддерживают режим.
Высокая явка обеспечивалась пятидневным досрочным голосованием. Это значительно облегчило организаторам выборов выполнение «плановых показателей». При этом отследить реальное количество проголосовавших вряд ли возможно.
Охранители режима адаптировали репрессивные и пропагандистские меры для предотвращения цветной революции в результате «шокирующих» выборов (база опыта — 2020 год). Избирательный процесс стал полностью закрытым и непрозрачным для общества. Основная задача — не допустить утечки результатов голосования в публичное пространство, которая спровоцировала бы рост недовольства, а затем и протестов против фальсификаций. Власти запретили независимое наблюдение и альтернативный подсчет голосов, ввели демонстративное преследование избирателей: за фотографирование и вынос бюллетеней или другое нетипичное электоральное поведение.
Репрессиями и отсутствием оппозиционных кандидатов стражи режима стремились демотивировать оппонентов к участию в избирательной кампании.
Поэтому, по всей вероятности, правящий класс при проведении президентских выборов 2025 году заблокирует выдвижение оппозиционных кандидатов из-за страха возможной мобилизации сторонников перемен и повторения событий 2020 года. Одним из возможных сценариев может быть регистрация малоизвестного спарринг-партнера (-ов), который, тем не менее, может нести определенные угрозы в случае протестного голосования. Число досрочных голосований будет продолжать расти, а охранители режима продолжат репрессии, чтобы демотивировать оппонентов и укоренить среди них бойкотные настроения.