«Окно возможностей», которое после ухода западных компаний открылось на российском рынке для субъектов хозяйствования Беларуси, в равной степени распахнулось для бизнесов из других дружественных России государств. Прямых конкурентов беларусов во многих нишах масса. И конкуренция с ними, как демонстрирует текущая ситуация, оказывается, пожалуй, даже более жесткой нежели с ушедшими представителями западной цивилизации.
Падающий прирост
Как на этой неделе похвастал посол Беларуси в Российской Федерации Дмитрий Крутой, в 2023 году белорусский экспорт в Россию установил исторический рекорд. «Общий темп роста экспорта в Россию у нас 109,1%, историческая цифра USD 25 млрд», — рассказал дипломат на заседании межведомственной рабочей группы по осуществлению мониторинга ситуации с поставками в Россию. Без учета нефти, нефтепродуктов и калийных удобрений, по его словам, темп роста составил 107,9%.
При этом Дмитрий Крутой дипломатично обошел стороной факт, что общий темп роста поставок на российский рынок по сравнению с показателем предыдущего года замедлился и сократился почти в четыре раза. Для сравнения: в 2022-м к предыдущему периоду он вырастал на 41,2%, достигнув в денежном выражении объема в USD 22,8 млрд.
Азиатские конкуренты
В отличие от белорусских экспортеров поставщики из Китая, который, как и Беларусь, тоже стал одним из главных бенефициаров от ухода западных бизнесов из России, сделали все, чтобы улучшить этот показатель.
Согласно данным Главного таможенного управления КНР, экспорт китайских товаров на рынок России в 2023 году составил USD 110,97 млрд, увеличившись в течение года на 46,9%. В 2022-м году прирост китайского экспорта выглядел «скромнее» — +12,8% и USD 76,1 млрд в денежном выражении.
Как и Беларусь, по темпам «просела» Турция. По данным местной статистики, в 2022-м ее экспорт в Россию прирос на 43% и составил USD 9,34 млрд. В 2023-м, как недавно объявил президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган, прирост составил 16,9%. В случае с Турцией замедление обуславливается в первую очередь тем, что Стамбул прислушался к критике Запада и усилил контроль за транзитом через страну товаров из так называемого «параллельного импорта». Но в любом случае прирост экспорта Турции в Россию к 2022-му почти в два больше, чем у Беларуси.
Эти цифры могут свидетельствовать о том, что азиатские конкуренты быстрее, чем Беларусь используют открывшееся в России «окно возможностей».
При этом и Китай, и Турция по товарному ассортименту достаточно часто пересекаются с Беларусью. В перечень важнейших экспортных товаров Китая на российский рынок в 2023-м вошли, например, игрушки, обувь, транспортные средства. Турецкие поставщики конкурируют в России с беларускими на рынках сельскохозяйственной продукции и готовой одежды.
«На первых этапах могло сложиться впечатление, что на российском рынке открываются супербольшие возможности, и они действительно открылись. Но они открылись для всех дружественных России стран, и поэтому мы оказались даже, может, еще в большей конкуренции, чем раньше. Поэтому сегодня наши основные конкуренты на российском рынке — турецкие и китайские производители», — отметил усиление конкурентной борьбы министр экономики Юрий Чеботарь.
И Таиланд тоже
О том, кто и в каких нишах составляет теперь конкуренцию беларуским экспортерам в России, дает представление ежегодно составляемый российским Forbes Топ-50 крупнейших иностранных компаний.
В его версии за 2021 год фигурировала всего одна компания из стран, которые в России отнесены в разряд дружественных. Это — китайская телекоммуникационная корпорация Huawei Technologies.
В версии за 2022 год, в котором начался массовый исход западных бизнесов из России, в нем находилось уже 13 таких компаний: 6 — из Китая, 4 — из Турции, 2 беларуские и 1 таиландская.
Китайские автопроизводители (Chery Automobile, Great Wall Motor и Geely) всего за год полностью заместили Volkswagen, Renault, Toyota, Kia и другие ушедшие автомобильные бренды.
Китайские и турецкие концерны (BBK Electronics, Haier и Arcelik) были успешны в замене Samsung Electronics, LG Electronics и Robert Bosch.
Турецкий Hayat Holding развернулся в нишах, которые освободились после ухода с рынка Procter & Gamble и Henkel.
В топ-50 впервые оказались беларуские компании. Это — торговый дом одного из мировых лидеров в выпуске карьерных самосвалов «БелАЗ» и крупный производитель продовольствия ГК Santa.
Появление новых участников из Беларуси на российском рынке, конечно, понятно. Но за место и нишу в нем им приходится конкурировать с рвущимися на один из крупнейших мировых рынков мощными и агрессивными конгломератами из Китая, Турции, Индии, ОАЭ и других стран.
BBK Electronics, Haier и Arcelik уже опережают на нем «Горизонт» и «Атлант», таиландский продовольственный концерн CP Foods — «Серволюкс», а китайские SITRAK, Shacman, FAW и Howo сделали это в прошлом году с МАЗ.