Два азиатских технологических хаба, созданных пять лет назад в Казахстане и Узбекистане, в прошлом году практически синхронно опередили по числу резидентов своего старшего и старейшего почти на 20 лет «брата» — беларусский Парк высоких технологий. Данный факт символизирует смещение постсоветского центра IT-индустрии из находящихся под усиливающимся санкционным давлением Беларуси и России в направлении стран Центральной Азии.

Азиатские привесы и белорусский отток

Согласно данным с официальных сайтов казахстанского Astana Hub и узбекистанского IT Park, по состоянию на 1 января 2024 года первый из них объединял 1382 активные компании-резидента, а второй — 1650. Особенно впечатляет количественный рывок, которые совершили оба хаба в 2023 году. Первый прирос на 550 новых компаний, второй — на 767.

Что касается ПВТ, то в рассматриваемом периоде на его официальном сайте указывалось чуть более 1000 резидентов. Причем по 2023 году отток многократно превысил приток. Только число ликвидированных в прошлом году и начавших эту процедуру бывших резидентов ПВТ превысило 100 юридических лиц.

Экспортные рекорды и падения

Значительное прибавление в резидентах отразилось на качественных показателях деятельности азиатских IT-хабов.

Совокупный экспорт резидентов Astana Hub вырос за прошлый год на 84,3% и составил USD 282,4 млн. Ключевые заказчики услуг и продуктов компаний парка находятся в США, России, Мексике, Кипре, Сингапуре и Великобритании. Количество созданных рабочих мест превысило 25 тыс. человек. На этом фоне президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев поставил задачу увеличить к 2026 году объем IT-экспорта до USD 1 млрд и подготовить не менее 100 тыс. квалифицированных IT-специалистов.

За 11 месяцев 2023 года объемы экспорта резидентов IT Park вдвое превысили уровень 2022 года, составив USD 280 млн. Главными потребителями их продуктов и услуг стали клиенты в Северной Америке, ЕС, Великобритании, Сингапуре и странах Персидского залива. Как и в компаниях своего казахстанского собрата в резидентах IT Park трудоустроено около 25 тыс. человек.

А администрация ПВТ не спешит объявлять итоги 2023 года. Возможно, чтобы не привлекать к его проблемам лишнее внимание.

Деятельности ПВТ в апреле прошлого года было посвящено специальное совещание с участием Александра Лукашенко. На нем много говорилось о «новом импульсе развитию IT-отрасли» и о «нестандартном подходе» в дальнейшей деятельности ПВТ.

«Мы привыкли принимать подобные вызовы и достойно отвечать на них. Если не хотят нас видеть в одной части планеты, мы, естественно, идем в другую часть», — напутствовал чиновников глава государства. И тогда же Александр Лукашенко предупредил правительство и руководство ПВТ, что он ждет результата. «Нет результата — никакие объяснения, никакие разговоры не принимаются», — пообещал он.

О том, как сработал ПВТ и в целом белорусская IT-отрасль в 2023 году, дает общее представление внешнеторговая статистика Национального банка Беларуси. Согласно ней, экспорт услуг (включая информационные) в январе–ноябре обвалился на 7,6% к аналогичному периоду 2022 года. В 2022-м он, кстати, тоже сократился.

За восточный вектор

Уход многих американских и европейских компаний из ПВТ сократил в нем долю компаний с иностранным капиталом примерно до 10%. Для сравнения: в Astana Hub на иностранных участников приходится примерно треть IT-бизнесов, в IT Park — свыше четверти. Astana Hub может похвастаться центрами разработки «Тинькоффа» и ирландской геймдевкомпании Playrix. IT Park — отделениями Wework, Booking, Havas Media, Genesis Corp., Group-IB, Exadel и других.

Весомую долю среди иностранцев составляют релоцировавшиеся в Казахстан и Узбекистан беларусские IT-компании. Многие из них, кстати, свернули свою деятельность в ПВТ. Резидентами Astana Hub, например, являются дочерние структуры таких известных разработчиков как EPAM Systems, Vention, Instinctools, Andersen. В узбекистанском IT-парке обосновались подразделения EPAM Systems, Vention, iTransition, Qulix Systems и других компаний.

«Надо освоить новые рынки, заместить западные инвестиции азиатскими», — указывал в прошлом году на один из альтернативных векторов развития ПВТ Александр Лукашенко.

В число 44 резидентов, принятых в состав ПВТ в начале этого года, вошло 6 компаний с капиталами из Россия и Китая.

Но дело в том, что IT-компании из этих и других азиатских стран вполне комфортно себя чувствуют в рамках географически более близких и ментальнее более понятных Astana Hub, IT Park и других азиатских технологических хабах. И судя по их растущему количеству и громким брендам, азиатские IT-парки и в этом направлении уже выигрывают у ПВТ. И когда они победят и в этой конкуренции, это будет уже не азиатский нокдаун, а азиатский нокаут.