Беларусский новый год все теснее ассоциируется с определениями «тяжелый», «трудный» и «стабильный». Похоже, в нашем языке это уже синонимы. В новогодней информационной повестке почти нет агрессии. Она, почти всегда, реализуется с позиции защиты. Мол, если что, то мы вас предупреждали, что «год будет трудным …». Эх, стабильность!
Что же бюджет грядущий нам готовит?
Самое примечательное, что расходы республиканского бюджета вырастут значительно — на 22,5%, а консолидированного почти на 20%. В 2021 и 2022 годах темпы роста составляли 8% и 12% соответственно. Налицо устойчивый прирост потребностей государства за последние 4-е года. Возникает как минимум два принципиальных вопроса в этом случае. Во-первых, чем объясняется прирост потребностей, на что направлены эти «новые» расходы? Во-вторых, как будет профинансирован рост этих расходов, «за чей счет банкет»?
Первый вопрос, во многом, риторический. Мы каждый год, для каждого бюджета проводим подобный анализ и выделяем бюджетных бенефициаров. Вопрос интересный, поскольку приходится каждый раз пробираться через пелену идеологического тумана «социально-ориентированных расходов бюджета». С другой стороны, в нем мало новаций, поэтому оставим его на потом.
В этом же году, на фоне такого роста расходов бюджета, более важным становится второй вопрос. Что делать, если планируемые расходы превышают доходы? Как правило, основным источником для балансирования бюджета является дефицит. Это техническое решение и, если у государства нет больших проблем с госдолгом (наш случай), оно малоинтересно. Лимит внутреннего государственного долга Беларуси вырастет на BYN 3,9 млрд — до BYN 23,1 млрд. Зато величина внутреннего долга снизится на BYN 800 млн — до BYN 8 млрд. Если брать нынешний год, то правительство посчитало возможным увеличивать дефицит до рекордных показателей в BYN 4,7 млрд. Для сравнения: в 2023 году дефицит бюджета ожидается на уровне BYN 3,2 млрд. В 2022-м году дефицит республиканского бюджета был на уровне BYN 2,9 млрд. В 2021-м и 2020-м годах эта цифра фактически составила чуть меньше BYN 1 млрд.
Следует отметить, что в 2021 году случилось «экспортное» чудо, в результате которого доходная часть бюджета ощутимо увеличилась. В итоге планировавшийся дефицит в BYN 4 млрд сократился в итоге всего до BYN 903 млн.
Однако, даже такой рост дефицита не покрывает всех потребностей нового бюджета. Поэтому, в беларусском бюджете 2024 года предусмотрен значительный прирост налоговых доходов сразу на 31,6% (более чем на BYN 7 млрд). Для примера, неналоговые доходы вырастут всего на 15,8%. А это значит, что наше государство, вместо того чтобы совершенствовать бюджетирование и эффективность менеджмента публичных услуг (приносящая доход деятельность уменьшится на 2%), попытается просто забраться поглубже в наш карман.
Конечно, карманы у нас разные, поэтому давайте разбираться конкретно, чей карман пострадает больше.
В первую очередь, это налоги на бизнес. Значительно вырастут поступления по налогам на доходы и прибыль — на 24%, налогу на добавленную стоимость (НДС) — на 19,5%, акцизы вырастут сравнительно незначительно, всего на 15%. Изменения в Налоговом кодексе предполагают увеличение ставок ряда налогов и акциза на все подакцизные товары. Речь идет про алкоголь, сигареты, бензин. Также вырастет ставка налога на прибыль с 20% до 25% для организаций всех форм собственности, если прибыль превысит BYN 25 млн в год.
Как мы понимаем, налоги косвенные, соответственно проявятся они банально в росте цен (инфляции). Кстати, инфляцию называют скрытым налогом, поскольку она бьет по карманам конечных потребителей. По параметрам развития Беларуси на 2024 год инфляция должна составить не более 6%. Нацбанк уже поспешил в стиле упреждения «трудностей» объявить об ужесточении денежно-кредитной политики, дабы не перегревать экономику и сдержать инфляцию. По всему похоже, год для беларусской экономики действительно будет трудный.
Объем доходов местных бюджетов на будущий год определен в сумме BYN 38,9 млрд. В среднем прирост составит 12,4%, хотя некоторые бюджеты увеличатся более существенно, например Гомельской области на 17%, а Минской более чем на 35%. Практически по всем местным бюджетам, за исключением Витебской области, наблюдается опережающий рост налоговых доходов над темпами роста самого бюджета. Так в Брестской области налоговые доходы вырастут на 20%, при том, что сам бюджет подрастет всего на 11,6%. Бюджет Минской области увеличится на 35,6%, а его налоговые доходы на 39,1%. Минский городской бюджет прибавит 11,8%, а его налоговые доходы 12,3%.
Неналоговые доходы в местных бюджетах не играют значимой роли, на них приходится 1,5-5% в структуре доходов. Основное место занимают безвозмездные поступления — около 57% (Брест, Гомель), а в Витебске превосходит 70%. Менее зависимы от безвозмездных поступлений Минская область (27%) и город Минск (1,2%).
Собственные доходы местных бюджетов вырастут на 11,6% к уровню текущего года. В структуре налоговых доходов местных бюджетов основное место занимают подоходный налог с физлиц от 6,5% (Витебск) до 19% (Минская область). Для бюджета Минска этот налог главный источник доходов — более 46% всех поступлений. Не остались без внимания налоги на физических лиц. Рост поступлений по данному налогу составит в среднем порядка 15%, хотя в брестской и минской областях достигнет 19%.
Самое обсуждаемое новшество — налог на богатых, согласно которого физическим лицам, которые получат доходы за год свыше BYN 200 тыс., придется уплатить подоходный налог по ставке 25% от суммы, превышающей эту величину, вместо традиционных 13%. Увеличатся в среднем на 7% налоги на сдачу жилья, услуги агроусадеб и ремесленничество, а также транспортный налог. В 10 раз вырастет транспортный налог для люксовых автомобилей младше 3-х лет. Предполагается, что повышенный транспортный налог коснется 2,4 тыс. автомобилей.
Явно просматривается тень Робин Гуда. Образ врага в виде «жирных котов» не сходит с повестки дня. Кроме набившей оскомину мантры про социально ориентированные расходы теперь, похоже, нас ждут лозунги про равенство и справедливость. А там, не за горами, уже и коллективизация, и раскулачивание.
Однако более впечатляющий прирост налоговых доходов составит внешнеэкономическая деятельность: рост почти в два раза. Ввозные таможенные пошлины вырастут в 4, а вывозные — в 3 раза. При этом, согласно параметрам развития рост самого экспорта запланирован на уровне всего 7,6%.
Ввозные таможенные пошлины, специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины, поступившие от государств-членов Евразийского экономического союза в соответствии с Договором о ЕАЭС вырастут на 73% (рост поступлений от Казахстана составит 112%, России — 61%, Армении 217%, Кыргызстана — 119%).
С чем связан такой колоссальный прирост? Наиболее вероятная версия — это эффект так называемого параллельного импорта в Россию и Беларусь. Похоже, основной план управления госфинансами состоит в том, чтобы реализовать транзитные схемы параллельного импорта. Такие схемы внешнеторговых операций появились для обхода санкций. Поскольку санкции регулярно обновляются и ужесточаются, то и соответствующая логистика внешнеэкономической деятельности нуждается в постоянной оптимизации. Вы все еще сомневаетесь, что санкции работают?
Слоган «Налоги — это наше искусство» и раньше звучал неоднозначно, а в свете нынешних бюджетов и способов формирования их доходной базы, вообще выглядит издёвкой. Подходы к налоговому планированию и бюджетированию последнего времени все больше напоминают раскулачивание и продразверстку времен военного коммунизма. Примитивная идея «Найти и отобрать!» отодвинула далеко на задний план задачи стимулировать, развивать и зарабатывать.
Ситуация предельно понятна: налоги становятся искусством современного беларусского публичного менеджмента. Поиск источников финансирования бюджета требует креативного подхода. Правда, беларусская реальность всё более напоминает роман А. Н. Толстого «Петр Первый»: «Зиновьев, захватив горстью бороду, проговорил: — Наложить бы еще какую подать на посады и слободы… Ну, хошь бы на соль… Князь Волконский, острый умом старец, ответствовал: — На лапти еще налогу нет…— Истинно, истинно, — зашумели бояре, — мужики по двенадцати пар лаптей в год изнашивают, наложить по две деньги дани на пару лаптей, — вот и побьем хана…».