Минск продолжает строить планы по созданию собственной портовой инфраструктуры на территории России. В настоящий момент речь идет о возможном строительстве порта в Приморье.
Недавно посол Беларуси в РФ Дмитрий Крутой и губернатор Приморского края Олег Кожемяко обсудили на встрече в Москве вопросы логистики и промкооперации. За два дня до этого, 9 января, Д. Крутой заявил, что Беларусь заинтересована в расширении сотрудничества с самым дальним регионом России и намерена построить собственный порт в Приморском крае. Тема якобы уже обсуждалась с губернатором Приморья, который, в свою очередь, предложил несколько вариантов. В частности, это может быть как стопроцентно беларуский порт, так и совместное с российской стороной предприятие.
По замыслу беларуского правительства, который танслирует Д. Крутой, краевой порт Приморья мог бы использоваться в качестве важного пункта на транзитном пути в Китай. Кроме того, уточнил беларуский посол, необходимо определить номенклатуру грузов с такими регионами, как Камчатка и Магадан, в две стороны. «Одностороннее движение здесь невозможно, ни одна экономика этого не вынесет. Но если мы найдем двусторонние потоки грузов и с прицелом еще на Китай, то все это выстрелит», — предположил Крутой.
Прицел на на большой «калийный путь» через Дальний Восток — это весьма амбициозная заявка даже на фоне планов по созданию собственной портовой инфраструктуры в Северо-западном регионе РФ. В начале 2023 года, на совещании по экспорту беларуских товаров, А. Лукашенко потребовал форсировать строительство беларуских портов в России, настояв что построить «нужно быстро и с минимальными затратами». Впоследствии он неоднократно возвращался к этой теме.
Ясности в отношени этих планов пока нет, кроме того, что беларуский порт, вероятно, должен появиться где-то под Санкт-Петербургом. Или же Беларусь не будет ничего строить, а просто совершит покупку комплекса «Бронка» (глубоководный порт СПб — прим. ред.) — в начале минувшего года циркулировали и такие предположения. Но в марте правительство РФ распорядилось продать морской терминал (вернее, ее оператора и владельца всех активов ООО «Феникс») московской компании «НКК-Логистик» за RUB 11 млрд. Интересно, что «НКК-Логистик» создана всего два года назад, телефона у кампании нет, сайт не работает.
В декабре губернатор Мурманской области Андрей Чибис заявил, что Беларусь сохраняет планы по строительству порта под Мурманском и работает над этим проектом.
Помимо собственно вопроса строительства / покупки Беларусью морских терминалов (или расширения имеющихся мощностей) имеется проблема доставки беларуских грузов железнодорожным транспортом. В конце августа Железные дороги России и Беларуси заключили соглашение о развитии и модернизации инфраструктуры в направлении портов Северо-Западного региона РФ на период до 2026 г. Возвращаясь к Приморью: этот проблема стоит еще более остро. Расстояние от Минска до Владивостока — более 9,7 тыс. км (для сравнения: до СПб — 790 км). Приморье и центральный регион России связывает ЖД магистраль ограниченной пропускной мощности. Вероятно, в будущем возникнет вопрос о ее частичной модернизации.
По данным Министерства транспорта и коммуникаций для обработки беларуского экспортного потока в настоящее время задействовано 20 портов Российской Федерации. Наиболее востребованные порты: Ленинградской области и Санкт-Петербурга, в меньшей степени — Мурманска. Через эти порты переваливается порядка 80% грузов. Ранее, до введения санкций, экспортные товары из Беларуси отправлялись через порты балтийских республики и Украины — это был наиболее удобный вариант с точки зрения логистики. Однако после введения санкций Минск нашел предсказуемую альтернативу.
Общий объем перевалки беларуских грузов через порты РФ по итогам года может составить порядка 15 млн тонн. Для сравнения: в пиковый период, который пришелся на 2019 год, через порты Балтии и Украины переваливалось 18,8 млн тонн.
Вопрос о целесообразности строительства собственной портовой инфраструктуры, между тем, не снят собственно на уровне беларуского правительства. По оценками экспертов, уже в начале прошлого года Беларусь достигла потолка возможностей по перераспределению товарных потоков в рамках «экспортного маневра», освоив бо́льшую часть доступных рынков. Эти меры позволили Минску удержать социально-экономическую ситуацию в стране под контролем, но экспортная экспансия фактически завешена.