Итоги-2023 / Прогнозы-2024

На протяжении года ВС Беларуси проводили учения и проверки боеготовности. Совместно с РФ Минск демонстрировал готовность к применению РГВ и ЕРС ПВО, что подпитывало опасения относительно возможности открытия «северного фронта» в очередной раз. К середине года подразделения ВС РФ были выведены практически полностью из Беларуси. По этой причине режим обеспокоился новыми гарантиями безопасности, призванными сдержать возможную агрессию со стороны Украины и Запада. Этому должны способствовать «Линия Хренина», размещение российского ядерного тактического оружия, подписание специального договора с РФ о взаимных гарантиях.

Начало года было ознаменовано дискуссиями в Украине и на Западе относительного возможного нового масштабного наступления России с территории Беларуси и с участием беларуской армии. Этим рассуждениям способствовало сохраняющееся российское военное присутствие, а также визиты высокопоставленных российских военных в Беларусь для инспекции готовности российских войск.

Несмотря на снижение российского военного присутствия в Беларуси в начале января до 5-7 тыс. человек в связи с переброской части, прошедшей подготовку войск в Луганскую область и другие участки фронта, уже к концу месяца в Беларуси находилось 12 тыс. российских военных — то есть приблизительно одна мотострелковая дивизия. Российская сторона продолжала использовать белорусскую военную инфраструктуру в основном для целей подготовки мобилизационных резервов, которые потом перебрасывались на Донбасс.

Кроме того, в конце января началась совместная штабная тренировка Объединенного командования Региональной группировки войск России и Беларуси с участием представителей российского высшего командования — главнокомандующего Сухопутными войсками ВС РФ Олега Салюкова (один из заместителей Командующего объединенной группировки войск «специальной военной операции» (СВО) генерала армии Валерия Герасимова), его заместителя Александра Матовникова, начальника Главного управления боевой подготовки Ивана Бувальцева и заместителя главнокомандующего ВКС Сергея Дронова. В начале февраля по решению министра обороны РБ в Военной академии началась внезапная проверка боевой готовности и масштабная тренировка с республиканскими органами госуправления по вопросам обеспечения национальной безопасности.

Совпадение этих двух мероприятий во времени, вероятно, не являлось случайностью и отражало сценарии вступления РГВ в составе Объединенной группировки войск СВО, включая беларуский его компонент, в прямой военный конфликт с Украиной, что запустит в Беларуси механизмы введения военного положения, плана обороны государства или его отдельных элементов. Тем более, что ранее Минск и Москва подготовили юридическую и институциональную базу. Для этого было изменено Соглашение об обеспечении региональной безопасности в военной сфере. Протокол с изменениями к соглашению создает юридические основания для применения РГВ за пределами так называемого региона — зоны ответственности РГВ, в которую ранее входила территория Беларуси и трех приграничных российских областей: Псковской, Смоленской и Брянской. Теперь регион имеет экстерриториальный статус, границы ответственности которого определяются местами дислокации российских соединений и частей из состава РГВ и, таким образом, распространяется на территорию Украины.

Совместное летно-тактическое учение ВС Беларуси и РФ (авиационного компонента РГВ и Единой региональной системы ПВО) с 15 января по 2 февраля носили ярко выраженный наступательный характер: оно включало отработку задач второго и третьего эшелонов наступательной воздушной операции, включая преодоления ПВО противника и нанесения ударов по аэродромам и вертолетным площадкам условного противника; ведение самолетом ДРЛО А-50 дальней радиолокационной воздушной разведки, а также управление экипажами многоцелевых истребителей и т. д.

15 февраля А. Лукашенко провел пресс-конференцию, во время которой заявил о готовности вновь предоставить беларускую территорию для нового российского нападения на Украину.

Главным эскалационным шагом стало заявление президента РФ Владимира Путина от 25 марта о размещении российского тактического ядерного оружия (ТЯО) в Беларуси к началу июля. После почти недельного молчания Лукашенко прокомментировал это решение, якобы инициированное по просьбе беларуской стороны и обусловлено планами США и НАТО нападения на Беларусь. Он назвал данный шаг «возвращением» выведенного в 1990-х годах из Беларуси ядерного арсенала в ответ на невыполнение Западом гарантий, предусмотренных «Будапештским меморандумом». Кроме того, Москва и настаивали, что они всего лишь копируют совместные ядерные миссии НАТО, когда принадлежащее США ядерное оружие, развернуто на территории Бельгии, Германии, Италии, Нидерландов и Турции.

Однако Кремль устами Лукашенко также озвучил ультиматум в адрес Украины и Запада: если Киев не откажется от контрнаступления и не согласится на переговоры на российских условиях, Россия применит ТЯО, которое предварительно разворачивается в Беларуси. Кроме того, Лукашенко заявил о готовности вместе с Путиным разместить помимо тактического и стратегическое ядерное оружие. К концу апреля Минобороны Беларуси начало благоустраивать стартовые площадки под подвижные грунтовые ракетные комплексы (ПГРК) стратегического назначения «Тополь» в Брестской области.

В апреле–мае беларуские ракетчики прошли полный цикл обучения по эксплуатации и применению оперативно тактического ракетного комплекса (ОТРК) «Искандер-М», включая полный курс по обращению с ТЯО, вопросы содержания и применения тактических ядерных зарядов. Белорусские пилоты штурмовиков Су-25 также закончили подготовку к применению ТЯО.

25 мая в Минске министры обороны Беларуси и России Виктор Хренин и Сергей Шойгу подписали документы, определяющие порядок содержания российского «нестратегического ядерного оружия» в специальном хранилище. Со слов руководства Беларуси, оно будет рассредоточено по стране и располагаться в пяти-шести местах. Россия настаивает, что именно она сохраняет контроль над ТЯО, хотя Лукашенко утверждал обратное. Он не исключал его применения в случае перехода «красных линий», под которыми он понимает военное вторжение в Беларусь. В таком сценарии решение о применении будет принимать он, по согласованию с Путиным (а в некоторых ситуациях — и без него).

К середине года из Беларуси был выведен весь российский сухопутный и авиационный компоненты РГВ для участия в военных действиях на Донбассе. Однако в конце июня в России вспыхнул мятеж ЧВК «Вагнер», который завершился договорённостями между Евгением Пригожиным, Кремлем и Лукашенко, предусматривающим релокацию участник мятежа в Беларусь. Уже в июле беларуские власти начали оборудовать военный лагерь в деревне Цель Могилевской области на 8-10 тысяч «вагнеровцев». Кроме того, «вагнеровцы» были привлечены в качестве инструкторов для подготовки ВС и спецподразделений Внутренних войск Беларуси с целью передачи боевого опыта, полученного во время военных действий в Украине. Правда к концу года численность группы «Вагнер» в Беларуси значительно сократилась до 500-1000. На конец года в лагере оставалось всего 99 палаток из изначальных 303, а количество техники сократилось с 1040 до 700 единиц. Однако неполный демонтаж лагеря наемников свидетельствовал о планах Кремля по использованию бойцов в будущем.

В конце сентября — начале октября на фоне отменённых беларуско-российских манёвров «Запад» и «Щит союза» ВС Беларуси провели масштабные комплексные учения и проверку боеготовности. Особенностью мероприятий стал их двухсторонний характер. Несмотря на официальные заявления об их оборонительной сущности, на практике отрабатываются в том числе и наступательные действия с учетом опыта российско-украинского конфликта. Кроме того, проводились командно-штабные учения с силами территориальной обороны и народного ополчения, которые подразумевают в том числе отработку обеспечения мер военного положения. Таким образом, ВС Беларуси начали подготовку к ведению реальных военных действий и вероятному вступлению в войну против Украины.

Параллельно беларуская сторона начала инженерное оборудование границы с Украиной по аналогии с «линией Суровикина» на Донбассе Запорожье. Подобных линий защиты, но ещё более масштабных, по периметру границы будет несколько. Их организовывали с учётом современных войн, в том числе в Украине, и рекомендаций ЧВК «Вагнер». Концептуально «Линия Хренина» — это совокупность взаимосвязанных опорных пунктов и укреплённых районов в западных и южных регионах страны, граничащих со странами НАТО и Украиной.

Лукашенко заявил, что намерен вести активную оборону, но в любой момент готов перейти в наступление. Для этого к середине 2024-го армия получит необходимый арсенал в полном объеме. В него входят связь, разведка, беспилотники (ударные в том числе), активная защита — взаимосвязанные опорные пункты и укреплённые районы, которые по сигналу будут занимать войска в случае возникновения угроз.

Кроме того, началась подготовка к строительству военной инфраструктуры в Гомельской области (полигона и военного городка) под формирование Южного оперативного командования.

К концу года среди наиболее актуальных вопросов в отношениях с главным военно-политическим союзником стала подготовка договора о гарантиях взаимной безопасности между Россией и Беларусью. Желаемый уровень гарантий Лукашенко определил так: «Россия будет защищать республику как свою собственную территорию в случае агрессии». Кроме того, был завершён процесс ратификации программы военно-технического сотрудничества с Россией на 2022–2025 годы. На фоне западных санкций и технологического эмбарго Россия заинтересована в углублении военно-технического сотрудничества с Беларусью, сохранившей компетенции в сфере ВПК. Кроме того, Беларусь по-прежнему являлась крупным донором артиллерийских боеприпасов для нужд ВС РФ, поставляя со складов хранения ежемесячно 5-10 тысяч тонн (ориентировочно 125 — 250 тысяч снарядов).

Прогнозы: