По предварительным данным, в 2023 году объем инвестиций, вложенных иностранными инвесторами в экономику Беларуси, превзошел показатель предшествующего года. Но количественный прирост не решил возникшую в этой сфере после 2021 года качественную проблему. И еще острее обнажил еще одну — структурную.

Согласно данным Национального статистического комитета Беларуси (Белстата), в январе–сентябре 2023 года иностранные инвесторы вложили в реальный сектор экономики Беларуси USD 6 млрд. Это почти на USD 700 млн больше, чем пришло в национальную экономику за аналогичный период 2022-го.

Торговое кредитование вместо ПИИ

Окончательных данных за весь 2023 год пока еще нет. Но положительная годовая динамика позволяет делать прогноз, что по объему привлеченных иностранных инвестиционных ресурсов Беларусь сумеет превзойти уровень 2022 года — USD 7 млрд.

По одному из пяти важнейших видов деятельности, аккумулирующих основные объемы иностранных инвестиций, это случилось уже по итогам 9 месяцев (в топ-5 на протяжении многих лет входят промышленность, оптовая и розничная торговля, транспорт и логистика, информация и связь, строительство). Такой сегмент как «Оптовая и розничная торговля; ремонт автомобилей и мотоциклов» привлек за январь–сентябрь 2023 года свыше USD 2 млрд, тогда как за весь 2022 год его показатель составил USD 1,6 млрд.

Нюанс в том, что рост инвестиционной привлекательности именно этого сегмента, почти догнавшего в 2023-м по объемам привлеченных ресурсов промышленность, произошел за счет так называемых прочих иностранных инвестиций. Под это определение, по международной классификации, подпадают торговые кредиты и прочие кредиты, полученные не от прямых инвесторов (включая, от международных финансовых организаций, банковские вклады и т. п.).

По данным Белстата, в течение января-сентября 2023 года в «Оптовую и розничную торговлю; ремонт автомобилей и мотоциклов» были вложены из-за рубежа почти USD 1,1 млрд в виде предварительной оплаты и предоставления кредитов для импортно-экспортных операций. Для сравнения: за весь 2022 год торговое кредитование этого сегмента составило USD 322 млн. Больше, чем за весь 2022-й, прочих иностранных инвестиций пришло за 9 месяцев 2023-го и в сегмент «Информация и связь»: USD 14,6 млн — в 2022-м и USD 31,7 млн — за январь–сентябрь 2023 года.

Почти вышли на уровень 2022 года объемы привлеченных за три квартала 2023-го торговых кредитов в промышленность: USD 294 млн — в 2022-м и USD 269,3 млн — за 9 месяцев 2023-го. В целом за 9 месяцев 2023 года экономика Беларуси привлекла уже почти USD 1,5 млрд торгового кредитования, тогда как показатель за весь 2022 год едва превысил USD 1 млрд.

Прирост торгового кредитования создает общую красивую картинку восстановления инвестиционной привлекательности Беларуси. Но качественная составляющая этой сферы в течение 2023 года продолжала ухудшаться. Беларусь, по крайней мере, по итогам 9 месяцев не смогла выйти из отрицательной динамики по привлечению важнейших для устойчивости экономики прямых иностранных инвестиций (ПИИ). По итогам января-сентября 2023 года их объем составил USD 4,5 млрд или 75,3% от общего объема привлеченных ресурсов. В аналогичном периоде 2022 года объем ПИИ доходил до USD 4,6 млрд, а его доля в общем объеме иностранных инвестиций составляла 87,6%. Неизвестно, что покажет окончательная статистика по 2023 году, но на большие приросты ПИИ к показателю 2022 года (USD 6 млрд) не стоит рассчитывать.

Большинство экспертов вообще прогнозирует, что объемы ПИИ в экономику республику продолжат падение второй год подряд (по итогам 2022 года они сократились на 9%), отражая как уровень инвестиционной привлекательности Беларуси под международными санкциями, так и общемировой тренд на их сокращение.

Российский процент

Как говорилось выше, 2023 год острее вскрыл еще одну нарастающую проблему в сфере привлечения иностранных инвестиций в экономику страны. Россия, как показывает статистика Белстата, не смогла заместить выпавшие западные источники ПИИ. Но при этом ее доля в общем объеме вложенных в течение 2023 года иностранных инвестиций в Беларусь заметно выросла.

Так, по итогам 2021 года доля России в общем объеме иностранных инвестиций в республику составляла 42,6%. Уход западных инвесторов из-за военных действий в Украине сделал Россию чуть ли не единственным поставщиком инвестиционных ресурсов в Беларусь. По итогам 2022 года ее доля увеличилась до 56,1%. В первом квартале 2023 года произошло некоторое снижение — до 44,8%. Но одновременно увеличившийся приток инвестиций с Кипра позволяет предположить задействование россиянами этой островной юрисдикции для финансирования своих проектов в Беларуси.

По итогам I полугодия 2023-го доля России поднялась до 57,1% от всего объема привлеченных средств. А по истечению 9 месяцев 2023-го и вовсе выросла до максимального за десятилетие показателя в 63,1%. Второе место в этом периоде занял любимый у российских инвесторов Кипр (16,7%), что позволяет говорить об еще более значимом проценте России в объемах вкладываемых в Беларусь средств (совокупная доля РФ и Кипра приблизилась к 80%). Структура инвестиций сигнализирует о становящейся тотальной зависимости экономики страны от одного источника инвестиционных ресурсов.