Первый энергоблок БелАЭС был запущен в ноябре 2020 г, принят в промышленную эксплуатацию в июне 2021 г, второй блок введен в эксплуатацию 1 ноября 2023 г. Сейчас БелАЭС работает в составе двух блоков и ежесуточно производит более 55 млн кВт.ч электроэнергии в день. Два энергоблока БелАЭС будут генерировать около 18,5 млрд кВт∙ч в год, что составит около 42% внутренних потребностей страны в электроэнергии, и заместят около 4,5-5 млрд куб. м. импортируемого из РФ природного газа в год.

В результате, как заявил недавно министр энергетики Беларуси Виктор Каранкевич, доля электроэнергии, вырабатываемой БелАЭС, уже превышает четверть объема ее производства в стране. «И будет расти. Беларусь в перспективе может стать одним из мировых лидеров по уровню атомной генерации в общем энергобалансе», — сказал Каранкевич. При этом подчеркнул, что в экономиках лишь пяти стран мира атомная электроэнергия превышает 40% в общей выработке.

Однако недавние заявления белорусских чиновников о строительстве в стране еще одной АЭС вряд ли были продиктованы стремлением к мировому лидерству в производстве атомной энергии. Скорее, сделаны в пылу эйфории и не опирались на реальные расчеты.

Лукашенко на совещании 20 октября 2023 г заявил, что Беларуси было бы очень выгодно иметь две атомные электростанции, и такие проработки, по его словам, на первоначальном этапе идут. «Или мы добавляем два блока на существующей площадке, или в Могилевской области, где у нас вторая площадка, строим еще два блока. И тогда больше половины электричества мы получим от атомной станции», в — заявил он.

В то же время профильные специалисты не торопились обнародовать подобные планы. Генеральный директор ГНУ «Объединенный институт энергетических и ядерных исследований — Сосны» Национальной академии наук Беларуси Андрей Кузьмин в эфире телеканала СТВ отмечал, что в стране пока лишь изучается техническая возможность и экономическая целесообразность второй станции. В свою очередь директор департамента по энергоэффективности Госстандарта Виталий Крецкий осторожно заявлял, что решение о необходимости нового строительства электрогенерирующих мощностей в Беларуси примут после 2025 г, с учетом выполнения показателя по увеличению электропотребления.

Однако на финише 2023 года оптимизм чиновников относительно строительства еще одной ЭС заметно поугас. Теперь эти планы сдвинулись, как минимум, на полтора десятилетия.

Министр энергетики Беларуси Виктор Каранкевич 20 декабря заявил журналистам, что решение о строительстве второй АЭС или третьего энергоблока в Беларуси будет принято к 20240 г. «Решая вопрос о второй станции или третьем энергоблоке, мы должны анализировать уже не 2030 год или 2035 год, а 2040 год, оценивать, — как будет развиваться промышленность, население, как изменятся объемы потребления электроэнергии», — пояснил он.

Чем обусловлена отсрочка планов

Неожиданная смена настроений относительно перспектив строительств в Беларуси новой АЭС имеет, как можно предположить, несколько причин.

Согласно предыдущим прогнозам Министерства энергетики, потребление электроэнергии в Беларуси в 2023 г. должно было составить 43,219 млрд кВт.ч, в 2024 г — 43,429 млрд кВт.ч, в 2025 г — 44,337 млрд кВт.ч.

Однако уже понятно, что этим прогнозам не суждено сбыться. По данным Минэнерго, в январе–ноябре 2023 г. электропотребление в Беларуси выросло на 6,6% по сравнению с январем-ноябрем 2022 г до 37,1 млрд кВт.ч: реальный сектор экономики увеличил электропотребление за этот период на 8,5%, население для нужд отопления и горячего водоснабжения — на 38,4%, электротранспорт — на 23%. Сейчас Минэнерго Беларуси прогнозирует, что в 2023 г общий объем потребления электроэнергии в стране составит 41 млрд кВт.ч. Около 28% от общего объема планируется обеспечить за счет выработки электроэнергии на БелАЭС. То есть, очевидно, что внутренний спрос не вырастет, как прогнозировалось, до 43,219 млрд кВт.ч.

Ясно, что на фоне не оправдавшихся прогнозов роста внутреннего электропотребления и в отсутствие реальных перспектив экспорта электроэнергии заявлять о строительстве новых атомных мощностей по крайней мере нелогично.

Майнинг криптовалют пока не дал результата

Одним из направлений увеличения электропотребления является использование электрической энергии дата-центрами либо для майнинга криптовалют. В ряде стран направление майнинга криптовалют успешно развивается. В частности, Китай добывает наибольшее количество биткоина, и большинство крупнейших в мире майнинг-пулов находится в этой стране. Майнинг фермы развиваются также в США, Канаде, России и других странах.

Лукашенко ранее уверенно заявлял, что в Беларуси на майнинг биткоинов пригодится электроэнергия с БелАЭС, так как после ввода АЭС в стране появится излишек электроэнергии. Тем более, что Министерство энергетики Беларуси установило очень комфортные тарифы для данного вида деятельности. Для майнеров обещаны скидки около 30% от цены электроэнергии. Чтобы их получить, необходимо заключить с «Белэнерго» договор на объем потребления от 15 млн кВт.ч электроэнергии в год.

Министр энергетики Беларуси Виктор Каранкевич недавно заявил, что зарубежные компании проявляют интерес к строительству и развитию таких объектов в стране — в частности, речь идет о российских и китайских инвесторах. «Но пока обращений в Белэнерго на подключение новых объектов нет», — констатировал он.

Инфраструктура для интеграции БелАЭС пока полностью не готова

Обратим также внимание, что в рамках интеграции БелАЭС в энергосистему страны необходимо ввести в эксплуатацию 800 МВт пиково-резервных мощностей и 836 МВт мощностей на электрокотлах. Этот резерв мощности необходим, чтобы сбалансировать производство и потребление электроэнергии после запуска БелАЭС.

По оценкам Минэнерго Беларуси, интеграция БелАЭС в энергосистему страны потребует около USD 700 млн. Проекты финансируются за счет средств инвестиционного фонда Министерства энергетики, собственных средств энергоснабжающих предприятий и кредитных ресурсов банков Беларуси.

Ранее предполагалось, что строительство пиково-резервных энергоисточников завершится в Беларуси в 2016–2021 гг. Эти сроки неоднократно переносили. Сейчас ГПО «Белэнерго» планирует ввести в эксплуатацию пиково-резервные энергетические источники на 4 объектах (Лукомльской ГРЭС — 150 МВт, Новополоцкой ТЭЦ — 100 МВт, Березовской ГРЭС — 250 МВт и Минской ТЭЦ-5 — 300 МВ) в 2024 г.

Экспорт электроэнергии в РФ пока откладывается

По сути, сейчас Беларусь имеет один потенциальный рынок сбыта электроэнергии — российский. Но поставки белорусской электроэнергии в РФ невозможны, так как пока не создан общий электроэнергетический рынок.

Планировалось, что торговля электрической энергией на общем рынке РФ и Беларуси начнется с 1 января 2024 г. Предполагалось, что торговля будет осуществляться через уполномоченных субъектов хозяйствования — по одному с каждой стороны. С 2025 г объединенный рынок электроэнергии Белоруссии и России должен быть синхронизирован с работой рынка электроэнергии Евразийского экономического союза. С 2027 года предусматривается более глубокая интеграция с расширением субъектного состава участников рынка.

В ноябре 2023 года посол Беларуси в России Дмитрий Крутой говорил, что текст соглашения о создании и функционировании единого энергорынка Беларуси и России готов, и, хотя еще не подписан, соглашение неформально работает. По его словам, на ближайших заседаниях Совета министров и Высшего госсовета Союзного государства Беларуси и РФ «будет заслушиваться информация экспертов, которую они наработали по двум соглашениям (по общему рынку электроэнергии и газа — ред.)».

Почему получился фальстарт объединенного энергорынка, никто из чиновников не пояснил. В этой связи лишь отметим, что первоначальные документы предусматривали, что для создания объединенного рынка электроэнергии Беларусь и РФ должны реализовать семь этапов. Стороны должны были подготовить и подписать проект межгосударственного договора о формировании объединенного рынка электрической энергии СГ. Этот документ должен включать торговлю электрической энергией между субъектами оптовых рынков электроэнергии двух государств. Похоже, что проблем не в этом документе.

Дело в том, что торговля электроэнергией на общем рынке, как предполагается, будет основываться на рыночных отношениях и конкуренции, в связи с чем Беларусь должна создать условия и обеспечить возможности для акционирования энергетических компаний страны. В настоящее время в Беларуси производство, учет, распределение и реализацию энергии осуществляет государственный монополист — ГПО «Белэнерго», Реформу своей энергетической отрасли Беларусь не провела.

Буквально на пороге нового года, 29 декабря, глава Министерства энергетики России Николай Шульгинов заявил, что запуск объединенного рынка электроэнергии Союзного государства сдвигается с 1 января 2024 г на более поздний срок. «Мы продвинулись во многом, но (запуск совместного энергорынка — ред.) разделен на этапы, до конца не решено. Но мы уже продвинулись, межгосударственный договор уже есть, но он будет вступать (в силу — ред.) позднее», — сказал он.

Можно предположить, что белорусская сторона хочет синхронно запустить объединенный рынок газа и электроэнергии. Крутой отмечал, что с учетом работы Белорусской АЭС и увеличения ее доли в энергобалансе страны до 40-45% с 2024–2025 гг., зависимость Минска от газа снизится. Это, по мнению Крутого, может повлиять на контуры газового соглашения, которое, возможно, будет трансформироваться в 2024 г.

Очевидно, что белорусская электроэнергия вряд ли сможет конкурировать на этом рынке без равных с российскими производителями цен на природный газ. Поэтому белорусские власти заявляют, что создать объединенный рынок газа в СГ невозможно без установления равных цен на газ.

Премьер-министр Беларуси Роман Головченко ранее сообщал, что до 1 декабря 2023 г. планируется подписать дополнение к союзной программе, определяющее основные принципы функционирования и регулирования объединенного рынка газа. Крутой в этой связи сообщал, что в ходе состоявшегося 6 апреля 2023 г заседания Высшего госсовета Союзного государства Лукашенко и Путин указали на необходимость увязки создания объединенного рынка электроэнергии с решениями по газовым вопросам.

В сентябре 2021 г президент РФ Владимир Путин заявлял, что документ по созданию объединенного рынка газа в рамках СГ будет подписан до 1 декабря 2023 г. Пока этот документ не подписан.

Как известно, Беларусь договорилась с российским ПАО «Газпром» о покупке до 2026 г. газа по USD 128,52 за 1 тыс. куб. м., В связи с западными санкциями стороны также подписали межправительственные соглашения, определяющие условия формирования цены на газ для Беларуси и наценки ОАО «Газпром трансгаз Беларусь» в привязке к российскому рублю.

Эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, научный сотрудник Финансового университета РФ Станислав Митрахович ранее в интервью порталу «Евразия.Эксперт» отмечал, что уровень интеграции Беларуси и РФ пока не достиг стадии создания единого рынка. По его словам, в глобальном понимании интеграция проходит поэтапно: сначала — зона свободной торговли, затем — общий рынок, потом — единый рынок. «Пока что мы не дошли до стадии единого рынка», — сказал эксперт.

Логично предположить, что в отсутствие единого с РФ рынка Беларусь не получит равных с российскими производителями цен на природный газ. Что в свою очередь не позволит поставщикам белорусской электроэнергии на равных конкурировать с российскими производителями.

Для Беларуси основной проблемой БелАЭС является возврат кредитных средств РФ

В Беларуси в 2023 г. в связи с запуском Белорусской АЭС прогнозируется снижение потребления природного газа на 12,11% в сравнении с 2022 г. до 16.7 млрд куб. м. В 2022 г. Беларусь снизила импорт российского газа на 1,58%% по сравнению с 2021 г. до 18,7 млрд куб м.

Ранее министр энергетики Беларуси Виктор Каранкевич заявлял, что два энергоблока АЭС позволят вытеснить часть газовой генерации и сократить импорт природного газа на 4,5-5 млрд куб. м. Цена на газ для Беларуси зафиксирована до 2026 г на уровне USD 128,5 за тыс. куб. м. Получается, что экономия вследствие сокращения импорта российского газа может составить для белорусской стороны USD 578 млн — 642,5 млн в год.

Однако это чисто условная выгода. Ведь БелАЭС построена на российский кредит. Общая сумма российского кредита на строительство БелАЭС составляет USD 10 млрд (истрачено, по оценкам, USD 6-7 млрд). По первоначальным договоренностям, Минск мог использовать российский кредит до конца 2022 г., а возврат заемных средств должен был начаться после ввода в эксплуатацию второго энергоблока, но не позднее 1 апреля 2023 г. Позже стороны договорились о корректировке кредитного соглашения, — теперь кредитом можно пользоваться до конца 2023 г, а возврат начнется с 1 апреля 2024 г. Кредит должен быть возвращен 30 равными долями каждые 6 месяцев. Российский кредит Беларуси хоть и является возвратным, в настоящее время имеет фиксированную ставку в 3,3%, что является низким показателем с учетом возросшей инфляции.

Отметим, что в декабре 2023 г Путин подписал закон о ратификации соглашения с Беларусью по отсрочке погашения долга по госкредитам. Соглашение было подписано в Москве 21 апреля 2023 г и уже временно применяется со следующего после подписания дня — с 22 апреля 2023 г.

В то же время статс-секретарь — заместитель министра финансов России Алексей Сазанов при ратификации соглашения в Госдуме РФ 29 ноября сообщал, что в документе предусматривается перенос платежей в погашение основного долга по выданным Беларуси государственным кредитам, которые должны быть осуществлены с 16 апреля 2023 г. по 31 декабря 2023 г. включительно, на период с 2029 г. по 2034 г. Кроме того, база для определения плавающих процентных ставок по ряду кредитов — индикатор LIBOR — окончательно заменена на ставку SOFR.

Очевидно, что в условиях западных санкций Россия остается главной опорой для белорусской экономики. Она оказывает не только политическую поддержку, но также предоставляет финансовую помощь и льготные условия поставок энергоносителей. По данным Всемирного банка, Беларусь является самым крупным должником РФ с долгом в USD 8,2 млрд (данные за 2022 г.). Всего перед РФ в 2022 г. была задолженность у 37 стран. Их совокупный долг вырос на 9% до USD 28,86 млрд. Это максимум с 1999 г., когда долг других стран составлял USD 32,8 млрд. Эти кредиты белорусской стороне рано или поздно придется возвращать.

Делать это будет непросто, учитывая, что Беларусь, как отметил младший научный сотрудник сектора Беларуси, Молдовы и Украины Центра постсоветских исследований ИМЭМО РАН Александр Приходько в статье, опубликованной на портале «Евразия.Эксперт», уже достигла потолка возможностей по перераспределению товарных потоков в рамках экспортного маневра, освоив большую часть доступных рынков. «За последние пару лет экономическое давление со стороны Запада, а также односторонние ограничения трансграничных перевозок со стороны стран Балтии привели к тому, что Беларусь из „коридора“ между Европой и Азией почти превратилась в „полуостров“ с единственным выходом — на Восток.