Предшествующие события и контекст визита

6 декабря многочисленная делегация беларусских демократических сил прибыла в Вашингтон для участия в самом масштабном американо-беларусском политическом событии после 2020 года. Запуск стратегического диалога, впервые анонсированный более полугода назад заместителем Госсекретаря США Венди Шерман, все-таки состоялся. Несмотря на ряд очевидных неблагоприятных обстоятельств: американский политический истеблишмент в конце уходящего года прежде всего беспокоили противоречивое положение федерального бюджета, связанные с этим вопросы помощи Израилю и Украине, а также внезапные экспансионистские намерения режима Мадуро в Венесуэле.

Тем не менее, американское внешнеполитическое ведомство проявило последовательность и упорство, продемонстрировав намерение следовать взятым на себя обязательствам. В американскую столицу была приглашена достаточно инклюзивная делегация беларусских демократических сил под эгидой Офиса Светланы Тихановской, Объединенного переходного кабинета и Координационного совета. К чести этих организаций стоит отметить, что, в отличие от большинства событий с широким представительством демократических сил, подготовка беларусской делегации прошла без каких-либо публичных скандалов.

С американской стороны была проведена серьезная подготовительная работа. Это касается как непосредственно логистической подготовки мероприятия, так и обширной домашней работы: приуроченных к стратегическому диалогу публикаций, выступлений и других инициатив. Американская сторона даже предоставила возможность участия небольшой группе беларусских независимых журналистов и обеспечила их попадание в Вашингтон.

В широком смысле визит включал лекцию в Йельском университете, слушания в Конгрессе, встречу в Атлантическом совете и в офисе МВФ. Но центральной точкой визита были именно мероприятия в Госдепартаменте.

Санкции и Акт о демократии в Беларуси

5 декабря был оглашен очередной пакет санкций в отношении режима Лукашенко, в частности аффилированных с ним лиц, предприятий военно-промышленного комплекса и связанных с обходом санкций компаний. Хотя санкции как обычно готовились не один месяц, но их публикация была специально приурочена к визиту Светланы Тихановской в Вашингтон и запуску стратегического диалога.

Этот пакет санкций практически никак не повлиял на обычных беларусских граждан, но коснулся одиозных функционеров, кошельков Лукашенко и знаковых предприятий, которые способны оказывать значительную техническую помощь России в войне в Украине. Единственным откликом со стороны Минска стало уже привычное хамство публичного представителя МИД режима Анатолия Глаза.

Кроме того, накануне стратегического диалога в Конгресс США была внесена на рассмотрение новая редакция Акта о демократии, правах человека и суверенитете в Беларуси, изначально разработанного еще в 2004 году. По слухам, к новой редакции Акта привлекали и беларусских экспертов и think tank’и. Внесение Акта сразу же поддержали представители комитета по международным делам из числа кокуса «Друзей Беларуси», в частности сенаторы Шахин, Уикер и Дурбин, одни из наиболее активных американских законодателей по беларусской тематике.

Обновленный Акт призван восполнить понятийные лакуны и дать американской исполнительной власти больше инструментов для давления на режим Лукашенко. Внесение в Конгресс этого документа, приуроченное к запуску стратегического диалога, стало приятным дополнением к прочим событиям визита беларусской делегации. Утверждение Акта займет еще минимум месяц — из–за рождественских выходных и вышеупомянутых проблем с федеральным бюджетом и воененой помощью. Но большого затягивания не предвидится: позиция американских законодателей относительно поддержки беларусских демсил и осуждения режима Лукашенко всегда была удивительно консилидированной.

Политзаключенные, визы и USAID

Мероприятия самого стратегического диалога проходили на площадке Государственного департамента США и за три дня включали в себя сразу несколько тематических панелей. Как с беларусской стороны, так и с американской, выступили рабочие группы представителей релевантных структур.

Одной из ключевых стала панель по вопросам поддержки политзаключенных. По словам беларусских делегатов, американская сторона продемонстрировала глубокую осведомленность в вопросах нарушений прав человека в Беларуси, репрессий и политзаключенных. Мария Колесникова и Игорь Лосик, о которых упоминали дипломаты, в фокусе внимания США по естественным причинам находятся: Колесникова была награждена Госдепартаментом международной премией за мужество 2 года назад, а Игорь Лосик является журналистом Радио Свобода, американской сети медиа по всему миру.

Кроме того, заместитель помощника главы Агентства США по Международному развитию (USAID) Марк Симаковски объявил об открытии в Вильнюсе офиса агентства по работе с беларусскими демсилами. Впрочем, это объявление не стало какой-то неожиданностью. Несколькими днями ранее офис USAID объявил сразу о нескольких вакансиях в Вильнюсе на позиции, предполагающие работу с беларусскими НГО и медиа. Команда USAID, ранее работавшая в рамках посольства США в Минске, была распущена по волюнтаристскому требованию режима Лукашенко ровно два года назад, после чего ресурсы USAID для беларусов распределялись через различные имплементорские организации. Теперь же стоит ожидать концентрации помощи через вновь созданный офис структуры и перераспределение потоков материальной поддержки демсил.

Из числа любопытных наблюдений можно отметить участие в панельной дискуссии о суверенитете демократичной Беларуси директора офиса Госдепартамента по вопросам России, Европы и Евразии Кэролайн Сэвидж. 15 лет назад, в момент крайнего осложнения отношений США и режима Лукашенко, Кэролайн Сэвидж служила в посольстве США в Минске в должности консула и руководителя отдела публичной дипломатии.

К большому сожалению, в финале мероприятий не стал публичным результирующий документ, который бы фиксировал состоявшиеся договоренности и план дальнейших мероприятий. Большая часть договоренностей была озвучена беларусскими делегатами и гораздо менее конкретно упомянута американцами.

В частности, представитель ОПК по международным отношениям Валерий Ковалевский отметил прогресс в вопросе назначения Спецпосланника США для Беларуси. Это место остается вакантным уже полтора года, после перехода посла Джули Фишер на другую должность. Остается только гадать о сроках назначения на эту должность и возможных кандидатурах, которые должны устроить как американское дипломатическое ведомство, так и Конгресс.

Советник Светланы Тихановской Франак Вечерко также рассказал о неких предварительных договоренностях относительно изменения сроков действия выдаваемых беларусам американских виз. Консульская практика работы внешнеполитического ведомства США является одной из самых бюрократизированных, поскольку в опирается в своей работе на огромный пласт юридических норм и принцип взаимности. Но если американская сторона действительно улучшит условия для беларусов, то это повлияет на большое число обычных граждан, которые ощутят реальные результаты работы международной команды ОСТ и ОПК. Также это будет однозначным знаком пренебрежения в адрес МИДа режима Лукашенко, дипломатический принцип взаимности и прежние консульские практики с которым более не актуальны. Впрочем, любопытно, будут ли применяться новые трехлетние визы для дипломатов МИДа Алейника и других служебных паспортов режима.

Резюме

Визит в Вашингтон такой делегации беларусских демсил и начала стратегического диалога с США — успех уже по своему факту. Можно с уверенностью утверждать, что американское внешнеполитическое ведомство воспринимает беларусские демократические силы в изгнании как долгосрочного партнера, который имеет достаточную устойчивость играть вдолгую. Во второй половине года все складывалось против того, чтобы это мероприятие состоялось. Дипломатия режима Лукашенко получила недвусмысленную пощечину, на которую тот не сможет дать какой-либо значимый ответ.

Обе стороны провели объемную подготовительную работу, что позволило этому мероприятию пройти максимально продуктивно.

Сиюминутных результатов и фиксации договоренностей в публичных документах, увы, не последовало. Но это скорее вопрос ожиданий. Можно с уверенностью утверждать, что первые значительные и открытые для широкой публики шаги последуют в ближайшие месяцы. Иными словами, запуск стратегического диалога оказался из числа тех событий, эффект которых будет виден издалека.