Планы мирного урегулирования российско-украинского военного конфликта бессмысленны и опасны. Кремль не станет предлагать мир в обмен на украинские территории, ибо его цель — не территориальная. Его цель — уничтожение Украины на пути к реализации «исторической миссии» России по развалу «загнивающего Запада».

Демократический мир, как постоянно заявляют его лидеры, будет поддерживать Украину «столько, сколько потребуется». Однако, учитывая их нежелание предоставить Украине всё необходимое для победы, что в действительности означают эти громкие обязательства?

В худшем случае это оправдание бездействия в тщетной надежде, что президент России Владимир Путин вскоре умрёт, что россияне его свергнут, или же волшебным образом возникнет иное решение — по принципу «deus ex machina». В лучшем случае это означает предоставление Украине достаточного количества оружия, чтобы она смогла занять более выгодную позицию на будущих мирных переговорах.

Оба подхода ошибочны. Даже если Путин вскоре умрёт, Россия будет оставаться смертельно опасной угрозой для Украины — и для Запада. Подавляющее большинство россиян поддерживают эту войну (см. диаграмму ниже); а крошечная российская «либеральная оппозиция» не представляет никого, кроме самих себя, и не имеет шансов прийти к власти. Подобно Германии и Японии, которые стали демократическими лишь после того, как были разгромлены и фактически перешли под управление союзников, Россия не может реформировать себя изнутри.

Рассуждения про переговоры или «замороженный конфликт» бессмысленны и опасны. Россия не станет предлагать мир в обмен на украинские территории, потому что её цель не является в строгом смысле территориальной. Россия хочет уничтожить украинскую нацию. Впрочем, это лишь один из пунктов кремлёвского плана восстановления империи и изобретенной им многовековой «исторической миссии» России, состоящей в разрушении «упадочного Запада».

Нападки России на демократические страны неоспоримы: она поддерживает крайне правые партии и популистов на Западе, вмешивается в ход выборов, усиливает раскол между стран и внутри их, распространяет дезинформацию, монополизирует критически важные рынки, в том числе энергоресурсов, коррумпирует западные элиты, в том числе во Франции, Германии и Австрии. Россия уже нашла способы обхода режима санкций и получения необходимых ей комплектующих и оборудования для производства оружия. Со стороны Китая и Ирана поддержка России в этом плане, вероятно, будет лишь усиливаться.

Только стратегический разгром России может остановить распространение этой раковой опухоли. Почему же тогда у многих западных лидеров этот подход вызывает аллергическую реакцию?

Некоторые утверждают, что стратегический разгром приведёт к распаду России и к неконтролируемому распространению ядерного оружия. Между тем, даже если Россия не будет разгромлена, вероятность распространения ЯО не станет ниже.

Россия уже способна поставлять Ирану технологии и материалы, необходимые для создания ядерной бомбы, — по примеру СССР, который поставлял их Китаю и КНДР. Кроме того, если не наказать Россию за то, что она развязала войну и геноцид против Украины, многие страны захотят заполучить ЯО, ибо для них очевидно, что страна, добровольно отказавшаяся от своих ядерных арсеналов, оказалась всеми брошена на произвол судьбы в ситуации, когда на неё напало государство с ядерным вооружением.

В западных столицах опасаются также, что разгром России приведет к усилению Китая. Такое мнение опирается на идею, что Китай и Россия являются противниками. В реальности же эти страны (а также Северную Корею и Иран) объединяет общий враг — демократические системы, которые создают привлекательную альтернативу авторитарным режимам.

Слышны также опасения, что, помимо угрозы ядерного распространения, распад России приведёт к гражданской войне, которая наводнит Европу беженцами. Вероятно, это экстраполяция случившегося с Российской империей в 1917 году и с СССР в 1991-м.

Стоит напомнить, что обоих случаях дезинтеграция государства оказалось позитивным событием. Действительно ли было бы лучше, если бы Финляндия и Польша оставались в составе Российской империи после 1917 года? Была бы ситуация сегодня лучше, если бы Украина, страны Балтии, Молдова и народы Средней Азии не обрели независимость после 1991 года?

То, что Россия называет гражданскими войнами, в реальности было российской атакой на новые независимые государства. После 1917 года Советская Россия напала на Польшу в 1919–1921 годах, Украину — в 1918–1922 годах, Беларусь — в 1918–1920 года и Грузию в 1921 году. После 1991 года Россия напала на Молдову в 1992-м, на Грузию в 1993 и 2008 годах, Чечню в 1994 и 1999-м. Она пыталась атаковать Украину в 1994 и 2003 годах и вторглась в эту страну в 2014 и 2022 гг.

Если лишить Россию ресурсов для ведения войн, она скорее всего дезинтегрируется мирным путём. Надо ли якутам воевать с бурятами, когда они могут строить собственные государства? Любые возникающие территориальные споры можно будет урегулировать с помощью авторитетных посредников, что даст ООН шанс доказать свою эффективность.

Кроме того, международное сообщество получит более мощный рычаг влияния на новые государства, чем тот, что у него сейчас имеется в отношениях с Россией: международное признание, а также техническую и финансовую помощь можно было бы привязать к процессу мирного урегулирования границ и отказу от ядерного оружия. Московия стала бы намного менее опасной, чем Россия.

Первоочередные шаги для достижения стратегического разгрома Россия должны состоять в следующем. Во-первых, Украине нужно предоставить всё необходимое ей оружие, включая боевые самолёты и ракеты дальнего радиуса действия — причём без каких-либо условий. Ведь уничтожать российские оружейные заводы намного проще и эффективней, чем уничтожать российское оружие на поле боя.

Во-вторых, необходимо ужесточить санкции и более строго контролировать их соблюдение. Россия должна быть полностью изолирована. В частности, нужно перекрыть все пути поставок оборудования и программного обеспечения; вынудить компании, которые пока ещё остаются в России, уйти оттуда; признать Россию террористическим государством и включить её в чёрный список ФАТФ («Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег»).

В-третьих, контролируемая российским властями пресса должна быть запрещена, а деятельность НКО и политических организаций, которые получают российские деньги и распространяют российскую пропаганду, следует внимательно отслеживать. Намеренное распространение лжи не имеет ничего общего со свободой слова.

Поскольку у России очень много людей, которых она может посылать убивать и умирать в Украину, у нас нет «столько времени, сколько потребуется». Украине нужно значительно больше поддержки, причём прямо сейчас. Во время Второй мировой войны демократические страны поддержали Сталина, чтобы победить Гитлера, хотя по уровню жестокости сталинский режим соперничал с гитлеровским. В случае с Украиной разница между добром и злом очевидна. Любой иной исход, кроме стратегического разгрома России, неизбежно приведёт к новым войнам.