В глазах многих сторонних наблюдателей дело палестинской автономии и государственности в настоящее время запятнано ужасными убийствами и похищениями, совершаемыми от ее имени. Парадоксально, но: если палестинцы хотят когда-нибудь вернуть свое достоинство, они должны надеяться на уничтожение ХАМАС.
Наглое и жестокое вторжение ХАМАС на территорию Израиля справедливо вызвали осуждение во всем мире. Если это война, с чем согласны обе стороны, то преднамеренные действия боевиков ХАМАС против гражданского населения считаются серьезным военным преступлением.
Но жестокость, продемонстрированная ХАМАС, возникла не в вакууме. Урок, который следует извлечь из происходящего в Израиле и Газе, заключается в том, что насилие порождает еще большее насилие.
Последний реальный шанс избежать трагического конфликта между Израилем и ХАМАС, был разрушен одним-единственным убийством — премьер-министра Израиля Ицхака Рабина в 1995 году. Убийца вовсе не был палестинским боевиком, он был израильским экстремистом, выступавшим против соглашений в Осло по формуле «земля в обмен на мир», которого добивался Рабин. Это соглашение было предано анафеме израильскими радикалами, для которых вопрос еврейского суверенитета на Святой земле не подлежит обсуждению.
Убийство Рабина произошло в финале мирного митинга, в котором принимало участие более 100 000 израильтян, надеющихся на прекращение военных действий между Израилем и палестинцами. В то время такая надежда казалась реалистичной.
Наибольшую выгоду от убийства получили израильские националисты, прежде всего Биньямин Нетаньяху, лидер правой партии «Ликуд». Нетаньяху отверг Соглашения «Осло» (также «Соглашение о принципах» — прим. ред.), поскольку они требовали от Израиля ухода с территорий, которые он оккупировал после Шестидневной войны в 1967 году. В знак протеста против Соглашений и против Рабина Нетаньяху возглавил имитацию похоронной процессии с изображением гроба и петли палача.
Поскольку ХАМАС расширяет свое влияние (и экспортирует насилие) из Газы, которую он контролирует с 2007 года, на оккупированный Израилем Западный берег, где номинально руководит Палестинская администрация, контролируемая ФАТХ, все большее число израильтян поддерживает репрессивные меры, обещанные Нетаньяху. И поскольку несчастная Палестинская автономия не смогла остановить безжалостное расширение еврейских поселений на Западном берегу, цикл экстремизма и насилия продолжался.
Сейчас Нетаньяху возглавляет самое националистическое правительство в истории Израиля: правительство, в состав которого входит министр финансов Бецалель Смотрич, в обязанности которого входит управление значительной частью оккупированного Западного берега. Смотрич неоднократно подстрекал к насилию в отношении палестинцев.
В феврале, после того как палестинец застрелил двух израильских поселенцев, сотни израильтян устроили бесчинства в Хуваре, в соседней палестинской деревне — это напоминало сцены казачьих погромов еврейских поселений в России более ста лет назад. Израильтяне подожгли Хувару, в результате чего один житель деревни погиб, а другие получили ранения. И, подобно российской полиции во время погрома, израильские военные силы не вмешивались с целью защитить жителей или арестовать преступников.
Ничто из этого не оправдывает зверств, совершенных террористами ХАМАС, которые убили более 1000 израильтян, большинство из которых были беззащитными гражданскими лицами включая женщин и детей. На ужасающих видеозаписях видно, как боевики ХАМАС хладнокровно расстреливают молодых людей на музыкальном фестивале. В результате этого теракта погибло в десять раз больше людей, чем во время нападений «Аль-Каиды» на Всемирный торговый центр и Пентагон 11 сентября 2001 года.
Руководство ХАМАС отдает себе отчет в том, что нападение на мирное население приведет к израильским контратакам в Газе, в результате которых неизбежно погибнут и будут ранены множество мирных палестинцев. ХАМАС размещает свои военные объекты в жилых районах, надеясь, что эта тактика сдержит израильские атаки или, по крайней мере, уменьшит международную поддержку Израиля.
Сообщается, что ХАМАС удерживает около 150 заложников и заявляет, что будет убивать по одному всякий раз, когда Израиль без предупреждения разбомбит дом в Газе. Лидеры ХАМАС наверняка помнят, что в 2011 году Нетаньяху, будучи премьер-министром, был готов освободить более 1000 палестинских заключенных, некоторые из которых были террористами, в обмен на освобождение единственного пленного израильского солдата Гилада Шалита. В этой связи они могут полагать, что Израиль не будет готов пожертвовать жизнями заложников ради достижения своих военных целей.
Если лидеры ХАМАС в самом деле в такое верят, они вполне могут обнаружить, что совершили ошибку. Сможет ли Израиль ликвидировать ХАМАС как военную силу, еще предстоит выяснить, но ясно, что в борьбе за достижение этой цели Израиль должен быть готов потерять много жизней — как солдат, так и заложников.
Трудно сказать, как далеко зайдет Израиль в своем заявленном намерении лишить двух миллионов жителей Газы — многих из которых дети — электричества, топлива, еды и воды. Несомненно то, что жестокие преступления Хамаса не дают Израилю права морить детей голодом.
В глазах многих сторонних наблюдателей дело палестинской автономии и государственности долгое время имело высокий моральный статус. Теперь это дело запятнано ужасными убийствами и похищениями (многие из них засняты на видео), совершенными от его имени. Парадоксально, но если палестинцы хотят когда-нибудь вернуть себе достоинство, они должны надеяться на уничтожение ХАМАС. До тех пор, пока ХАМАС будет заявлять, что представляет их интересы, зло, которое он совершил, будет пятнать это дело.