Конспирологические сюжеты и нарративы с середины 2020 года активно используются беларусской пропагандой. С их помощью государственные медиа объясняют своим аудиториям решения и действия не только власти, но и обычных беларусов, а особенно — иностранных политиков, международных институтов и других государств. Основная задача конспирологии в медиа — дать выгодную власти интерпретацию событий, происходящих как вне Беларуси, так и внутри нее, позволяющую обосновать репрессии, изоляционизм и милитаризм.
Для изучения конспирологии в беларусских государственных СМИ группа исследователей под моим руководством изучила все новостные тексты четырех медиа («СБ. Беларусь сегодня», Беларусь 1, ОНТ и СТВ) за 2021 год, в которых эксперты проекта Media IQ зафиксировали нарушения стандартов журналистской деятельности, а также признаки пропаганды и манипуляций. Таких текстов оказалось 2850.
Вручную проверив эти тексты на наличие конспирологии, мы отобрали 245 материалов с явными признаками теорий заговора, равномерно распределенных в течение года, и представляем результаты этого исследования.
Как великие геополитические инквизиторы коллективного Запада подносят спички
При конструировании теорий заговора госмедиа активно употребляют около 100 основных слов и словосочетаний. Среди них как предельно абстрактные, так и достаточно конкретные.
Наиболее часто используются слова и словосочетания, указывающие на внешний по отношению к Беларуси характер действующих субъектов. Основной маркер — ярлык «коллективный Запад», обозначающий не группу стран, расположенных на карте левее Беларуси, а замкнутую элиту, которая якобы правит этими странами, в основном из-за кулис. Именно «коллективный Запад» — без границ и уточнений – это и есть главный враг, который хочет ослабить / уничтожить / разделить Беларусь.
Помимо «коллективного Запада», который можно хотя бы приблизительно идентифицировать, пропаганда использует и предельно абстрактные выражения «люди из-за рубежа», «советчики из-за рубежа», «голоса из-за границы», «заграничные акторы», «критики на Западе», «недруги», «враги страны», «деструктивные силы», «те, кто таким образом нагнетает обстановку», «кто подносит спички», «заказчики хаоса», «заграничные координаторы», «те, кто из-за границы планирует реальные атаки на важные объекты в Беларуси и покушения на самих белорусов», «те, кто развязал санкционную войну против нашей страны», «те, кто выбрал Беларусь в качестве геополитической мишени», «великие геополитические инквизиторы», «другие, которые смотрят со стороны и отсыпят столько денег, сколько нужно», «недремлющее око мировой элиты» и т. п.
Этих внешних субъектов можно обобщить в несколько групп:
- западные журналисты и СМИ, осуществляющие «попытки вбросов, давления, информационно-технологических операций», «заточенные на выполнение приказов, а не на поиск истины», «солдаты информационного фронта»;
- иностранные политики: «отдельные европейские политики», «западные политики», «враждебно настроенные журналисты и политики»;
- иностранные спецслужбы: «деятельность зарубежных спецслужб», «при деятельном участии зарубежных спецслужб», «спецслужбы иностранных государств», «иностранные государства и их спецслужбы», «натовские стратеги», «опытные представители западных спецслужб / спецслужбы стран НАТО», «иностранные агенты». В этом же контексте упоминаются и дипломаты иностранных государств («между понятиями „агент“ и „дипломат“ можно поставить знак равенства»);
- государства-выгодополучатели, часть которых названа — это Польша («польский режим») и Литва (находящаяся «на крепком поводке своих хозяев»). О других можно только догадываться из контекста сообщения: «европейские марионетки», «карликовые страны Прибалтики», «некоторые страны-соседки с имперскими нравоучительными амбициями», «наши соседи, которые начали было резво плясать под американскую дудку»;
- глава «коллективного Запада» — Соединенные Штаты Америки: «консультанты находятся далеко за пределами Беларуси. След явно ведет в США», «там, за океаном, успокаиваться не собираются», «американское болото», «формула Байдена», «США и их партнеры в ЕС», «агрессивные выпады Вашингтона» и др.;
- политические центры и организации: «американские доноры». «Европейский союз», «Брюссель и Вашингтон», «Европа и США», «США и страны коллективного Запада», «„демократичная“ и ратующая за верховенство закона Европа».
В фокусе конспирологии — беларусская власть
Важные события и принимаемые решения — от мер по противодействию санкциям до кадровых назначений — интерпретируются с помощью конспирологии. С ее помощью описывается не только настоящее, но и прошлое — через смысловые параллели сегодняшних инфоповодов с событиями 2020 года, а также прогнозируется будущее — посредством предсказаний деструктивных действий «коллективного Запада» и уверений в том, что беларусская власть предотвратит эти угрозы.
Первоначально мы предполагали, что большинство материалов с конспирологией придется на сообщения, действующими силами которых являются люди и организации за пределами Беларуси. Ведь обосновать конспирологией далекие от аудитории новости проще, чем события, которые читатели и зрители наблюдают каждый день и в которых сами принимают участие. Однако исследование показало, что в течение всего 2021 года — за исключением января, на который пришлись протесты оппозиции в России и решение о переносе чемпионата мира по хоккею из Беларуси, — большинство материалов с конспирологией освещало события и решения, связанные с беларусской властью.
Мы объясняем это тем, что именно власть в лице своих представителей и институций является сегодня основным героем беларусских государственных медиа. Медиаповестка госСМИ следует за Александром Лукашенко и высшими чиновниками, обслуживая их инфоповоды, поэтому доминируют публикации и сюжеты, связанные с представителями власти. Автономные действия граждан в принципе не находятся в фокусе беларусских госмедиа, как и деятельность зарубежных акторов, поэтому и материалов с конспирологией о них меньше.
Функции главной теории заговора государственных СМИ
Конспирологию беларусских государственных медиа в 2021 году можно обобщить до одной основной теории заговора. Согласно этой теории, Беларусь находится в кольце врагов, которые объявили ей «гибридную войну», «экономический геноцид» и «настоящий террор», перейдя тем самым «все красные черты». «Зарубежные противники Беларуси» не смирились с поражением в августе 2020 года и готовят «новые попытки государственного переворота», действуя через «экстремистов и террористов» внутри страны. Это выливается в вооруженные нападения на представителей силовых органов, депутатов и журналистов, в заговоры с целью убийства Лукашенко и его детей, в миграционный кризис на границе и санкционное давление на беларусскую экономику. В связи с возросшими угрозами извне Беларусь вынуждена усиливать защиту государственного суверенитета.
Сюжеты с конспирологией выполняют ряд значимых общественно-политических функций:
- напоминают аудитории о наличии «деструктивных сил, дестабилизирующих внутриполитическую обстановку в Беларуси», обосновывают ужесточение репрессий в их отношении как меру, обеспечивающую спокойствие и стабильность в стране;
- обосновывают необходимость усиления силового блока в связи с «возросшей опасностью деструктивных действий извне Беларуси»;
- обеспечивают консолидацию народа с правителем в кризисные для государства времена, обосновывая кризис «возросшим внешним давлением», «крайне враждебными шагами США и их партнеров в ЕС».
- аргументируют сплочение Беларуси и России в связи с необходимостью противостоять «возросшим внешним угрозам»;
- возлагают ответственность за объявление санкций и их негативные последствия для экономики Беларуси на уехавших за границу беларусских граждан и их «кураторов»;
- обосновывают необходимость внесения изменений в Конституцию Республики Беларусь и мотивируют граждан принять участие в референдуме;
- обосновывают критику беларусского государства извне желанием «коллективного Запада» реализовать государственный переворот и лишить Беларусь суверенитета.
Почему конспирология оказалась так популярна
Для пропаганды конспирология является легитимным способом объяснения всего непонятного и враждебного, а также снятия с государства ответственности за происходящее. Вера в конспирологию снижает субъектность как на уровне отдельной личности, так и государства, если они не являются членами тайной организации.
Одна из основных причин популярности конспирологии у аудитории — страх перед жизнью. Когда окружающий мир непонятен и противоречив, сложен для ориентации и почти недоступен для прогнозирования, теории заговора позволяют получить простые ответы на вопросы «Как устроен мир» и «Что мне делать сейчас и в будущем». Конспирология дает конкретные рецепты в сложной ситуации, помогает уменьшить неопределенность, превратить хаос в подобие порядка.
Конспирология демотивирует человека совершать активные и целенаправленные действия: в сравнении с могущественными акторами вроде «коллективного Запада» обычные люди заведомо бессильны. Остается полагаться на защиту сильной руки, которая наведет порядок и предотвратит надвигающиеся угрозы — беларусскую патерналистскую модель.
Поэтому теории заговора столь популярны у авторитарных и тоталитарных политиков: они используют конспирологию для демонстрации собственных преимуществ на фоне более демократичных, менее жестких и более эмпатичных конкурентов. К тому же предотвращение угроз — выигрышный ход в политической борьбе, позволяющий приобретать символический капитал, не производя реальных действий, способных улучшить жизнь людей.
Объяснения происходящего на основе теорий заговора понятны и чрезвычайно полезны режиму Лукашенко. ГосСМИ, согласившись с ролью пропагандиста решений власти, ретранслируют конспирологические нарративы политиков и чиновников, на их основе формируя медийную картину реальности.