Второй шанс не является обычным явлением в истории, но он появляется сейчас. Масштабы государственной поддержки предприятий и работников во время кризиса COVID-19 за последние 18 месяцев отбросили укоренившиеся политические догмы. Это дало политический импульс в странах с развитой и развивающейся экономикой, чтобы изменить баланс сил между государством и рынком и тем самым способствовать новому консенсусу для достижения более справедливого и устойчивого роста. Используя этот импульс, мы сможем избежать повторения политических ошибок последних десятилетий.
Пандемия COVID-19 проверила реакцию правительств и устойчивость экономических систем повсюду и изменила социальное поведение и личные привычки немыслимым ранее образом. Несмотря на страдания, есть также повод для искренней надежды. Самоотверженность работников в различных сферах вдохновляет, в то время как мировое научное сообщество использует возможности совместных исследований и государственные средства для разработки безопасных и эффективных вакцин против COVID-19 с головокружительной скоростью.
Восстановление мировой экономики началось во второй половине 2020 года, когда страны нашли менее драконовские способы управления рисками для здоровья, связанными с пандемией, и запустили программы вакцинации. Ожидается, что в этом году глобальный рост достигнет 5,3%, что является самым высоким показателем почти за полвека. Но перспективы на период после 2021 года неопределенны, учитывая различия в финансовых ресурсах стран, перспективу появления новых вариантов коронавируса и крайне неравномерные показатели вакцинации.
Если мы не проявим осторожность, то эти проблемы — такие, как принятие правительствами ошибочных мер жесткой бюджетной экономии после глобального финансового кризиса 2008 года, — могут замедлить темпы позитивных изменений. Более того, пандемия показала, насколько не готовы даже самые богатые страны к неожиданным потрясениям — факт, подчеркнутый экстремальными погодными явлениями в этом году, — и насколько разделенной стала мировая экономика.
Возврат к политической парадигме до пандемии, результатом которой стало самое плохое десятилетие глобального роста с 1945 года, стал бы катастрофой. Это особенно верно для развивающихся стран, где экономический ущерб, нанесенный COVID-19, превысил ущерб, нанесенный мировым финансовым кризисом десять лет назад, а в некоторых случаях превысил значительно.
Широкомасштабные экономические инициативы новой администрации США, если они будут дополнены аналогичными действиями в других развитых странах, могут восстановить глобальную экономику на более прочной основе. Более того, поддержка США выделения Международным валютным фондом специальных прав заимствования (SDR) в размере 650 миллиардов долларов, а также глобальной минимальной ставки корпоративного налога и отказа от прав интеллектуальной собственности, связанных с вакциной COVID-19, предполагает возможное возобновление многосторонности. Существующие в мировой экономике асимметрии и вызванные ими взаимосвязанные экономические и экологические кризисы должны занимать первое место в многосторонней повестке дня.
Прогресс будет зависеть от улучшения политической координации между крупными экономиками, поскольку они стремятся сохранить темпы восстановления, повысить устойчивость к будущим потрясениям и преодолеть все более актуальный климатический кризис. Но лучшей координации будет недостаточно для восстановления. Развивающиеся страны в первую очередь нуждаются в новой международной поддержке. Многие из них сталкиваются с нарастающим кризисом общественного здравоохранения из-за пандемии, даже несмотря на то, что они борются с растущим долговым бременем и сталкиваются с перспективой потерянного десятилетия экономического роста.
Пока что международные усилия по смягчению медицинских и финансовых стрессов на глобальном Юге являются незначительными и запоздалыми. Но мы можем опираться на то, чего уже достигли. Недавние инициативы G20 по задолженности развивающихся стран могут стимулировать более масштабные усилия по решению этой растущей проблемы с помощью надежных многосторонних институтов.
Аналогичным образом пожертвования стран с высоким уровнем дохода или предоставление в кредит неиспользованных SDR, включая большую часть недавних ассигнований в размере 650 миллиардов долларов США, могли бы помочь финансировать усилия развивающихся стран по достижению целей устойчивого развития (ЦУР). Несмотря на недавние неудачи, Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш недавно подчеркнул, что для поддержания ЦУР «у нас есть знания, наука, технологии и ресурсы». «Что нам нужно, так это единство целей, эффективное руководство со стороны всех секторов и срочные, амбициозные действия».
План Маршалла США, позволивший Европе восстановиться после Второй мировой войны, был справедливо назван планом именно таких усилий. Но чего не хватает сегодня, так это смелой, ориентированной на человека политики, которая отказывается от устаревших стереотипов свободного рынка и вместо этого связывает общие глобальные политические вызовы с улучшением повседневной жизни людей, независимо от того, живут ли они в Боготе, Берлине, Бамако, Пусане или Бостоне.
Это подразумевает создание большего числа рабочих мест, гарантирующих безопасное будущее для людей, занятых трудовой деятельностью, и их семей. Это означает не только расширение фискального пространства, но и обеспечение того, чтобы налоги, которые платят люди, приводили к адекватным государственным услугам и социальной защите. Помимо ответственного государственного заимствования, политики должны гарантировать, что долговые обязательства, которые принимают на себя люди для того, чтобы обеспечить крышу над головой или отправить своих детей в школу, не стали бременем на всю жизнь. Наконец, правительства должны не только надлежащим образом устанавливать цены на выбросы углерода, но и сохранять природную среду для будущих поколений.
Сорок лет назад в первом докладе Конференции ООН по торговле и развитию содержался призыв к новой парадигме «четко учитывающей тот факт, что вопросы, касающиеся управления мировой экономикой, с одной стороны, и долгосрочные цели развития, с другой, взаимосвязаны». Но политики до сих чересчур доверяют рыночным силам, чтобы установить эту связь. Этот подход потерпел неудачу. Хуже того, коррозия государственных услуг, захват государства группами с особыми интересами и дерегулирование рынков труда за последние четыре десятилетия негативно сказались на доверии граждан к своим политическим представителям.
Сегодня восстановление зависит от появления новой парадигмы политики — на этот раз направленной на обеспечение справедливого перехода к обезуглероженному миру. Важнейший вопрос заключается в том, будут ли правительства совместно принимать необходимые меры. Если они будут действовать порознь, этот кризис окажется всего лишь еще одной упущенной возможностью.
Источник: Project-syndicate
Перевод: Наше мнение