Переход к рыночной экономике оказывается не настолько простым делом, как представляется белорусским либеральным оппозиционерам и митингующим горожанам.
Понятно, что прежняя экономическая система, построенная по правилам административного рынка, неэффективна и неконкурентоспособна. Государственные предприятия в промышленности и сельском хозяйстве, годами и десятилетиями функционирующие в льготных финансовых условиях, порождают множество социальных проблем. Ничейная собственность стимулирует воровство на всех уровнях — от рабочего до вышестоящего руководства. Отсутствие собственника направляет усилия временных распорядителей не на развитие производства, а на имитацию деятельности или на сокрытие доходов и вывод средств в оффшоры.
Лоббирование льготного финансирования для тех или иных предприятий или отраслей также не обходится без такого особого инструментария, как взятки и откаты для чиновников, принимающих ответственные решения. Контролирующие органы, пытающиеся ограничить данные явления, погружаясь в эту специфическую систему, не в состоянии оставаться «белыми и пушистыми». Государственная собственность и нерыночные условия ее финансирования приводят к тому, что множество людей оказываются вовлеченными в теневые коррупционные связи, неблагоприятные не только для экономики, но и для психики людей.
Догадываясь о масштабах коррупции, сегодняшний белорусский гражданин преодолевает традиционную «памярковность» и выходит на городскую площадь. Чтобы как можно быстрее неэффективная и ущербная административная модель была заменена на рыночную экономику с частным собственником во главе.
Однако в наших условиях, если будет отсутствовать порядок и финансовая стабильность, быстрый демонтаж административной модели может привести к резкому обесценению госактивов. Неупорядоченная приватизация объектов государственной собственности, на которые будут претендовать работники предприятий, распорядители госсобственности, владельцы денег или силового компонента, может привести к разрастанию противоречий и хаосу. При распаде административной системы и управленческом хаосе госактивы перейдут в частные руки за бесценок или бесплатно. Кто-то будет за деньги или под давлением подписывать приватизационные документы, кто-то — банкротить предприятия с целью их дешевой покупки, кто-то — силовым образом захватывать приглянувшуюся собственность.
Вышедший ныне на площадь белорус, как патриот своей страны, таким образом, заинтересован в том, чтобы как можно дороже продавать госсобственность частным инвесторам, причем инвесторам с хорошей кредитной историей. Чтобы за счет таких выгодных сделок получить как можно больше денег в государственный бюджет, откуда покрываются социальные расходы. Чтобы допустить в сферу национальной экономики только таких частников, которые будут дисциплинированно уплачивать налоги и не устраивать разборок. Но для осуществления таких выгодных продаж собственник должен диктовать условия и правила игры, что возможно только при стабильной финансовой ситуации и порядке в системе управления.
Состояние управленческого хаоса и финансовой дестабилизации на пользу только тем игрокам, кто заинтересован в обрушении цен на белорусские активы. В эту когорту никак не попадает патриотично настроенный белорусский либеральный оппозиционер и такой же митингующий горожанин.