Не исключено, что у Минска могут отобрать право проведения чемпионата мира по хоккею 2021 года: глава Международной федерации хоккея (IIHF) Рене Фазель приедет в Минск после 7 января, чтобы обсудить с Александром Лукашенко ситуацию вокруг ЧМ. Высказываются даже предположения, что глава IIHF просто лично принесет руководителю нашей страны извинения за… уже решенный перенос праздника хоккея из Минска в другое место. Но даже в этом случае глобально ничего страшного не произойдет — и вот почему.

ЧМ по хоккею в мае–июне нынешнего года должны принимать две страны — Беларусь и Латвия. И для нас, и для наших соседей это должен быть уже второй чемпионат: в Риге подобные соревнования проходили в 2006 году, в Минске — в 2014-м. Кстати, тот чемпионат мы получили только со второй попытки: на проведение ЧМ-2013 претендовала совместная заявка Минска и Бобруйска, но тогда хоккейное первенство планеты «уехало» в Скандинавию.

ЧМ-2014 тоже столкнулся с политическими сложностями: достаточно вспомнить кампанию «Не играйте в игры с диктатором», довольно широко развернутую на Западе и призывавшую забрать у Минска право на проведение чемпионата в пользу другой страны. Оппоненты официального Минска тогда упрекали его в ситуации с правами человека в нашей стране, сложившейся после разгона «Площади-2010». Тем не менее, ЧМ-2014 состоялся, как и планировалось, в столице Беларуси и, нужно заметить, в целом был проведен на неплохом организационном уровне. Пусть «десятков тысяч западных туристов», выпивших все пиво и заселивших все гостиницы нашей страны и ее окрестностей, мы тогда не дождались, но это не главное. В то время с нами со стороны Запада, можно сказать, «никто не дружил», а проведя успешный чемпионат, Беларусь, пусть и немного, но все же обелила свой образ: во второй половине 2010-х годов нас стали называть «последней диктатурой Европы» все реже.

И вот в августе уже прошлого года в нашей стране произошли массовые протесты, жестоко подавленные властями. Разумеется, реакция Запада не заставила себя ждать: в числе прочего, досталось и будущему ЧМ-2021, а точнее той его части, которая пока еще должна пройти в Минске. Причем в отличие от кампании, ставившей целью лишить Минск ЧМ-2014, нынешняя развивалась куда стремительнее и, нужно признать, действительно имеет шансы увенчаться успехом.

Удивительно, что первыми выступили наши латвийские партнеры по совместному проведению ЧМ: 7 сентября 2020 года Правительство Латвии обратилось в IIHF с просьбой провести ЧМ вместе с другой страной вместо нашей. 17 сентября Европарламент принял резолюцию по ситуации в Беларуси, где, в числе прочего, призвал не проводить белорусскую часть ЧМ-2021 в Минске. На следующий день президент IIHF Рене Фазель заявил, что «обеспокоен тем, что происходит в Беларуси», и что «мы сталкиваемся с политическим давлением, которое ставит под серьезные сомнения проведение чемпионата мира по хоккею 2021 года в Минске». Правда, в тот же день в телефонном разговоре с премьер-министром Беларуси Романом Головченко Фазель отметил, что на состоявшемся 17 сентября 2020 года в Цюрихе заседании Совета IIHF была подтверждена позиция, что переноса мероприятия по политическим причинам быть не может, а подготовка к проведению турнира будет продолжена.

19 ноября 2020 года стало известно, что чемпионат может пройти полностью в Латвии, а позже появилось решение о возможном переносе минской части игр в Москву. 18 декабря Спортивный арбитражный суд (CAS) отлучил Россию от проведения у себя крупных международных соревнований до 16 декабря 2022 года, что автоматически ставит крест даже на гипотетической возможности переноса ЧМ-2021 из Минска в столицу нашей восточной соседки. Почти одновременно с этим стало известно, что «минские» матчи вместе со столицей Латвии могут принять Прага или Братислава.

В декабре 2020 года 47 членов Европарламента направили письмо Рене Фазелю, в котором напомнили ему о ценностях IIHF и потребовали отозвать чемпионат из Беларуси. А 24 декабря члены Конгресса США, депутаты Европарламента и несколько членов национальных парламентов стран ЕС (всего 86 человек) написали открытое письмо в IIHF с призывом лишить Минск права на проведение ЧМ-2021. В конце декабря идею передать белорусскую часть чемпионата Латвии поддержал вице-президент IIHF Калерво Куммола. На данный момент юридически все еще действует решение конгресса IIHF 2017 года о проведении чемпионата мира-2021 в Минске и Риге, и Международная федерация хоккея действует в формате прежних решений, не декларируя перенос ЧМ-2021 из Беларуси, тем более, по политическим мотивам.

Но другой серьезной проблемой является тревожная эпидемиологическая обстановка, которая также явно немало волнует IIHF: ЧМ-2020, который должен был пройти в Швейцарии, вообще был отменен по причине мировой пандемии COVID-19. Тот же глава IIHF Рене Фазель еще 8 декабря планировал прибыть в Минск для встречи с Александром Лукашенко наверняка с целью обсуждения наиболее проблемных вопросов по организации ЧМ, но накануне сам заразился коронавирусом, из-за чего визит не состоялся. Сейчас ожидается, что Фазель посетит Минск «после 7 января», но независимо от результатов этого визита окончательный вердикт по ЧМ-2021, скорее всего, вынесет январский совет IIHF.

Варианты решений могут быть следующие. Оставить все как как есть — позволить Минску провести свою часть чемпионата, что, хотя и IIHF многократно заявлял, что «спорт вне политики», все равно принесет Международной федерации хоккея определенные репутационные потери. Второй вариант — лишить Минск чемпионата и передать нашу часть Чехии либо Словакии, или попробовать провести ЧМ полностью в Латвии. В этом случае IIHF сохранит свое реноме в вопросе приверженности демократическим ценностям в их западном понимании, а Беларусь даже получит свою выгоду: потому как проводить крупное спортивное мероприятие во время второй (или третьей?) волны коронавируса дело заведомо убыточное — о забитых под завязку иностранными туристами трибунах и гостиницах можно забыть. Судя по всему, официальный Минск это понимает и даже не исключает перенос чемпионата из нашей страны либо его полную отмену: 5 января стало известно, что в утвержденном Советом министров РБ перечне международных турниров на 2021 год чемпионат мира в Минске отсутствует.

Есть, правда, еще третий вариант: забрать у Минска право проведения чемпионата, номинально передать его Риге (Праге, Братиславе — нужное подчеркнуть) и затем отменить ЧМ-2021 под благовидным предлогом «короны». Остается надеяться, что в IIHF не пойдут на подобное унижение нашей страны, потому как главы стран и всемирных спортивных федераций приходят и уходят, политические режимы трансформируются, а чемпионаты мира все же нужно где-то проводить. В случае хоккейного ЧМ — делать это каждый год.

Долгие годы власти Беларуси ставили себе в заслугу внушительную поддержки спортивной сферы. 7 декабря 2020 года холодным душем для высшего руководства страны стало решение Международного олимпийского комитета (МОК) отстранить членов исполкома Национального олимпийского комитета (НОК) Беларуси из всех мероприятий МОК, включая Олимпийские игры за «подрыв репутации олимпийского движения». Решение касается Александра Лукашенко как президента НОК Беларуси, вице-президента НОК Виктора Лукашенко, а также члена исполкома НОК Дмитрия Баскова.

Этому предшествовал т. н. «бунт спортсменов», выступивших после бурных событий августа с открытым письмом, призвавшим прекратить насилие и провести новые выборы (на данный момент его подписало без малого 2000 бывших и действующих спортсменов). Реакция властей была быстрой: кто-то из спортсменов задерживался во время массовых акций и получал сутки и штрафы, кто-то был уволен и лишен государственной поддержки и т. д.

То, что в конце ноября появилось аналогичное открытое письмо спортсменов, но выражающих поддержку действующей власти, уже не имело значения: в рекордно короткие для него сроки МОК сформировал решение, гарантирующее белорусским спортсменам, пострадавшим за свои убеждения и выведенным из состава сборных, но имеющим олимпийские лицензии, беспрепятственное участие в Олимпийских играх в Токио (перенесены на 2021 год). МОК посчитал, что руководство белорусского Национального олимпийского комитета должным образом не защитило атлетов от дискриминации по политическим мотивам. Кроме того, теперь олимпийские стипендии теперь будут выплачиваться напрямую белорусским спортсменам, а не через НОК.

НОК Беларуси тотчас же обвинил МОК в предвзятости и политизации ситуации, а Александр Лукашенко на эмоциях заявил, что Минску для оспаривания санкций МОК необходимо обратиться в суд. И хотя номинально эти санкции будут действовать, как минимум, до февраля 2021 года (на это время назначены выборы руководства НОК), вряд ли в Минске пойдут на поводу у МОК и поменяют руководителей НОК на нейтральные фигуры.

Интересно и другое: на следующий день после отстранения А. Лукашенко и других представителей НОК от Олимпиады в МОК заявили, что ждут решение IIHF о возможном переносе ЧМ-2021 по хоккею из нашей страны. Дело в том, что Федерацию хоккея Беларуси возглавляет Дмитрий Басков, также являющийся членом исполкома НОК страны, и уже находящийся по санкциями МОК. Кроме этого, в ноябре 2020 года въезд на свою территорию Баскову запретила хозяйка второй части нынешнего ЧМ по хоккею — Латвия: похожего на него человека видели на месте избиения и задержания умершего позднее Романа Бондаренко. Эти факты вместе с беспрецедентным решением МОК в отношении белорусского НОК также могут повлиять на конечное решение IIHF в отношении судьбы ЧМ-2021 и не факт, что это решение будет в пользу нашей страны. Такие прецеденты уже имеются.

Командный чемпионат Европы по легкой атлетике, проведение которого было запланировано в нашей стране на июнь 2021 года, был отменен Европейской легкоатлетической ассоциаций в начале ноября «по техническим причинам». Есть веские основания полагать, что это решение было ответом на происходящее в Беларуси.

Планировалось, что в августе 2022 года в нашей стране пройдут Всемирная шахматная олимпиада и конгресс ФИДЕ, а годом ранее — женский и мужской Кубки мира. К началу ноября прошлого года ничего из этого пакета за нашей стороной не осталось — ФИДЕ лишила Беларусь всего. Правда, ее Совет заявил, что с политикой это никоим образом не связано, а всему виной было отсутствие предоставленных белорусской стороной финансовых обязательств.

В конце сентября свой конгресс в Минске, проведение которого было запланировано на март 2021 года, решила не проводить UEFA. Хотя исполком европейского футбольного союза тогда решил, что все корпоративные встречи UEFA в ближайшие шесть месяцев будут проходить в Швейцарии, но в нашем случае вовсе не факт, что причиной такого решения стал только коронавирус.

А вот Рождественский турнир по хоккею на приз Президента РБ, запланированный на январь 2021 года, был впервые за 15 лет отменен именно из-за неблагоприятной эпидемиологической ситуации. Такжепричинами его отмены послужили возраст участников и невозможность проведения тренировочных сборов команд. Кстати, при принятии решения по белорусской части ЧМ-2021 по хоккею IIHF фактор коронавируса, скорее всего, будет таким же весомым, как и пресловутая «политика».

Но даже если у Минска и отнимут право проведения чемпионата по хоккею в этом году, то ничего страшного не произойдет: наша страна, судя по всему, уже просто переросла уровень подобных соревнований. Мы явно хотим и, если немного напрячься, даже иногда можем принимать у себя соревнования куда более масштабные и значимые.

В июне 2019 года Минск принимал II Европейские игры, этакую Евроолимпиаду. И хотя мы провели этот спортивный форум континентального значения на высоком организационном уровне, критики игр утверждали, что в имиджевом плане Европейские игры оказались для Минска провальными: мол, трибуна для высших государственных деятелей на церемониях открытия и закрытия была не такая представительная, как изначально могли ожидать белорусские власти, а почти все те главы государств, что приехали, и без того на тот момент регулярно посещали Минск с рабочими визитами до и после игр.

Скорее всего, II Европейским играм просто не повезло по причине своей молодости и относительно малой известности, в отличие, например, от Средиземноморских игр, проводящих раз в четыре года аж с 1950-х. Назвать их «непонятными играми», в отличие от Евроолимпиады, язык повернется едва ли: сегодня эти игры плотно вошли в спортивную традицию Европы и мира.

Тем не менее, наша страна проводила и продолжает проводить спортивные состязания мирового уровня, пусть и меньшего масштаба, чем Евроигры-2019. Вот список избранных чемпионатов Европы и мира, прошедших в Беларуси только за последние десять лет: ЧЕ по тяжелой атлетике (2010), два ЧЕ по художественной гимнастике (2011 и 2015), два ЧЕ по самбо (2012 и 2017), ЧЕ по боксу (2013), ЧМ по трековым велогонкам (2013), уже упоминавшийся ЧМ по хоккею (2014), ЧМ по биатлону (правда, среди юниоров, 2015), ЧЕ по конькобежному спорту (2016), ЧЕ по фигурному катанию (2019). В сентябре 2019 года в Минске прошел легкоатлетический матч Европа — США.

Но еще интереснее выглядят будущие спортивные соревнования, часть из которых должна состояться точно, на право проведения других, скорее всего, будут подаваться заявки, а некоторые пока что являются проектами на отдаленную перспективу.

В сезоне 2021-2022 спортивный комплекс «Раубичи» должен принять этап Кубка мира по биатлону. В Минске продолжается строительство бассейна, соответствующего стандартам, утвержденным Международной федерацией плавания (FINA). Как только объект будет сдан в эксплуатацию, у Минска появится возможность принимать первенства международного уровня по плаванию, прыжкам в воду, синхронному плаванию и водному поло и, скорее всего, наша страна подаст заявку на проведение ЧМ по водным видам в 2029 году.

Столица Беларуси дважды подавала (на 2020 и 2021 годы) заявки на проведение на реконструированном стадионе «Динамо» Суперкубка UEFA (это официальный футбольный турнир, открывающий европейский сезон и состоящий из одного матча, в котором встречаются победители Лиги чемпионов и Лиги Европы предыдущего сезона), но оба раза проиграла другим европейским и тоже не самым футбольным столицам. 2022 и 2023 годы уже заняты, а вот на 2024 год весьма вероятно, что Минск снова подаст заявку, в которой вместо «Динамо» уже будет значится новый Национальный стадион на 33 тысячи зрителей в районе улицы Ванеева и который тоже, как и упомянутый выше бассейн, строится за китайские деньги.

Конечно же, предложение Александра Лукашенко, адресованное его украинскому коллеге Владимиру Зеленскому «А не замахнуться ли двум странам на совместное проведение Олимпийских игр?», прозвучавшее на форуме регионов Беларуси и Украины в Житомире в октябре 2019 года, сегодня выглядит не более, чем забавным. Отношения двух государств с того времени сильно ухудшились, да и вряд ли в будущем МОК доверит проводить ОИ одновременно двум странам (право проводить Олимпийские игры вообще изначально получает город, а не страна). Белорусские власти, надеюсь, понимают, что совместное проведение ОИ, пусть даже и с другой страной, «убьет» отечественную экономику, как минимум, на одно поколение. Ведь даже для намного более богатых стран ОИ нередко считаются трудоемким и чрезвычайно дорогим проектом: например, в 2016 году НОК Италии отозвал заявку Рима на проведение летних ОИ-2024 года из-за финансовых проблем (правда позже это не помешало двум другим итальянским городам, Милану и Кортина-д’Ампеццо получить зимние ОИ-2026), а канадский Монреаль, успешно проведя летние ОИ-1976 года, полностью расплатился за свои олимпийские долги только… в 2006 году.

Но можно снизить аппетиты и вместе с той же Украиной подать совместную заявку, например, на проведение чемпионата Европы по футболу 2028 года (Евро-2024 проводит Германия). Тем более, что у нашей южной соседки уже имеется положительный опыт, совместно с Польшей, проведения Евро-2012. Правда, даже в случае подачи белорусско-украинской заявки на Евро-2028 возникает вопрос отсутствия в нашей стране футбольных стадионов нужной вместимости, которые позволят Беларуси претендовать на проведение игр не только в рамках группового этапа ЧЕ, и еще ряд других нюансов, в основном, инфраструктурного и организационного характера. Место проведения Евро-2028 определится не позднее лета 2022 года и даже в случае провала нашей заявки на его проведение, через 4 года должен пройти ЧЕ-2032 и так далее.

Разумеется, все это проекты отдаленного будущего, но уже сегодня можно утверждать с высокой долей вероятности, что даже в случае получения нами Евро-2028, проводится этот чемпионат будет уже без Зеленского и, судя по всему, без его нынешнего белорусского коллеги. И к тому времени уже забудутся все перипетии, связанные с лишением нас ЧМ-2021 по хоккею. Разумеется, при условии, что нас действительно лишат хоккейного праздника в этом году.