Время от времени визиты главы государства в тот или иной регион страны и соответствующие совещания с руководителями предприятий и представителями местной вертикали в наших условиях в значительной степени имеют ритуальный характер.

В советской и постсоветской модели приезд самого высокого начальства в тот или иной проблемный регион означает, что там накопилось слишком много противоречий, и местные руководители не могут прийти к согласию, обвиняя друг друга в бесхозяйственности и коррупции. Налаженная система административных и теневых отношений вследствие накала страстей между ними способна обрушиться. И тогда такой региональный финансовый кризис может привести к обеднению и социальным протестам местного населения.

Высокое начальство, знакомясь с ситуацией на месте, пытается найти правых и виноватых, вынося благодарность первым и отчитывая вторых. Но в принципе оставляет систему взаимоотношений в неизменном состоянии, так что никто из местных руководителей не несет рыночной ответственности за результаты своей деятельности. Неудачники не разоряются, успешные не обогащаются. От высокого начальства и не ожидают такого рыночного арбитража, от него ждут лишь только дополнительного финансирования для преодоления реальных трудностей, либо спровоцированных искусственно, чтобы иметь право на «доппаек».

Получая дополнительное финансирование, регион продолжает свое вялотекущее существование, а местные руководители и население по-прежнему выражают лояльность вышестоящему начальству. В условиях рыночной экономики такие противоречия между субъектами хозяйствования вызвали бы местный финансовый кризис и переход частной собственности из одних рук в другие. Места неудачников заняли бы эффективные хозяйственники. В течение некоторого времени система вновь пришла бы к внутреннему равновесию без привлечения дополнительного финансирования.

Важнейшим условием сохранения постсоветской модели экономики и такого внешне ритуального характера отношений вышестоящего начальства с местными руководителями является наличие дополнительных ресурсов, в наших условиях — финансовых. В течение нескольких десятилетий страна имела такие ресурсы в размере почти двух миллиардов долларов ежегодно, в результате переработки относительно дешевой российской нефти и продажи продуктов ее переработки потребителям. И за счет этого дохода дополнительное финансирование предоставлялось, в том числе и проблемным регионам.

Ограничение ресурсного потока способно привести к изменению характера взаимоотношений вышестоящего начальства с региональными руководителями. Ритуальность визитов главы государства в регионы может остаться в прошлом. Нынешние предложения главы государства о передаче отстающих сельскохозяйственных предприятий на баланс банков или даже их продажа частным инвесторам отличаются от прежних, в духе советских традиций, высказываний. Возможно, со временем вместо ритуальных визитов высокого начальства в регионы придет рынок без дополнительного финансирования, меняющего неудачников на эффективных хозяйственников.