Отсутствие качественного прогресса чиновники пытаются компенсировать количеством заявлений о невероятном прогрессе в согласовании позиций двух стран.
Фото: БЕЛТА
17-18 июля Александр Лукашенко съездил в Россию: встретился с Владимиром Путиным в Валаамском монастыре и принял участие в VI Форуме регионов Беларуси и России. По итогам визита белорусский президент заявил о достижении «принципиальных договоренностей» по интеграционной тематике с российским коллегой, однако не уточнил их суть и характер.
Комментарий
- «Я уверен, что мы до конца года практически все вопросы развяжем» — это тоже слова Лукашенко о белорусско-российской интеграции. Вот только сказаны они были год назад, перед переговорами в Сочи в сентябре 2018 года. Аналогичные общие благожелательные заявления звучали и еще раньше, но в итоге ни к чему не приводили. Как сказал на Форуме в Санкт-Петербурге сам Лукашенко, «мы пришли к такому моменту, когда надо уже не просто говорить, а принимать решения. От нас этого уже ждут не только журналисты, специалисты, но и обычные люди». Но поскольку даже после этих слов никаких конкретных решений не последовало, то наиболее вероятно, что никакие принципиальные договоренности просто не достигнуты.
- По сути переговоры закончились очередным возвращением обсуждения интеграции на уровень министров: «президенты свой путь прошли (…) сейчас работают правительства». В такой пинг-понг можно играть бесконечно: после неплодотворных переговоров два президента спускают нерешенные вопросы в правительства, а министры к следующей встрече на высшем уровне возвращают нерешенные вопросы президентам. Однако никакие обсуждения, комиссии и дорожные карты не могут компенсировать отсутствие политической воли. Беларусь и Россия в вопросах союзной интеграции придерживаются взаимоисключающих позиций и не могут предложить друг другу ничего принципиально нового.
- Выступление Александра Лукашенко на VI Форуме регионов прошло в комфортном для белорусского президента формате разговора об интеграции с Россией. Вместо обсуждения практических экономических вопросов в его речи доминировала риторика об общем героическом прошлом и неискупленной вине коллективного Запада. Сегодня в России такой речью все еще можно сорвать бурные аплодисменты, но в экономических вопросах там руководствуются прагматикой.За это, видимо, белорусский МИД несколько месяцев назад назвал посла Михаила Бабича «счетоводом» и «подающим надежды бухгалтером». Посла поменять удалось, но нет возможности поменять доминирующий в России подход к союзной интеграции.
- Отсутствие качественного прогресса чиновники пытаются компенсировать количествомзаявлений о невероятном прогрессе в согласовании позиций двух стран.Однако без прозрачной методологии такие заявления не имеют смысла, а «процент согласованного» постоянно меняется. Когда-то в 2006 году обе стороны утверждали что союзная конституция согласована на 99%. 15 июня текущего года министр экономического развития РФ Максим Орешкин отметил, что Россия и Беларусь согласовали около 90% программы углубленной интеграции. А через месяц, 18 июля, министр экономики Беларусь Дмитрий Крутой заявил, что Минск и Москва на 80% согласовали позиции в вопросах интеграции. Либо за месяц позиции сторон на 10% рассогласовались, либо каждая сторона считает проценты по-своему.
- Александр Лукашенко установил символический дедлайн «снятия всех вопросов» на 8 декабря, 20-летний юбилей подписания Договора о создании Союзного государства. Однако нет никаких оснований полагать, что к этой дате удастся достичь каких-то значительно более существенных интеграционных соглашений, чемотмена роуминга между мобильными отператорами. Скептическая позиция уже упомянутого Орешкина звучит более реалистично: «Есть ряд нерешенных вопросов, но они носят, конечно же, принципиальный характер, и если они решены не будут, это может законсервировать процесс строительства Союзного государства, а при определенных обстоятельствах даже развернуть этот процесс назад».
Читать блиц в версии pdf