Европейский Союз является крупнейшим торговым партнёром и иностранным инвестором Казахстана, а Казахстан является ближайшим политическим и экономическим партнёром ЕС среди стран Центральной Азии.

По мнению посла ЕС в Казахстане Свена-Олова Карлссона, сотрудничество ЕС-Казахстан расширяется во многих областях. Например, в образовании, научных исследованиях, торговле, транспорте, сельском хозяйстве и охране окружающей среды.

«Более 350 проектов на общую сумму 180 миллионов евро были профинансированы ЕС, в частности, они нацелены на укрепление потенциала регионального и местного правительства, реформы сектора правосудия и прав человека», — сказал Свен-Олов Карлссон. «В настоящее время Казахстан определяется как страна с уровнем дохода выше среднего, и, следовательно, акцент смещается с двусторонних программ помощи на программы по наращиванию потенциала с региональным измерением» [1].

Соглашение о расширенном партнёрстве и сотрудничестве ЕС с Казахстаном, подписанное в декабре 2015 года, является основным документом, определяющим двусторонние отношения. Оно обеспечивает правовую основу для развития отношений в 29 ключевых областях сотрудничества, таких как политический диалог, права человека, транспорт, окружающая среда и изменение климата, энергетика, образование и другие.Это соглашение является первым в своём роде подписанным ЕС с одним из его центральноазиатских партнёров. В то же время соглашение ещё не ратифицировано всеми странами ЕС, но его имплементация уже даёт результаты. Например, в рамках соглашения товарооборот между странами ЕС и Казахстаном увеличился с 2,2 млрд долларов в 1999 году до более 29,48 млрд долларов в 2018 году.

При этом соглашение о расширенном партнёрстве и сотрудничестве не имеет такой же силы и влияния, как соглашение об ассоциации с ЕС. Но и требования к государству, претендующему на заключение соглашения об ассоциации намного выше. Тем не менее соглашение с Казахстаном тоже предполагает осуществление ряда реформ и способствует развитию экономических отношений.

В связи с прошедшими 9 июня 2019 года президентскими выборами в Казахстане возникает вопрос о будущем отношений государства с ЕС.

Уже 18 июня новый президент Касым-Жомарт Токаев в интервью для Euronews [2] заявил следующее: «Надо помнить, что ЕС является самым крупным торговым партнёром Казахстана. То есть приоритет сотрудничества с ЕС абсолютно очевиден». Комментируя прошедшую встречу с главой Европейского совета Дональдом Туском, Токаев отметил, что были определены основные направления сотрудничества. Среди них — торгово-экономические отношения, инвестиции, диалог по стратегическому партнёрству на международной арене и заимствование опыта развитых стран по политической трансформации общества. Политические реформы в Казахстане были названы приоритетом, так как, по убеждению нового главы государства, «без политической трансформации общества экономические реформы невозможны».

Дональд Туск в свою очередь отметил, что Казахстан является важным партнёром для ЕС в регионе. Страна является мостом между Европой и Дальним Востоком, а также между Россией и Южной Азией[3].

Новый президент Казахстана присвоил верховному представителю ЕС по внешней политике Федерике Могерини орден «Досты?» («Дружба») первой степени «за значительный вклад в развитие всесторонних отношений» между Казахстаном и ЕС. 2 июля в Нур-Султане состоялось первое заседание Платформы диалога высокого уровня по вопросам экономики и бизнеса между ЕС и Казахстаном. Министерство сельского хозяйства Казахстана намерено начать переговоры со странами ЕС об открытии доступа на их рынки продовольствия для казахстанской продукции. Такие события уже показывают, что развитие отношений Казахстана с ЕС будет продолжаться.

Следует отметить, что Казахстан является членом Евразийского экономического союза (ЕАЭС). По аналогии с Арменией, которая тоже входит в ЕАЭС и имеет похожее двустороннее соглашение с ЕС, Казахстан находит баланс в отношениях с ЕС и Россией. Более того, такое балансирование происходит с учётом влияния Китая в регионе. ЕС тоже играет важную роль для Казахстана как противовес традиционному российскому влиянию и растущему влиянию Китая.Интересно, что Казахстан даже готов, в случае необходимости, предоставить платформу для начала диалога о взаимодействии ЕС-ЕАЭС-Китай [4].

С другой стороны, успех балансирования можно объяснить тем, что Россия не видит угрозы сильного влияния ЕС с точки зрения того, что в регионе Центральной Азии нет западного военного присутствия, и государства не стремятся вступить в ЕС или НАТО. Государства входят в пророссийские интеграционные структуры, как ЕАЭС и Организацию Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Отсутствие геополитической напряженности позволяет центральноазиатским государствам не выбирать чью-либо сторону.

Проблематичным в отношениях с ЕС остаётся визовый вопрос. Казахстан упростил визовый режим с ЕС в 2017 году, то есть граждане ЕС могут приехать в Казахстан на срок до 30 дней без визы. Казахстан ожидает, что и ЕС пойдёт на фасилитацию визового режима для казахских граждан. Однако ЕС в этом вопросе никогда не торопится. 23 мая 2019 года посол ЕС в Казахстане заявил, что ЕС вернётся к вопросу о либерализации визового режима для Казахстана только в 2020 году после утверждения всех положений визового кодекса.

Стоит отметить, что соглашение о расширенном партнёрстве и сотрудничестве в отличие от соглашения об ассоциации не предполагает ни свободной торговли, ни свободного перемещения граждан. Поэтому упрощение визового режима вероятнее всего будет иметь ограниченный характер.

Казахстан продолжает сталкиваться с проблемой того, что его экономика сильно зависит от экспорта энергии. Казахстан пытается диверсифицировать свою экономику и заинтересован в техническом сотрудничестве с ЕС. Хотя при таком техническом сотрудничестве Казахстан может столкнуться с трудностями соответствия нормам ЕАЭС.

ЕС выразил готовность развивать отношения с Казахстаном, однако ожидается, что власти Казахстана примут меры в отношении замечаний Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) к прошедшим президентским выборам. Вопросы верховенства закона, прав человека, демократии всё ещё остаются предметом обсуждений с ЕС.

В целом страны Центральной Азии имеют меньший приоритет для ЕС, чем страны, входящие в Европейскую политику соседства. Тем не менее ЕС усиливает дипломатические отношения с регионом. Примером тому служит Новая стратегия развития отношений с Центральной Азией, обновляющая стратегию 2007 года. Она была принята Еврокомиссией 15 мая 2019 года. Основной целью было обозначено создание «более прочного, современного и неразрывного партнёрства» с центральноазиатскими бывшими советскими республиками [5].

В документе сказано, что, «уважая стремления и интересы каждого из своих центральноазиатских партнёров, а также сохраняя необходимость проводить различие между ситуациями в каждой отдельной стране, ЕС будет стремиться к углублению взаимодействия с теми государствами Центральной Азии, которые хотят и способны укреплять отношения».Можно провести параллель с обновлённой стратегией в развитии отношений ЕС со странами Восточного партнёрства, которая тоже предполагает дифференцированный подход в отношениях с каждым из государств.

В новой стратегии отмечается, что соглашение с Казахстаном служит опорой для присутствия ЕС в регионе. Подобные соглашения планируется заключить с Кыргызстаном и Узбекистаном.

Окончательная стратегия будет официально представлена уже в июле 2019 года. Заместитель министра иностранных дел Казахстана Роман Василенко уже назвал документ «дальновидным», опередив официальную реакцию правительства.

По некоторым оценкам, усиление финансовой и политической поддержки ЕС имеет жизненно важное значение в рамках новой стратегии. На этапе реализации стратегии особую роль будет играть то, какой вклад будут вносить правительства, гражданское общество и эксперты [6].

Таким образом, для ЕС Казахстан играет важную роль в качестве потребительского рынка, производителя энергии, гаранта региональной безопасности и торгового моста с Китаем. В свою очередь, Казахстан рассматривает ЕС в качестве инвестиционного партнёра, который также способствует постепенным реформам, институциональным преобразованиям, оказывает политическую поддержку.

Регион Центральной Азии становится стратегически более интересным для ЕС. Но есть риск того, что с ростом этого интереса геополитическая напряжённость в регионе может усилиться.

[1] https://astanatimes.com/2019/03/eu-kazakhstan-relations-evolving-cooperatively-providing-a-model-for-region-says-european-envoy/

[2]https://ru.euronews.com/2019/06/18/tokaev-web

[3]https://www.consilium.europa.eu/en/press/press-releases/2019/05/31/remarks-by-president-donald-tusk-after-his-meeting-with-president-of-kazakhstan-kassym-jomart-tokayev/

[4]https://astanatimes.com/2018/11/kazakhstan-presents-proposals-for-new-eu-strategy-on-central-asia/

[5]https://eeas.europa.eu/sites/eeas/files/joint_communication_-_the_eu_and_central_asia_-_new_opportunities_for_a_stronger_partnership.pdf

[6]https://www.euractiv.com/section/central-asia/opinion/eu-kazakhstan-elections-trade-and-transition/