В конце февраля, в ходе интернет-видеобрифинга на сайте Национального пресс-центра глава ЦИК Беларуси Лидия Ермошина сказала буквально следующее: «Если бы у меня спросили, я бы назначила выборы на воскресенье — 1 декабря». Судя по всему, власти с датой выборов первой из двух избирательных кампаний периода 2019-2020 уже определились. Теперь осталось решить, какая именно из двух кампаний пройдет в нынешнем году — президентская или парламентская?

Согласно Конституции, выборы президента назначаются Палатой представителей не позднее чем за пять месяцев и проводятся не позднее чем за два месяца до истечения срока полномочий предыдущего президента. То есть следующие президентские выборы должны состояться не позднее 30 августа 2020 года, парламентские — не позднее 6 сентября 2020 года.

На основании этого и по экономическим причинам ранее не раз высказывались предложения провести выборы и президента, и парламента в один день — чтобы государство могло банально сэкономить деньги на проведении фактически одной избирательной кампании как бы по принципу «две кампании в одной» с финалом в виде «единого дня голосования» вместо двух электоральных кампаний.

Тем не менее, власть ранее заявляла, что совмещать выборы никто не будет. В свое время Лидия Ермошина разъяснила это так: совмещение кампаний «чревато многими сильными политическими беспокойствами». В ноябре 2018 года президент Лукашенко и вовсе выразился предельно четко: «У нас начинается политическая „вакханалия“, которая продлится минимум полтора года. И выборы парламента, и президента. Они никогда не добавляли стабильности и спокойствия в нашем обществе». Год назад глава ЦИК идеальным временем для первых выборов называла ноябрь 2019 года.

Конечно же, по словам Ермошиной, «закон не запрещает совмещать две кампании, но у нас сложилась практика, что президентские выборы не совмещаются ни с какими иными выборами. Поэтому президент уже неоднократно говорил, что избирательных кампаний будет две. То есть какая-то из кампаний будет в этом году, следующая — в 2020. Интрига состоит в том, что никто не знает, когда будут эти периоды проведения выборов и какие выборы пройдут первыми. ЦИК также не обладает информацией об этом, надеемся, что тайна будет открыта во время конституционного послания главы государства в апреле. На всякий случай мы готовимся к двум избирательным кампаниям».

Многие несогласные с фактически «досрочными» выборами заявили буквально следующее: выборы раньше проводить нельзя, это будет нарушением прав президента парламента, сроки которых, получается, незаконно урезаются. Точно так же нельзя проводить выборы и после этих сроков, поскольку может получится незаконное удержание власти сверх установленного срока. Вопрос о выборах достаточно четко прописан и в Конституции, и в избирательном законодательстве. Разговоры о том, что можно проводить выборы на полгода раньше, мол, просто «басни для непосвященных». Это является нарушением Конституции и избирательного законодательства…

И действительно, от 1 декабря 2019 года (даты, которую предложила Лидия Ермошина) и до истечения нынешнего срока Александра Лукашенко останется еще почти 11 месяцев. А до истечения срока нынешнего парламента — более 10 месяцев.По закону парламент должен собраться на первое заседание максимум через месяц после избрания. Поэтому если 1 декабря проводить парламентские выборы, то срок полномочий нынешних депутатов будет примерно на 20 процентов короче обычного.Как быстро надо приводить президента к присяге, закон не оговаривает. Но проведение выборов президента уже в этом году означает, что или новому (в теории) главе государства придется долго ждать своего президентского кресла, либо срок нынешнего Главы государства придется урезать на 9-10 месяцев.

Ясность в вопрос внес экс-глава Конституционного суда Григорий Василевич. По его мнению правовых препятствий для назначения выборов за несколько месяцев до истечения срока президента или парламента нет. В Конституции указан срок, позднее которого нельзя проводить выборы — это два месяца до истечения срока полномочий президента и месяц — для парламента. «Не позднее» — это значит, что можно раньше. Тезис о невозможности сокращения срока президента или парламента господин Василевич считает «оценочным» и повторяет, что в конституции такого запрета нет: и президент, и парламент могут пойти на выборы до истечения срока своих полномочий.

В целом же, глава ЦИК в своем видео обращении ничего особенно нового не сказала. Ранее, в январе сего года она озвучила срок, когда будет объявлено окончательное решение: согласно Лидии Ермошиной, это будет сделано в апреле во время ежегодного послания президента. Из нового — разве что сама дата выборов, которые, по мнению главы ЦИК, имеет смысл провести 1 декабря 2019 года. Разумеется, это еще не официальное объявление выборов, но мне что-то подсказывает, что чиновник столь высокого ранга, да еще с настолько длительным опытом госслужбы вряд ли бы высказала свое личное мнение в настолько серьезном вопросе. Конечно, есть вероятность, что сама дата выборов в последствии может быть несколько иной, но на основе многих ключевых признаков имеются веские основания полагать, что выборы пройдут именно в конце 2019 года. Среди этих «ключей» — не только заявление Ермошиной о первом декабря, но и упомянутые выше слова президента Лукашенко про 2019 год как год начала политической «вакханалии». И, конечно же, оппозиция, которая на удивление заранее начала подготовку к выборам.

Многие обозреватели выражали различные мнения на счет того, какие выборы объявят первыми. Некоторые считали, что парламентские, но все же большинство наблюдателей склонялись к мысли о том, что первыми все же будут президентские. При этом, если исходить из даты 1 декабря, предложенная главой ЦИК, то официальное объявление выборов должно произойти за три месяца до даты их проведения, это означает, что в не позднее самого начала осени. Так что во время ежегодного послания будет озвучено только лишь политическое решение. Привязка к посланию также подталкивает к мысли, что разговор может пойти именно про президентские выборы. И фактически досрочные.

Полномочия Лукашенко истекают только осенью 2020 года. И, вероятно, в ходе апрельского послания он вполне может заявить, что, мол, отбирать у депутатов полномочия раньше истечения срока все же как-то не совсем прилично, а вот свои собственные полномочия глава государства вполне готов сократить. Тем более, что президент избирается на пять лет, а парламент — всего-навсего на четыре года. В итоге может получится весьма широкий жест по сокращению собственных полномочий, но никак не полномочий парламента. И если в апреле глава государства даст согласие на сокращение своих полномочий, депутаты в начале сентября лишь завершат их сокращение, назначив выборы на декабрь 2019 года.

Также в пользу того, что первыми выборами в нынешнем году будут именно выборы президента, говорит много иных факторов. Некоторые наблюдатели уже отметили, что многократные заявления главы государства во время конфликта с Россией были в целом выдержаны в стилистике, характерной для ведения избирательной кампании в ее активной фазе. Ведь до осени 2020 года, когда должны пройти очередные президентские выборы, светлый образ защитника Отечества, народа и суверенитета страны может и заметно растерять былой лоск, а если провести эти выборы 1 декабря 2019 и продолжить «качать» подобный образ — то на оставшиеся до выборов месяцы его вполне может и хватить.

500 долларов средней зарплаты, которые официально было обеспечены в конце 2018 года — это также определенная демонстрация успехов белорусской власти. Демонстрация того, что на конец текущего года выйти на те же заветные «попятьсот» — это как бы и не вытягивание жил из экономики, и не то, что может спровоцировать новую девальвацию по типу той, к которой страна скатилась после выборов 2010 года.

Кроме того, если выборы пройдут в декабре — это также будет пересечение с 2010 годом. Выборы 2006 года были ранней весной, в 2001-м и в 2015-м — осенью. Провести выборы в этом году в декабре — это напоминание оппозиции о том, что случилось в декабре 2010 года. Власть, тем самым, заодно напомнит, что может и повторить, если что.

Новых «сюрпризов» от ключевого союзника с востока уже имеется немало, но пока что большинство из них более-менее известные и не такие уже и болезненные. Предыдущая договоренность по газу в этом году все еще действует. Налоговый маневр по нефти — это, конечно же, сильный удар, но в текущем году — еще не смертельный, 380 миллионов долларов — это много, но пока что и не катастрофа. В следующем году сумма будет явно больше, а сколько придется платить за газ в 2020-м году — вообще пока не известно и окончательно выяснится это как раз в декабре. Поэтому отвечать на эти вопросы лучше уже после выборов, чем перед ними, если проводить президентские выборы в штатном режиме в 2020 году.

В общем, все расчеты показывают, что с точки зрения Лукашенко есть смысл провести сначала президентские выборы. Да и оппозиция, к слову, в последние месяцы начала подготовку именно к президентским выборам, а не к парламентским. В любом случае, если проводить выборы президента в декабре, оппозиция, скорее всего, просто не успеет серьезно подготовиться для участия в них. Если фактический старт избирательной кампании будет дан во время апрельского послания, то для работы будут в лучшем случае апрель и май, затем — традиционное летнее политическое затишье, а далее у оппозиции остается только три осенних месяца, что будет явно недостаточно для победы даже в случае выдвижение единого кандидата от оппозиции (в вероятность чего мне, правда, верится с большим трудом).

Спустя ровно неделю после заявления Ермошиной о «выборах 1 декабря», во время «Большого разговора» с президентом, последний высказался, что и президентские, и парламентские выборы пройдут «строго по Конституции» и что »с датами власти определятся уже в ближайшее время, в марте–апреле».

Можно обратить внимание на очередность сказанного: «и президентские, и парламентские» — именно в таком порядке. Скорее всего, решение уже принято. По всей видимости, сначала это будут проведены главные, президентские выборы, а потом уже как приложение — парламентские. Ведь значение выборов главы государства в белорусском обществе гораздо выше, нежели значение выборов нижней палаты парламента.

А теперь самое интересное. Во время проведения все того же «Большого разговора» глава государства сказал: «Я склонен сегодня к тому, что новую Конституцию нам придется принимать». Затем высказался более развернуто: «Я думаю, что это не пять лет, это будет гораздо меньше. Сейчас ломать избирательное законодательство, даже, как говорят, совершенствовать, реформировать, тем более Конституцию, в эти два года, когда парламентские и президентские выборы, нельзя. Это не только мое мнение. Ни в коем случае нельзя. Мы должны спокойно провести эти выборы и заняться тем, о чем мы говорили».

Существует вероятность, пусть и небольшая, что все может произойти «не совсем» так и, если выборы президента пройдут 1 декабря 2019 года — не будут ли они совмещены с проведением референдумом по изменению некоторых статей Основного закона?

Конечно, согласно Лидии Ермошиной, «у нас сложилась практика, что президентские выборы не совмещаются ни с какими иными выборами», но такой подход вовсе не исключает совмещения выборов первого лица государства с проведением общенационального референдума. Тем более, подобный прецедент уже имел место в 2004-м году: выборы, правда, парламентские, проводились в один день плебисцитом — уже третьим по счету в истории независимой Беларуси. Объявление даты проведения референдума-2004 тогда явилось неожиданностью для большинства политических обозревателей.